Леса покрывают две трети территории России. Более того, из космоса наши леса видны прежде, чем все остальные зеленые пятна: они занимают 22% общей площади планеты. Это уникальный ресурс страны, который по запасам можно сравнить с газом.
Лес не газ
Правда, вовлеченность российских лесов в экономику оставляет желать лучшего. Тема хищнического отношения к российскому лесу, банальному экспорту необработанного сырья была озвучена Президентом России Владимиром Путиным на совещании по вопросам развития лесного хозяйства в Сыктывкаре 6 апреля 2006 г.
Производство не соответствует сырьевой базе
Доля лесопромышленного комплекса (ЛПК) в общем объеме ВВП России составляет 4,3%. Около 2% мирового экспорта лесопромышленной продукции приходится на долю нашей страны. Однако по объемам экспортной выручки Россия отстает от прочих лесных держав в разы, например от Канады в шесть раз, сообщают в Министерстве природных ресурсов.
Освоение лесного ресурса укладывается в концепцию сырьевой сверхдержавы, в дискуссию о повышении глубины переработки сырья на территории России при помощи таможенной политики и налоговых преференций. Лес – федеральное имущество наиболее крупных размеров, и потому сегодня государство стремится прекратить его «разбазаривание». Вопрос в том, достаточно ли у государства воли для решения этой проблемы, для привлечения в отрасль серьезных капиталовложений?
Сегодня российский лес – самый дешевый, и основная работа с ним сводится к рубке и вывозу, что напоминает перегонку сырой нефти. Только здесь ситуация еще непригляднее: за рубежом лес перерабатывается, а затем в виде бумаги и других материалов импортируется обратно. Условия вывоза «кругляка» долгое время остаются самыми либеральными в мире, потому в экспорте продукции ЛПК преобладает именно экспорт необработанной древесины – его доля доходит до 90%.
Кстати
Один из самых крупных лесопромышленных комплексов создан в Финляндии. ЛПК обеспечивает 25% всех доходов страны Суоми от внешнеэкономической деятельности, и занято в нем около 50 тыс. человек – 1% населения.
При этом деятельность финских лесопромышленных компаний и целлюлозно-бумажных комбинатов, как отмечают специалисты, во многом обусловлена поставками сырья из России: каждый пятый лист бумаги, выпускаемый финскими фабриками, произведен с использованием нашего сырья. По причине дешевой транспортировки закупать российское сырье для Финляндии очень выгодно. Интерес северного соседа в борьбе за лесной фонд России очевиден. Именно финские компании составят серьезную конкуренцию отечественным лесопромышленникам.
Кроме того, лес часто «перестаивает». Перестоянные деревья не вырабатывают кислород, а потребляют его; часто болеют. Защитные леса, в которых перестоянные деревья обеспечивают уникальную биосреду и подлежат охране, – отдельная тема.
Ежегодная расчетная лесосека составляет около 520 млн куб. м, но в среднем по стране осваивается лишь около 22% от нее. Что объясняется неразвитой инфраструктурой лесного хозяйства – отсутствием сети лесовозных дорог.
По мнению специалистов, экономический потенциал российского леса можно оценить в 100 млрд долларов. Но поскольку сегодня эксплуатируется всего 10% лесов, уровень дохода с 1 га в России в 10 раз ниже, чем в странах Европы.
Правда, с 2006 г. государство предусмотрело в федеральном бюджете 500 млн рублей на строительство лесных дорог, и в дальнейшем финансирование этой статьи планируется увеличивать. Прокладка лесных дорог – серьезный инструмент для привлечения в лес бизнеса, потому что своими силами развернуть большое производство в ЛПК почти невозможно. Новый Лесной кодекс определит место бизнеса и приоритеты государственной политики в отношении леса, но помимо правил игры предприниматели ждут от государства поддержки, и здесь обустройство инфраструктуры должно быть первостепенным: предлагаются такие механизмы, как льготное кредитование строительства лесных дорог, прокладка платных лесных дорог под крупные инвестиционные проекты.
Новый Лесной кодекс
Лесной кодекс согласовывается уже около двух лет. С новым законом свои планы на развитие лесного хозяйства связывают и предприниматели, и государство. Модернизировать ли производство, вкладывать ли деньги в организацию вертикально интегрированных компаний, которые смогут запустить на своих орбитах тысячи мелких предприятий – заготовщиков первичного звена?
