Вступивший в силу в начале 2006 года Федеральный закон №94ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных служб» вызвал немало вопросов по его применению. Выяснилось, что проблемы с введением и соблюдением, новых правил госзакупок особенно остро ощущаются на уровне субъектов и муниципальных образований. Каждый день в МЭРТ поступает огромное количество звонков и писем из регионов по поводу различных положений закона. Сегодня мы публикуем наиболее часто задаваемые вопросы, а также ответы специалистов министерства на них.
Вопрос: Вправе ли органы субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления выпускать нормативные акты, регламентирующие размещение заказов, если согласно статье 2 Федерального закона правовая база закупок четко регламентирована?
Ответ: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ регламентирует отношения, связанные с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд, а также устанавливает единый порядок размещения заказов на всей территории Российской Федерации.
Закон не предусматривает возможности принятия собственных нормативных правовых актов о размещении заказов на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. И, таким образом, на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут приниматься нормативные правовые акты только в части формирования заказов, его исполнения и других сферах, непосредственно не связанных с размещением заказов.
Вопрос: Какие требования должны предъявляться к специализированной организации для осуществления функций по размещению заказов путем проведения торгов? Каковы критерии отбора при проведении конкурсов среди таких организаций и может ли выполнять эти функции индивидуальный предприниматель?
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона под специализированной организацией понимается юридическое лицо, привлекаемое на договорной основе заказчиком, уполномоченным органом для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт - разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем проведения торгов в соответствии с Законом. Таким образом, к специализированной организации предъявляются такие же требования, что и к любым другим участникам размещения заказа. Указанные требования перечислены в статье 11 Закона.
Кроме того, Законом не запрещено привлекать физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей для осуществления функций по разработке конкурсной документации, документации об аукционе и выполнения иных связанных с обеспечением проведения торгов функций, выполняемых не от имени заказчика или уполномоченного органа и которые не приводят к возникновению прав и обязанностей у заказчика или уполномоченного органа.
Вопрос: Допускается ли изменение объема закупаемых по контракту товаров, работ, услуг (если это прописано в конкурсной документации, документации об аукционе, а также в извещении и запросе котировок) и какой допустимый объем изменений (в процентах)?
Ответ: В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона заказчиком, уполномоченным органом в конкурсной документации может быть предусмотрено право заказчика при исполнении контракта в одностороннем порядке изменить объем всех предусмотренных контрактом работ, услуг не более чем на пять процентов такого объема в случае выявления потребности в дополнительных работах, услугах, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, услугами, предусмотренными контрактом, или при прекращении потребности в предусмотренной контрактом части работ, услуг. При этом по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) заказчик вправе изменить цену контракта пропорционально объему указанных дополнительных работ, услуг или объему указанной части работ, услуг, но не более чем на пять процентов такой цены.
Возможность изменения объема предусмотренных контрактом товаров, а также работ, услуг в случае, если заказ размещается путем проведения аукциона, запроса котировок или осуществляется закупка у единственного источника Законом не предусмотрена и, соответственно, не допускается.
Вопрос: Что включено в понятие «другие критерии», указанные в пункте 8 части 4 статьи 28 Закона?
Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона при проведении конкурса на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ для определения лучших условий исполнения контракта в соответствии с конкурсной документацией конкурсная комиссия вправе учитывать также такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участников конкурса, если такой критерий предусмотрен извещением о проведении открытого конкурса, приглашением принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документацией.
Кроме того, в части 3 статьи 11 Закона установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства о наличии у таких участников размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа. Установление дополнительных требований к участникам размещения заказа при размещении заказов для нужд обороны страны и безопасности государства может привести к необходимости установления соответствующих дополнительных критериев оценки заявок на участие в конкурсе.
Вопрос: Что понимается под формулировками одноименные товары, одноименные работы, одноименные услуги?
Ответ: Принимая во внимание, что определение "одноименные товары" может иметь разные трактовки, Минэкономразвития России считает возможным придерживаться общих определений товара, которые используются, например, в ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", постановлении Госкомстата России от 25 марта 2002 г. № 23 "Об утверждении "Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен" из которых следует, что под одноименными понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению.
Вопрос: Что входит в понятие «непреодолимая сила» в пункте 6 части 2 статьи 55 Закона?
Ответ: Под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются события, наступившие независимо от воли сторон договора после его заключения и создающие препятствия для исполнения обязательства, несмотря на предпринятые обязанным лицом меры к его исполнению (в качестве примера обстоятельства непреодолимой силы можно привести стихийные бедствия: наводнение, землетрясение; общественные явления, например, военные условия).
