№ 1 январь 2024 — 13 января 2024

Особенности управления сферой туризма

Версия для печати 641 Материалы по теме
Особенности управления сферой туризма

Мы продолжаем начатую в предыдущих номерах тему развития туризма. Сегодня предлагаем обсудить некоторые управленческие аспекты организации работы этой сферы и понять, есть ли оптимальный вариант, который безотказно дает лучший результат.

Марина Александровна Клишина, первый заместитель генерального директора Центра исследований бюджетных отношений

Нормативное обеспечение управления отраслью

Полномочия субъектов РФ по созданию благоприятных условий для развития туризма были законодательно закреплены в ноябре 2010 года. Тогда были внесены соответствующие нормы в Федеральный закон № 184‑ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В дальнейшем компетенция в сфере туризма сохранилась в Федеральном законе от 21 декабря 2021 года № 414‑ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», пришедшем на смену Закону № 184‑ФЗ.

Теперь компетенция регионов дополнительно детализирована: оговорено создание условий для беспрепятственного доступа к туристским ресурсам, средствам связи, медицинской, правовой и иным видам помощи. А также прописана поддержка приоритетных направлений развития туризма, в том числе социального, сельского, детского, самодеятельного туризма, организация и проведение мероприятий в сфере туризма, аттестация экскурсоводов (гидов) и гидов-переводчиков. Кроме того, дополнительно детализированы полномочия, связанные с организацией детского отдыха (реестр организаций отдыха детей, список рекомендуемых туристских маршрутов для прохождения группами туристов с участием детей и др.).

Как и в других отраслях, наиболее детальная характеристика полномочий регионов в сфере туризма содержится в отраслевом законодательстве — в данном случае в статье 3.2 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132‑ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», введенной в 2016 году[1]. Помимо уже обозначенных в 414‑ФЗ компетенций, в нем указаны как стратегические, так и тактические направления. Стратегические — это определение основных задач, приоритетных направлений, создание документов стратегического планирования. Тактические — создание систем навигации и ориентирования, содействие в продвижении туристских продуктов, участие в информационном обеспечении сферы, создание туристских информационных центров и т. д.

Поделиться