О напряжении накануне принятия закона говорит и тот факт, что в приемной профильного комитета Госдумы России – Комитета по природным ресурсам и природопользованию – в последний месяц занят телефон, а в кулуарах можно услышать, что руководитель Комитета Наталья Комарова сейчас «в авторитете».
Однако ряд экспертов, как и многие лесопромышленники, к принятию Лесного кодекса относятся скептически. «Правила пользования лесами, ответственность за пользование ими прописаны в новом кодексе недостаточно ясно. Отсутствуют четкие нормы в отношении строительства на лесных территориях. Как и прежде, не решает новый кодекс и вопросов охраны леса», – говорит Владимир Дмитриев, координатор программ WWF России по лесной политике.
В Лесном кодексе вводится новая классификация лесов, по которой часть ресурсов будет освобождена для нужд экономики. Лесной кодекс призван закрепить ряд преференций для крупных проектов в лесной отрасли: именно привлечения крупного капитала для усложнения лесного хозяйства добиваются авторы кодекса. При правильной таможенной политике, т.е., по их мнению, при увеличении пошлины на вывоз «кругляка» и сокращении пошлины на ввоз деревообрабатывающей техники, можно заинтересовать участников рынка и привлечь их к аренде лесных участков, углублению производства, росту подрядной деятельности.
Меры МЭРТа
Минэкономразвития России намерено поэтапно повышать пошлину на экспорт круглой древесины. 24 марта 2006 г. соответствующая программа МЭРТ была принята в форме постановления правительства № 158. Уже с 31 мая 2006 г. вывозная пошлина составит 6,5% от стоимости общего объема, но не меньше 4 евро за 1 куб. м (ранее 6,5%, но не меньше 2,5 евро за 1 куб. м). В июле 2007 г. ставку предполагается поднять до 10% от стоимости, но не ниже 6 евро за 1 куб. м.
Лесной доход
Лесные подати за древесину, отпускаемую на корню, принесут в федеральный бюджет в 2006 г. 7,6 млрд рублей, сообщают в Министерстве природных ресурсов. Сегодня в России действует двухступенчатая система определения ставок платы: на первом этапе правительство в лице Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) устанавливает минимальные ставки и проводит их индексацию, а на втором ставки подстраиваются на региональном уровне с учетом особенностей каждого региона.
Платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, полностью направляются в федеральный бюджет, а в части, превышающей минимальные ставки, поступают в бюджеты регионов. С 1 января 2007 г. полномочия по установлению ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, согласно закону № 199-ФЗ от 31 декабря 2005 г. будут переданы субъектам Российской Федерации.
Передача полномочий
Согласно закону № 199-ФЗ с 1 января 2007 г. большая часть полномочий по управлению лесами передается в регионы. Пока неясно, подразумевает ли это реорганизацию территориальных управлений Рослесхоза. Однако, поскольку регионы уже сегодня зачастую не справляются с полномочиями по тушению пожаров, вряд ли можно ожидать полной децентрализации.
Общие доходы лесного хозяйства по итогам 2005 г. составили 28,1 млрд рублей – это на 18% больше, чем в 2004 г. Руководитель Рослесхоза Валерий Рощупкин отметил, что достигнут небывалый рост объемов заготовки леса, который обеспечил дополнительный вклад в ВВП в размере 5,5 млрд рублей.
«Лесной доход от заготовки древесины составляет 77,9 рублей на 1 га, а от использования лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях – 18 555 рублей на 1 га, – сообщили в Министерстве природных ресурсов. – В 2005 г. доля рекреационных видов лесопользования в лесном доходе составила 8,4%, т.е. 686,3 млн рублей».
Охрана леса
Лесной доход мог бы быть выше, если бы не теневая экономика. Серьезный ущерб лесам наносят пожары. В этом смысле, например, майские праздники для Рослесхоза – беда: именно на них приходится пик активности населения и соответственно повышается риск возникновения лесных пожаров.
По словам руководителя Рослесхоза Валерия Рощупкина, в 2005 г. убытки от незаконных вырубок леса, основная часть которых приходится на Сибирь, Северо-Запад и Дальний Восток, оцениваются в 5,3 млрд рублей. Варварская вырубка, контрабанда древесины, уклонение от налогов наносят ущерб бюджету, экологии и имиджу российского лесного комплекса. Но нарушители в лесу – как иголка в стоге сена. «Управлениям Росприроднадзора физически не хватает людей для охраны лесов. Что могут сделать десять человек на регион?» – говорит Владимир Дмитриев, координатор программ WWF – Россия по лесной политике.
