Правительство внесло в Госдуму законопроект с изменениями в Бюджетном кодексе о расширении существующих методов проведения государственного финансового контроля. Документ опубликован в электронной базе Государственной думы.
Новые превентивные методы финансового контроля за получателями бюджетных средств помогут выявлять риски нарушений в режиме реального времени.
Как пояснил на заседании правительства премьер-министр Михаил Мишустин, «проверок и ревизий движения средств господдержки по уже свершившимся событиям, то есть постфактум, недостаточно», цитирует его «Коммерсант». По словам министра, многие нарушения и ошибки могут быть предотвращены на предварительном этапе при грамотном управлении рисками.
В Бюджетный кодекс планируют включить два новых инструмента: наблюдение и контрольный мониторинг (контроллинг).
Наблюдение предполагает проведение «невидимого» контроля, когда без уведомления его объектов и без их участия будет проводиться непрерывный сбор и анализ информации с использованием имеющейся у государства цифровой среды, в частности — за счет данных госинформсистем и межведомственного обмена. При обнаружении рисков нарушений органы финконтроля будут выдавать предписания и предостережения.
Контрольным мониторингом будет заниматься Федеральное казначейство. Он будет напоминать налоговый мониторинг ФНС. Получатели госсредств должны будут добровольно раскрывать учетные данные, что позволит освободиться от излишней контрольной нагрузки, в частности проведения выездных проверок.
По итогам мониторинга казначейство будет представлять свое мотивированное мнение — его игнорирование может обернуться проведением проверки или ревизии.
В дополнение к контрольным полномочиям органы финансового контроля по аналогии со Счетной палатой получат и экспертно-аналитические функции. Они смогут анализировать расходы госсредств, «оценивая законность операций на основе доступных источников, например за счет интеграции информсистем».
Положения закона о контрольном мониторинге вступят в силу с 1 января 2025 года.