При заключении государственных контрактов сторонам необходимо в соответствующем разделе определить срок, на который исполнение обязательств приостанавливается в связи с действием обстоятельств непреодолимой силы, а также порядок действий сторон при наступлении этих обстоятельств, включающий в себя:
- форму и срок уведомления контрагента о наступлении обстоятельств форс-мажора и их прекращении;
- способ подтверждения наступления данных обстоятельств.
В случае если из-за непредотвратимых причин обязательства невозможно выполнить даже по истечении срока, на который по соглашению сторон их исполнение было приостановлено, договор может быть расторгнут на основании статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (в связи с существенным изменением обстоятельств).
Вопрос: Должно ли государственное учреждение, финансируемое из средств федерального бюджета, размещать заказы для собственных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ? В каком порядке размещаются заказы за счет средств, полученных от предпринимательской деятельности?
Ответ: В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимые для осуществления функций Российской Федерации.
Таким образом, если государственное учреждение является получателем бюджетных средств, то действие положений Федерального закона распространяется на закупки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые учреждение закупает за счет средств, полученных из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Вопрос: С каким уполномоченным органом необходимо согласовывать размещение заказов у единственных поставщиков (исполнителей, подрядчиков)?
Ответ: В случаях, указанных в ст. 55 Федерального закона решение о размещении заказа у единственного источника (поставщика) государственный заказчик вправе принимать самостоятельно, за исключением пункта 11 части 2 данной статьи, по которому согласование размещения заказа у единственного источника (поставщика), осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
Вопрос: Возможна ли пролонгация договоров, заключенных в предыдущие годы, если в таких договорах содержалось указанное условие?
Ответ: В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст.24) расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В соответствии с этим государственный контракт заключается на один финансовый год и пролонгации не подлежит.
Вопрос: Разъясните порядок заключения государственных контрактов в 2006 году на выполнение НИОКР по результатам открытых конкурсов, проведенных в 2005 году.
Ответ: В случае, если государственный контракт по результатам открытого конкурса, проведенного в 2005 году, был заключен на один год (в заявках участников конкурса была представлена стоимость контракта только на 2005 год), размещение заказов на выполнение НИОКР в 2006 году должно осуществляться путем проведения новых конкурсов.
Одновременно Минэкономразвития России рекомендует в случаях, если срок выполнения работ составляет более одного года, проводить конкурс на весь объем работ, при этом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственный контракт также должен заключаться на весь объем работ, т.е. на срок более одного года с оговоркой, что оплата будет осуществляться по мере выделения средств из бюджета.
Вопрос: Какой орган должен принять решение о создании уполномоченного органа?
Ответ: Решение о создании уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных нужд может приниматься органами государственной власти или органами местного самоуправления и оформляется путем выпуска соответствующего нормативного правового акта о создании такого органа.
Вопрос: С каким уполномоченным органом необходимо согласовать размещение заказа в случаях, если на конкурс была подана заявка только от одного поставщика, и если на конкурс не было подано ни одной заявки.
Ответ: В случае, если представлена только одна заявка на участие в конкурсе, заявка на участие в аукционе или только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признан участником конкурса или участником аукциона, заказчик обязан заключить государственный или муниципальный контракт с данным поставщиком на условиях, указанных в его конкурсной (аукционной) заявке и конкурсной (аукционной) документации. Согласования с каким-либо органом исполнительной власти или муниципального образования не требуется.
В случае если конкурс или аукцион признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен, заказчик по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения федеральным органом исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации) или органом местного самоуправления (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования), может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Вопрос: Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ установлена обязанность организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, осуществлять выбор аудиторов для проведения обязательного аудита в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. № 706 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» определен иной порядок выбора аудиторских организаций. Какой порядок выбора аудиторов следует применять?
Ответ: В части 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в редакции Федеральных законов от 14 декабря 2001 г. № 164-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ, от 30 декабря 2004 г. № 219-ФЗ) было установлено: «Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом».
Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» внесены изменения в части порядка заключения договоров на оказание аудиторских услуг.
В Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ) установлено, что заключение договоров на оказание аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Таким образом, при размещении заказов на оказание аудиторских услуг акционерное общество не должно руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. № 706 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита».
Открытое акционерное общество не выступает государственным заказчиком и не заключает по результатам размещения заказа государственный контракт. Открытое акционерное общество по результатам размещение заказа на аудиторские услуги, от своего имени заключает договор с победителем и, таким образом, является заказчиком этих услуг.