По мнению Дмитриева, 30% произведенной в России древесины приходится на нелегальные заготовки, и то, что правительство признало эту проблему на высшем уровне, – уже серьезный шаг, хотя доля теневого бизнеса в лесном комплексе сейчас оценивается на уровне 10%.
Большим достижением в борьбе с незаконными рубками стало введение с 2005 г. спутникового мониторинга. Финансирование проекта в прошлом году обошлось в 50 млн рублей, но эффективность оказалась огромной: по данным Рослесхоза, мониторинг только нескольких регионов выявил незаконных рубок на 800 млн рублей. 50 млн рублей было возвращено нарушителями – крупными арендаторами, т.е. проект полностью окупился.
Полученные в результате незаконных вырубок средства Федеральное агентство лесного хозяйства взыскивает через суд, причем основанием для возбуждения дела в прокуратуре является фотография из космоса.
Мониторинг показал, что нарушения правил лесопользования приходятся на крупных арендаторов участков лесного фонда. Но часть вины лежит и на работниках Рослесхоза.
В I квартале 2006 г. при помощи спутникового мониторинга уже выявлено нарушений на 100 млн рублей. В текущем году Рослесхоз планирует охватить авиационным и космическим контролем всю территорию интенсивного лесопользования России (свыше 140 млн га лесного фонда), а в течение двух последующих лет – весь эксплуатируемый в Российской Федерации лесной фонд.
Финансирование лесного хозяйства
В целом финансирование лесного хозяйства – а это не только охрана леса от незаконных порубок и обеспечение тушения пожаров, но и лесовосстановительные работы, защита от вредителей и болезней и т.д. – увеличивается. Соответственно растет и объем лесопользования. Если в 2001 г. финансирование составило около 10,1 млрд рублей, то в 2004 г. – почти 22 млрд рублей. Нужно отметить, что доля федерального бюджета сокращается, зато повышается роль внебюджетных источников – лесных хозяйств. Но существующих объемов по-прежнему недостаточно.
Лесное хозяйство России остро нуждается в инвестициях: износ техники, применяемой в лесном хозяйстве, крайне высок (80%), что может повлечь за собой ухудшение состояния лесного фонда и нанести урон экономике страны.
На местах
Виктор Николаевич ГЛАДЫШЕВ, руководитель Агентства лесного хозяйства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Общая площадь земель лесного фонда Агентства лесного хозяйства по Архангельской области и НАО (с учетом государственных природных заповедников и национальных парков) сегодня составляет 27131,8 тыс. га.
Фонд лесовосстановления в течение 2005 г. увеличился на 10,8 тыс. га вследствие сплошных рубок главного пользования – 50,6 тыс. га, гибели от пожаров – 0,4 тыс. га и усыхания ельников – 5 тыс. га. Положительным результатом 2005 г. нужно считать уточнение площадей при лесоустройстве и выявление ранее не учтенных и не используемых земель.
Пожароопасный сезон 2005 г. характеризовался средней горимостью. Из 314 зарегистрированных пожаров к категории крупных были отнесены 8. Причиненный ущерб составил 20,48 млн рублей, из них лесхозы Агентства затратили на тушение лесных пожаров 2,47 млн рублей, авиалесоохраны – 11,11 млн рублей.
Наложено 73,5 тыс. рублей штрафных санкций. Взыскано 71,5 тыс. рублей.
За 2005 г. было выявлено 258 случаев незаконной порубки леса с начисленным ущербом 83 348,3 тыс. рублей, масса незаконно срубленной древесины составила 9 313 куб. м. Следственным органам передано 206 дел, четыре человека привлечены к уголовной ответственности.
Для предотвращения преступлений в сфере лесопользования органы внутренних дел, ФСБ, Государственный таможенный комитет, департамент лесопромышленного комплекса, Росприроднадзор сотрудничают с Агентством лесного хозяйства. Изъятые лесоматериалы передаются в региональное отделение Российского фонда федерального имущества.
На 1 января 2006 г. лесхозами Агентства передан в аренду 361 участок лесного фонда, из них для заготовки древесины – 352 участка на общей площади 13,1 млн га с установленным ежегодным отпуском древесины 12,5 млн куб. м.
