Версия для печати 1423 Материалы по теме
Инфраструктурные кредиты ВЭБ.РФ: усилить «связанность» страны

ВЭБ.РФ — государственная корпорация развития, основная задача которой — способствовать долгосрочному социально-экономическому развитию России. В партнерстве с коммерческими банками ВЭБ.РФ занимается финансированием комплексных проектов, направленных на развитие промышленности и инфраструктуры, укрепление технологического потенциала, развитие городской экономики и повышение качества жизни людей. Логично, что с началом работы «Инфраструктурного меню» ВЭБ.РФ занял в нем свою нишу. Конкурентные преимущества инструмента мы обсудили с управляющим директором блока по работе с активами ВЭБ.РФ Тимуром Фаритовичем Темиргалиевым.

— Тимур Фаритович, расскажите о сегменте «Инфраструктурного меню», который представляет ВЭБ.РФ?

— Один из инструментов «Инфраструктурного меню» — инфраструктурные кредиты ВЭБ.РФ. Мы оказываем поддержку проектам различных направлений: развитие городской среды, поставка транспорта, строительство аэропортовой и дорожной инфраструктуры. Проще говоря, наша ниша — это финансирование всего, что связано с усилением «связанности» страны, направлено на улучшение логистики и роста мультипликативного эффекта в развитии экономики.

В рамках «Инфраструктурного меню» перед нами была поставлена цель — за три года, с 2022-го по 2024-й, предоставить для развития обозначенных мной направлений 300 миллиардов рублей кредитных средств и иных мер поддержки ВЭБ.РФ. Сегодня уже можно говорить, что мы идем со значительным опережением графика. По итогам первых двух лет мы выделили финансирование в размере 357 миллиардов рублей.

Мы строго соблюдаем один из ключевых принципов деятельности ВЭБ.РФ — финансируем проекты в партнерстве с коммерческими банками, создавая мультипликативный эффект: на каждый рубль ВЭБа мы привлекаем значительно больше средств инвесторов и иных финансирующих организаций. Соотношение в этой программе составляет один к шести. Так что на средства, которые я обозначил, были запущены проекты на общую сумму 1,8 триллиона рублей.

— Какие меры поддержки ВЭБ.РФ предоставляет в рамках «Инфраструктурного меню» помимо кредитов?

— Прежде всего это механизм «Фабрика проектного финансирования», оператором которой является ВЭБ.РФ. Во-вторых, это льготное финансирование ВЭБ.РФ, предоставляемое приоритетным проектам Дальнего Востока и Арктики. Например, современный гостинично-ресторанный комплекс на острове Парамушир строится с использованием данного инструмента. В-третьих, это особый и востребованный регионами продукт ВЭБ.РФ, основанный на сильных компетенциях и опыте нашей команды — организации финансирования. Важнейшая компетенция ВЭБ.РФ — это то, что мы умеем собирать в рамках одного проекта различные источники, разные меры поддержки. Благодаря этому и могли быть реализованы и запущены на территории нашей страны капиталоемкие проекты в сфере ЖКХ, в сфере общественного транспорта.

— Какие наиболее значимые проекты были реализованы благодаря финансированию ВЭБ.РФ в рамках «Инфраструктурного меню»?

— В прошлом году мы поддержали 36 новых проектов в более чем 20 регионах России. Это проекты дорожной и железнодорожной инфраструктуры: строительство автомобильных дорог для обхода Тольятти и города Аксая. Это проекты туристической инфраструктуры: строительство гостиницы на острове Парамушир, поставка оборудования для канатных дорог курорта «Мамисон», шесть проектов, связанных с развитием аэропортов.

Без_имени-11.jpg

Крайне востребовано сегодня привлечение финансирования для создания портовой инфраструктуры. ВЭБ.РФ участвует в создании угольного терминала в Мурманске и рыбного порта на острове Назимов.

Также мы активно работаем с проектами комплексного развития территорий. Самый яркий пример здесь, конечно, строительство инновационной инфраструктуры города Иннополиса. Про этот город-спутник Казани, редчайший пример строительства города с нуля в постсоветской России, наверное, слышали все. В нем расположены университет Иннополис и особая экономическая зона. Это один из трех наукоградов страны, созданных для развития информационных технологий. В 2023 году ВЭБ.РФ предоставил на развитие проекта 5,2 миллиарда рублей. К концу текущего года мы планируем построить два технопарка. Они создадут в городе четыре тысячи новых рабочих мест.

Занятный момент, мы, как ВЭБ.РФ, финансируем в Иннополисе создание офисной инфраструктуры, точку притяжения рабочей силы, а ДОМ.РФ финансирует строительство жилья. То есть два института развития создают качественно новую городскую среду в новом городе.

В активной стадии сейчас находятся проекты по развитию городского электротранспорта в российских городах, в ряде регионов идет модернизация ТЭЦ, замена коммунальной инфраструктуры.

— Некоторые эксперты считают, что использование «Инфраструктурного меню» в итоге приведет к росту коммерческого кредитования регионов для покрытия обязательств по инфраструктурным заимствованиям. Реальны ли эти риски?

— Любой риск всегда возможен, но при правильном администрировании, при правильном отборе проектов он минимален. Почему? Потому что все инвестиционные бюджетные кредиты направлялись на проекты точечно. Положительное решение правительственной комиссии можно было получить, только доказав возврат за счет налоговых эффектов от реализации проектов. То есть, условно, если регион берет инфраструктурный бюджетный кредит на строительство дороги, то сопутствующая жилищная, социальная, коммерческая инфраструктура, которая появится вдоль этой дороги, налоговые эффекты от новых рабочих мест, от прибыли застройщика — все это будет идти на покрытие долга. Поэтому здесь важно именно администрирование: это вопрос грамотного управления инвестициями за счет ИБК и своей территорией.

— Какие у вас планы по развитию направления в 2024 году?

— По плану мы должны еще предоставить 80 миллиардов рублей и привлечь новые проекты на сумму 142,8 миллиарда рублей. Думаю, что этот показатель будет значительно выше с учетом того, что повестка активно развивается, проектов становится больше во всех отраслях, с которыми мы работаем.

Подготовила А. Ю. Ольховая

Поделиться