Вопрос: Что должен предпринять заказчик, если поставщик отказывается осуществлять поставку товаров по фиксированным ценам, например, вследствие резкого изменения цен на ГСМ?
Ответ: В соответствии с Законом победителем конкурса признается участник конкурса, соответствующий требованиям конкурсной документации и предложивший лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Согласно Закону государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, содержащихся в конкурсной документации и в заявке участника, признанного победителем конкурса. При этом цена государственного или муниципального контракта остается фиксированной на весь период действия контракта. Данное условие заказчик вправе также дополнительно указать в конкурной документации. В случае если поставщик отказывается осуществлять поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по фиксированным ценам на стадии проведения конкурса, то заявка такого поставщика должна быть отклонена, как не соответствующая требованиям конкурсной документации. В случае, если указанный поставщик отказывается осуществлять поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по фиксированным ценам в нарушение заключенного с ним государственного или муниципального контракта, заказчик вправе в судебном порядке принудить поставщика к исполнению контракта на первоначальных условиях или расторгнуть контракт. В последнем случае указанный поставщик (по представлению заказчика) включается в реестр недобросовестных поставщиков.
Вопрос: Что понимается под «качеством работ, услуг» в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона?
Ответ: В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации, при этом одним из возможных критериев оценки и сопоставления заявок является критерий «качество работ».
Оценка заявок на участие в конкурсе с использованием критерия «качество работ» может производиться путем сравнения предложений участников конкурса по качеству выполнения работ, являющихся предметом конкурса, на основе установленных подкритериев оценки заявок на участие в конкурсе.
Подкритериями оценки качества работ могут являться, например, следующие:
- применяемые технологии и методы выполнения работ, их новизна, эффективность и надежность;
- ресурсы, предлагаемые для выполнения работ;
- применяемые методы и системы контроля качества выполняемых работ;
- методы, обеспечивающие соответствие или превышение установленных стандартов качества, безопасности, экологии и т.п.
- другие аспекты выполнения работ, направленные на обеспечение качества процесса и результата выполнения работ.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе при использовании критерия «качество работ» может производиться с применением балльно-весового метода, для чего каждому подкритерию качества придается определенное весовое значение (его относительная значимость по отношению к другим подкритериям оценки), с учетом которого конкурсная комиссия выставляет баллы в соответствии с принятой шкалой балльной оценки.
Закон не предусматривает возможности использования при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе критериев, характеризующих опыт, финансовое состояние, репутацию участников размещения заказа (за исключением квалификационных критериев, применяемых при проведении конкурсов на выполнение опытно-конструкторских, научно-исследовательских или технологических работ).
Вместе с тем, при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе заказчик вправе оценивать показатели технических предложений участников размещения заказа, характеризующие такие качественные аспекты выполнения работ, как технология и организация строительства, включая использование конкретных материально-технических ресурсов и производственных мощностей, наличие договоров с поставщиками (материалов, конструкций, оборудования) и другие.
Вопрос: Вправе ли органы субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления выпускать нормативные акты, регламентирующие размещение заказов, если согласно статье 2 Федерального закона правовая база закупок четко регламентирована?
Ответ: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ регламентирует отношения, связанные с размещением заказов для государственных и муниципальных нужд, а также устанавливает единый порядок размещения заказов на всей территории Российской Федерации.
Закон не предусматривает возможности принятия собственных нормативных правовых актов о размещении заказов на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. И, таким образом, на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований могут приниматься нормативные правовые акты только в части формирования заказов, его исполнения и других сферах, непосредственно не связанных с размещением заказов.
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона под специализированной организацией понимается юридическое лицо, привлекаемое на договорной основе заказчиком, уполномоченным органом для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт или аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт - разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона выбор специализированной организации осуществляется заказчиком, уполномоченным органом путем проведения торгов в соответствии с Законом. Таким образом, к специализированной организации предъявляются такие же требования, что и к любым другим участникам размещения заказа. Указанные требования перечислены в статье 11 Закона.
Кроме того, Законом не запрещено привлекать физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей для осуществления функций по разработке конкурсной документации, документации об аукционе и выполнения иных связанных с обеспечением проведения торгов функций, выполняемых не от имени заказчика или уполномоченного органа и которые не приводят к возникновению прав и обязанностей у заказчика или уполномоченного органа.
Ответ: В соответствии с пунктом 6 статьи 9 Закона заказчиком, уполномоченным органом в конкурсной документации может быть предусмотрено право заказчика при исполнении контракта в одностороннем порядке изменить объем всех предусмотренных контрактом работ, услуг не более чем на пять процентов такого объема в случае выявления потребности в дополнительных работах, услугах, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, услугами, предусмотренными контрактом, или при прекращении потребности в предусмотренной контрактом части работ, услуг. При этом по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) заказчик вправе изменить цену контракта пропорционально объему указанных дополнительных работ, услуг или объему указанной части работ, услуг, но не более чем на пять процентов такой цены.