Три участка общей площадью 292,7 тыс. га передано в аренду для побочных лесных пользований – пастьбы скота и пр. Для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей выделено два участка на площади 11 га. Участки предоставляются в ходе лесных конкурсов.
Петр КОСТЕНИЧ, руководитель Агентства лесного хозяйства по Ростовской области
Все леса Ростовской области отнесены к I группе, основным назначением которой является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и оздоровительных функций. Область целиком расположена в степной зоне, поэтому выращивание здесь леса – дело необходимое. Активная работа по созданию защитных лесных насаждений началась еще в сталинские времена, тогда эта мера была направлена на защиту от пыльных бурь.
В 1953 г. неожиданно было принято решение о прекращении работ по созданию государственных полос, массивных дубрав, насаждений на песках, по склонам оврагов и балок. И после очередной сильной засухи в 1954 г. в Ростовской области началось усыхание насаждений. А в 1960-х гг. пыльные бури вновь обрушились на страну, и новому руководству пришлось вернуться к «плану преобразования природы».
К настоящему времени общая площадь лесонасаждений различного вида и назначения на территории Ростовской области составляет свыше 500 тыс. га, 85% которых созданы искусственно.
В управлении Агентства лесного хозяйства по Ростовской области находится 92% общей площади лесного фонда области, оставшаяся часть – в управлении Минсельхоза и органов местного самоуправления (городские леса).
Проведение лесоустроительных работ в лесном фонде, подведомственном Агентству, финансируется из федерального бюджета: в 2004 г. на эти цели было выделено 1,4 млн рублей, в 2005 г. – 5,2 млн и в 2006 г. – 3,8 млн. Лесоустройство сельхозлесов и городских лесов будет проведено в 2006 г. за счет средств областного бюджета.
Общий запас древесины составляет 14,5 млн куб. м, в том числе 2,1 млн – спелой и перестойной. Древесина имеет низкую товарную структуру (средний выход деловой древесины равен 10%). Общий ежегодный объем заготавливаемой древесины (70 тыс. куб. м) покрывает потребность населения области в дровах и продукции переработки низкотоварной древесины (пиломатериал, штакетник, столбы, жерди и др.).
В связи с газификацией населенных пунктов области спрос на дрова для отопления с каждым годом падает.
Иван Чагатаев
Правда, вовлеченность российских лесов в экономику оставляет желать лучшего. Тема хищнического отношения к российскому лесу, банальному экспорту необработанного сырья была озвучена Президентом России Владимиром Путиным на совещании по вопросам развития лесного хозяйства в Сыктывкаре 6 апреля 2006 г.
Производство не соответствует сырьевой базе
Доля лесопромышленного комплекса (ЛПК) в общем объеме ВВП России составляет 4,3%. Около 2% мирового экспорта лесопромышленной продукции приходится на долю нашей страны. Однако по объемам экспортной выручки Россия отстает от прочих лесных держав в разы, например от Канады в шесть раз, сообщают в Министерстве природных ресурсов.
Освоение лесного ресурса укладывается в концепцию сырьевой сверхдержавы, в дискуссию о повышении глубины переработки сырья на территории России при помощи таможенной политики и налоговых преференций. Лес – федеральное имущество наиболее крупных размеров, и потому сегодня государство стремится прекратить его «разбазаривание». Вопрос в том, достаточно ли у государства воли для решения этой проблемы, для привлечения в отрасль серьезных капиталовложений?
Сегодня российский лес – самый дешевый, и основная работа с ним сводится к рубке и вывозу, что напоминает перегонку сырой нефти. Только здесь ситуация еще непригляднее: за рубежом лес перерабатывается, а затем в виде бумаги и других материалов импортируется обратно. Условия вывоза «кругляка» долгое время остаются самыми либеральными в мире, потому в экспорте продукции ЛПК преобладает именно экспорт необработанной древесины – его доля доходит до 90%.
Кстати
Один из самых крупных лесопромышленных комплексов создан в Финляндии. ЛПК обеспечивает 25% всех доходов страны Суоми от внешнеэкономической деятельности, и занято в нем около 50 тыс. человек – 1% населения.
При этом деятельность финских лесопромышленных компаний и целлюлозно-бумажных комбинатов, как отмечают специалисты, во многом обусловлена поставками сырья из России: каждый пятый лист бумаги, выпускаемый финскими фабриками, произведен с использованием нашего сырья. По причине дешевой транспортировки закупать российское сырье для Финляндии очень выгодно. Интерес северного соседа в борьбе за лесной фонд России очевиден. Именно финские компании составят серьезную конкуренцию отечественным лесопромышленникам.
Кроме того, лес часто «перестаивает». Перестоянные деревья не вырабатывают кислород, а потребляют его; часто болеют. Защитные леса, в которых перестоянные деревья обеспечивают уникальную биосреду и подлежат охране, – отдельная тема.
Ежегодная расчетная лесосека составляет около 520 млн куб. м, но в среднем по стране осваивается лишь около 22% от нее. Что объясняется неразвитой инфраструктурой лесного хозяйства – отсутствием сети лесовозных дорог.
По мнению специалистов, экономический потенциал российского леса можно оценить в 100 млрд долларов. Но поскольку сегодня эксплуатируется всего 10% лесов, уровень дохода с 1 га в России в 10 раз ниже, чем в странах Европы.
Правда, с 2006 г. государство предусмотрело в федеральном бюджете 500 млн рублей на строительство лесных дорог, и в дальнейшем финансирование этой статьи планируется увеличивать. Прокладка лесных дорог – серьезный инструмент для привлечения в лес бизнеса, потому что своими силами развернуть большое производство в ЛПК почти невозможно. Новый Лесной кодекс определит место бизнеса и приоритеты государственной политики в отношении леса, но помимо правил игры предприниматели ждут от государства поддержки, и здесь обустройство инфраструктуры должно быть первостепенным: предлагаются такие механизмы, как льготное кредитование строительства лесных дорог, прокладка платных лесных дорог под крупные инвестиционные проекты.
Лесной кодекс согласовывается уже около двух лет. С новым законом свои планы на развитие лесного хозяйства связывают и предприниматели, и государство. Модернизировать ли производство, вкладывать ли деньги в организацию вертикально интегрированных компаний, которые смогут запустить на своих орбитах тысячи мелких предприятий – заготовщиков первичного звена?
О напряжении накануне принятия закона говорит и тот факт, что в приемной профильного комитета Госдумы России – Комитета по природным ресурсам и природопользованию – в последний месяц занят телефон, а в кулуарах можно услышать, что руководитель Комитета Наталья Комарова сейчас «в авторитете».
Однако ряд экспертов, как и многие лесопромышленники, к принятию Лесного кодекса относятся скептически. «Правила пользования лесами, ответственность за пользование ими прописаны в новом кодексе недостаточно ясно. Отсутствуют четкие нормы в отношении строительства на лесных территориях. Как и прежде, не решает новый кодекс и вопросов охраны леса», – говорит Владимир Дмитриев, координатор программ WWF России по лесной политике.
В Лесном кодексе вводится новая классификация лесов, по которой часть ресурсов будет освобождена для нужд экономики. Лесной кодекс призван закрепить ряд преференций для крупных проектов в лесной отрасли: именно привлечения крупного капитала для усложнения лесного хозяйства добиваются авторы кодекса. При правильной таможенной политике, т.е., по их мнению, при увеличении пошлины на вывоз «кругляка» и сокращении пошлины на ввоз деревообрабатывающей техники, можно заинтересовать участников рынка и привлечь их к аренде лесных участков, углублению производства, росту подрядной деятельности.
Меры МЭРТа
Минэкономразвития России намерено поэтапно повышать пошлину на экспорт круглой древесины. 24 марта 2006 г. соответствующая программа МЭРТ была принята в форме постановления правительства № 158. Уже с 31 мая 2006 г. вывозная пошлина составит 6,5% от стоимости общего объема, но не меньше 4 евро за 1 куб. м (ранее 6,5%, но не меньше 2,5 евро за 1 куб. м). В июле 2007 г. ставку предполагается поднять до 10% от стоимости, но не ниже 6 евро за 1 куб. м.
Лесной доход
Лесные подати за древесину, отпускаемую на корню, принесут в федеральный бюджет в 2006 г. 7,6 млрд рублей, сообщают в Министерстве природных ресурсов. Сегодня в России действует двухступенчатая система определения ставок платы: на первом этапе правительство в лице Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) устанавливает минимальные ставки и проводит их индексацию, а на втором ставки подстраиваются на региональном уровне с учетом особенностей каждого региона.