Возможность изменения объема предусмотренных контрактом товаров, а также работ, услуг в случае, если заказ размещается путем проведения аукциона, запроса котировок или осуществляется закупка у единственного источника Законом не предусмотрена и, соответственно, не допускается.
Ответ: В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона при проведении конкурса на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ для определения лучших условий исполнения контракта в соответствии с конкурсной документацией конкурсная комиссия вправе учитывать также такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участников конкурса, если такой критерий предусмотрен извещением о проведении открытого конкурса, приглашением принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документацией.
Кроме того, в части 3 статьи 11 Закона установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства о наличии у таких участников размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа. Установление дополнительных требований к участникам размещения заказа при размещении заказов для нужд обороны страны и безопасности государства может привести к необходимости установления соответствующих дополнительных критериев оценки заявок на участие в конкурсе.
Ответ: Принимая во внимание, что определение "одноименные товары" может иметь разные трактовки, Минэкономразвития России считает возможным придерживаться общих определений товара, которые используются, например, в ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", постановлении Госкомстата России от 25 марта 2002 г. № 23 "Об утверждении "Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен" из которых следует, что под одноименными понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства, и которые являются однородными по своему потребительскому назначению.
Ответ: Под обстоятельствами непреодолимой силы понимаются события, наступившие независимо от воли сторон договора после его заключения и создающие препятствия для исполнения обязательства, несмотря на предпринятые обязанным лицом меры к его исполнению (в качестве примера обстоятельства непреодолимой силы можно привести стихийные бедствия: наводнение, землетрясение; общественные явления, например, военные условия).
При заключении государственных контрактов сторонам необходимо в соответствующем разделе определить срок, на который исполнение обязательств приостанавливается в связи с действием обстоятельств непреодолимой силы, а также порядок действий сторон при наступлении этих обстоятельств, включающий в себя:
- форму и срок уведомления контрагента о наступлении обстоятельств форс-мажора и их прекращении;
- способ подтверждения наступления данных обстоятельств.
В случае если из-за непредотвратимых причин обязательства невозможно выполнить даже по истечении срока, на который по соглашению сторон их исполнение было приостановлено, договор может быть расторгнут на основании статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации (в связи с существенным изменением обстоятельств).
Ответ: В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимые для осуществления функций Российской Федерации.
Таким образом, если государственное учреждение является получателем бюджетных средств, то действие положений Федерального закона распространяется на закупки товаров, выполнение работ, оказание услуг, которые учреждение закупает за счет средств, полученных из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования.
Ответ: В случаях, указанных в ст. 55 Федерального закона решение о размещении заказа у единственного источника (поставщика) государственный заказчик вправе принимать самостоятельно, за исключением пункта 11 части 2 данной статьи, по которому согласование размещения заказа у единственного источника (поставщика), осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
Вопрос: Возможна ли пролонгация договоров, заключенных в предыдущие годы, если в таких договорах содержалось указанное условие?
Ответ: В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст.24) расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В соответствии с этим государственный контракт заключается на один финансовый год и пролонгации не подлежит.
Вопрос: Разъясните порядок заключения государственных контрактов в 2006 году на выполнение НИОКР по результатам открытых конкурсов, проведенных в 2005 году.
Ответ: В случае, если государственный контракт по результатам открытого конкурса, проведенного в 2005 году, был заключен на один год (в заявках участников конкурса была представлена стоимость контракта только на 2005 год), размещение заказов на выполнение НИОКР в 2006 году должно осуществляться путем проведения новых конкурсов.
Одновременно Минэкономразвития России рекомендует в случаях, если срок выполнения работ составляет более одного года, проводить конкурс на весь объем работ, при этом в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации государственный контракт также должен заключаться на весь объем работ, т.е. на срок более одного года с оговоркой, что оплата будет осуществляться по мере выделения средств из бюджета.
Ответ: Решение о создании уполномоченного органа на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных нужд может приниматься органами государственной власти или органами местного самоуправления и оформляется путем выпуска соответствующего нормативного правового акта о создании такого органа.
Вопрос: С каким уполномоченным органом необходимо согласовать размещение заказа в случаях, если на конкурс была подана заявка только от одного поставщика, и если на конкурс не было подано ни одной заявки.