Платежи за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, полностью направляются в федеральный бюджет, а в части, превышающей минимальные ставки, поступают в бюджеты регионов. С 1 января 2007 г. полномочия по установлению ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, согласно закону № 199-ФЗ от 31 декабря 2005 г. будут переданы субъектам Российской Федерации.
Согласно закону № 199-ФЗ с 1 января 2007 г. большая часть полномочий по управлению лесами передается в регионы. Пока неясно, подразумевает ли это реорганизацию территориальных управлений Рослесхоза. Однако, поскольку регионы уже сегодня зачастую не справляются с полномочиями по тушению пожаров, вряд ли можно ожидать полной децентрализации.
Общие доходы лесного хозяйства по итогам 2005 г. составили 28,1 млрд рублей – это на 18% больше, чем в 2004 г. Руководитель Рослесхоза Валерий Рощупкин отметил, что достигнут небывалый рост объемов заготовки леса, который обеспечил дополнительный вклад в ВВП в размере 5,5 млрд рублей.
«Лесной доход от заготовки древесины составляет 77,9 рублей на 1 га, а от использования лесного фонда в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях – 18 555 рублей на 1 га, – сообщили в Министерстве природных ресурсов. – В 2005 г. доля рекреационных видов лесопользования в лесном доходе составила 8,4%, т.е. 686,3 млн рублей».
Охрана леса
Лесной доход мог бы быть выше, если бы не теневая экономика. Серьезный ущерб лесам наносят пожары. В этом смысле, например, майские праздники для Рослесхоза – беда: именно на них приходится пик активности населения и соответственно повышается риск возникновения лесных пожаров.
По словам руководителя Рослесхоза Валерия Рощупкина, в 2005 г. убытки от незаконных вырубок леса, основная часть которых приходится на Сибирь, Северо-Запад и Дальний Восток, оцениваются в 5,3 млрд рублей. Варварская вырубка, контрабанда древесины, уклонение от налогов наносят ущерб бюджету, экологии и имиджу российского лесного комплекса. Но нарушители в лесу – как иголка в стоге сена. «Управлениям Росприроднадзора физически не хватает людей для охраны лесов. Что могут сделать десять человек на регион?» – говорит Владимир Дмитриев, координатор программ WWF – Россия по лесной политике.
По мнению Дмитриева, 30% произведенной в России древесины приходится на нелегальные заготовки, и то, что правительство признало эту проблему на высшем уровне, – уже серьезный шаг, хотя доля теневого бизнеса в лесном комплексе сейчас оценивается на уровне 10%.
Большим достижением в борьбе с незаконными рубками стало введение с 2005 г. спутникового мониторинга. Финансирование проекта в прошлом году обошлось в 50 млн рублей, но эффективность оказалась огромной: по данным Рослесхоза, мониторинг только нескольких регионов выявил незаконных рубок на 800 млн рублей. 50 млн рублей было возвращено нарушителями – крупными арендаторами, т.е. проект полностью окупился.
Полученные в результате незаконных вырубок средства Федеральное агентство лесного хозяйства взыскивает через суд, причем основанием для возбуждения дела в прокуратуре является фотография из космоса.
Мониторинг показал, что нарушения правил лесопользования приходятся на крупных арендаторов участков лесного фонда. Но часть вины лежит и на работниках Рослесхоза.
В I квартале 2006 г. при помощи спутникового мониторинга уже выявлено нарушений на 100 млн рублей. В текущем году Рослесхоз планирует охватить авиационным и космическим контролем всю территорию интенсивного лесопользования России (свыше 140 млн га лесного фонда), а в течение двух последующих лет – весь эксплуатируемый в Российской Федерации лесной фонд.
В целом финансирование лесного хозяйства – а это не только охрана леса от незаконных порубок и обеспечение тушения пожаров, но и лесовосстановительные работы, защита от вредителей и болезней и т.д. – увеличивается. Соответственно растет и объем лесопользования. Если в 2001 г. финансирование составило около 10,1 млрд рублей, то в 2004 г. – почти 22 млрд рублей. Нужно отметить, что доля федерального бюджета сокращается, зато повышается роль внебюджетных источников – лесных хозяйств. Но существующих объемов по-прежнему недостаточно.
Лесное хозяйство России остро нуждается в инвестициях: износ техники, применяемой в лесном хозяйстве, крайне высок (80%), что может повлечь за собой ухудшение состояния лесного фонда и нанести урон экономике страны.
На местах
Виктор Николаевич ГЛАДЫШЕВ, руководитель Агентства лесного хозяйства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу
Общая площадь земель лесного фонда Агентства лесного хозяйства по Архангельской области и НАО (с учетом государственных природных заповедников и национальных парков) сегодня составляет 27131,8 тыс. га.
Фонд лесовосстановления в течение 2005 г. увеличился на 10,8 тыс. га вследствие сплошных рубок главного пользования – 50,6 тыс. га, гибели от пожаров – 0,4 тыс. га и усыхания ельников – 5 тыс. га. Положительным результатом 2005 г. нужно считать уточнение площадей при лесоустройстве и выявление ранее не учтенных и не используемых земель.
Пожароопасный сезон 2005 г. характеризовался средней горимостью. Из 314 зарегистрированных пожаров к категории крупных были отнесены 8. Причиненный ущерб составил 20,48 млн рублей, из них лесхозы Агентства затратили на тушение лесных пожаров 2,47 млн рублей, авиалесоохраны – 11,11 млн рублей.
Наложено 73,5 тыс. рублей штрафных санкций. Взыскано 71,5 тыс. рублей.
За 2005 г. было выявлено 258 случаев незаконной порубки леса с начисленным ущербом 83 348,3 тыс. рублей, масса незаконно срубленной древесины составила 9 313 куб. м. Следственным органам передано 206 дел, четыре человека привлечены к уголовной ответственности.
Для предотвращения преступлений в сфере лесопользования органы внутренних дел, ФСБ, Государственный таможенный комитет, департамент лесопромышленного комплекса, Росприроднадзор сотрудничают с Агентством лесного хозяйства. Изъятые лесоматериалы передаются в региональное отделение Российского фонда федерального имущества.
На 1 января 2006 г. лесхозами Агентства передан в аренду 361 участок лесного фонда, из них для заготовки древесины – 352 участка на общей площади 13,1 млн га с установленным ежегодным отпуском древесины 12,5 млн куб. м.
Три участка общей площадью 292,7 тыс. га передано в аренду для побочных лесных пользований – пастьбы скота и пр. Для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей выделено два участка на площади 11 га. Участки предоставляются в ходе лесных конкурсов.
Петр КОСТЕНИЧ, руководитель Агентства лесного хозяйства по Ростовской области
Все леса Ростовской области отнесены к I группе, основным назначением которой является выполнение водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и оздоровительных функций. Область целиком расположена в степной зоне, поэтому выращивание здесь леса – дело необходимое. Активная работа по созданию защитных лесных насаждений началась еще в сталинские времена, тогда эта мера была направлена на защиту от пыльных бурь.
В 1953 г. неожиданно было принято решение о прекращении работ по созданию государственных полос, массивных дубрав, насаждений на песках, по склонам оврагов и балок. И после очередной сильной засухи в 1954 г. в Ростовской области началось усыхание насаждений. А в 1960-х гг. пыльные бури вновь обрушились на страну, и новому руководству пришлось вернуться к «плану преобразования природы».
К настоящему времени общая площадь лесонасаждений различного вида и назначения на территории Ростовской области составляет свыше 500 тыс. га, 85% которых созданы искусственно.
В управлении Агентства лесного хозяйства по Ростовской области находится 92% общей площади лесного фонда области, оставшаяся часть – в управлении Минсельхоза и органов местного самоуправления (городские леса).
Проведение лесоустроительных работ в лесном фонде, подведомственном Агентству, финансируется из федерального бюджета: в 2004 г. на эти цели было выделено 1,4 млн рублей, в 2005 г. – 5,2 млн и в 2006 г. – 3,8 млн. Лесоустройство сельхозлесов и городских лесов будет проведено в 2006 г. за счет средств областного бюджета.
Общий запас древесины составляет 14,5 млн куб. м, в том числе 2,1 млн – спелой и перестойной. Древесина имеет низкую товарную структуру (средний выход деловой древесины равен 10%). Общий ежегодный объем заготавливаемой древесины (70 тыс. куб. м) покрывает потребность населения области в дровах и продукции переработки низкотоварной древесины (пиломатериал, штакетник, столбы, жерди и др.).
В связи с газификацией населенных пунктов области спрос на дрова для отопления с каждым годом падает.
Иван Чагатаев