Ответ: В случае, если представлена только одна заявка на участие в конкурсе, заявка на участие в аукционе или только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или заявку на участие в аукционе, признан участником конкурса или участником аукциона, заказчик обязан заключить государственный или муниципальный контракт с данным поставщиком на условиях, указанных в его конкурсной (аукционной) заявке и конкурсной (аукционной) документации. Согласования с каким-либо органом исполнительной власти или муниципального образования не требуется.
В случае если конкурс или аукцион признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен, заказчик по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения федеральным органом исполнительной власти (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъекта Российской Федерации) или органом местного самоуправления (при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд муниципального образования), может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Вопрос: Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ установлена обязанность организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, осуществлять выбор аудиторов для проведения обязательного аудита в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ. При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. № 706 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» определен иной порядок выбора аудиторских организаций. Какой порядок выбора аудиторов следует применять?
Ответ: В части 2 статьи 7 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в редакции Федеральных законов от 14 декабря 2001 г. № 164-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ, от 30 декабря 2004 г. № 219-ФЗ) было установлено: «Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25 процентов, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом».
Федеральным законом от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» внесены изменения в части порядка заключения договоров на оказание аудиторских услуг.
В Федеральном законе от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 февраля 2006 г. № 19-ФЗ) установлено, что заключение договоров на оказание аудиторских услуг должно осуществляться по итогам размещения заказа на оказание таких услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Таким образом, при размещении заказов на оказание аудиторских услуг акционерное общество не должно руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. № 706 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита».
Открытое акционерное общество не выступает государственным заказчиком и не заключает по результатам размещения заказа государственный контракт. Открытое акционерное общество по результатам размещение заказа на аудиторские услуги, от своего имени заключает договор с победителем и, таким образом, является заказчиком этих услуг.
Ответ: В соответствии с Законом победителем конкурса признается участник конкурса, соответствующий требованиям конкурсной документации и предложивший лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Согласно Закону государственный или муниципальный контракт заключается на условиях, содержащихся в конкурсной документации и в заявке участника, признанного победителем конкурса. При этом цена государственного или муниципального контракта остается фиксированной на весь период действия контракта. Данное условие заказчик вправе также дополнительно указать в конкурной документации. В случае если поставщик отказывается осуществлять поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по фиксированным ценам на стадии проведения конкурса, то заявка такого поставщика должна быть отклонена, как не соответствующая требованиям конкурсной документации. В случае, если указанный поставщик отказывается осуществлять поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по фиксированным ценам в нарушение заключенного с ним государственного или муниципального контракта, заказчик вправе в судебном порядке принудить поставщика к исполнению контракта на первоначальных условиях или расторгнуть контракт. В последнем случае указанный поставщик (по представлению заказчика) включается в реестр недобросовестных поставщиков.
Вопрос: Что понимается под «качеством работ, услуг» в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона?
Ответ: В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении открытого конкурса и в конкурсной документации, при этом одним из возможных критериев оценки и сопоставления заявок является критерий «качество работ».
Оценка заявок на участие в конкурсе с использованием критерия «качество работ» может производиться путем сравнения предложений участников конкурса по качеству выполнения работ, являющихся предметом конкурса, на основе установленных подкритериев оценки заявок на участие в конкурсе.
Подкритериями оценки качества работ могут являться, например, следующие:
- применяемые технологии и методы выполнения работ, их новизна, эффективность и надежность;
- ресурсы, предлагаемые для выполнения работ;
- применяемые методы и системы контроля качества выполняемых работ;
- методы, обеспечивающие соответствие или превышение установленных стандартов качества, безопасности, экологии и т.п.
- другие аспекты выполнения работ, направленные на обеспечение качества процесса и результата выполнения работ.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе при использовании критерия «качество работ» может производиться с применением балльно-весового метода, для чего каждому подкритерию качества придается определенное весовое значение (его относительная значимость по отношению к другим подкритериям оценки), с учетом которого конкурсная комиссия выставляет баллы в соответствии с принятой шкалой балльной оценки.
Закон не предусматривает возможности использования при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе критериев, характеризующих опыт, финансовое состояние, репутацию участников размещения заказа (за исключением квалификационных критериев, применяемых при проведении конкурсов на выполнение опытно-конструкторских, научно-исследовательских или технологических работ).
Вместе с тем, при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе заказчик вправе оценивать показатели технических предложений участников размещения заказа, характеризующие такие качественные аспекты выполнения работ, как технология и организация строительства, включая использование конкретных материально-технических ресурсов и производственных мощностей, наличие договоров с поставщиками (материалов, конструкций, оборудования) и другие.