Версия для печати 487 Материалы по теме
Облигации «Инфраструктурного меню»: государственная поддержка с рыночной логикой

Такой механизм «Инфраструктурного меню», как инфраструктурные облигации, уже хорошо зарекомендовал себя в качестве инструмента финансирования развития инфраструктуры и жилищного строительства. Его особенности и дальнейшее развитие мы обсудили с директором подразделения «Инфраструктурные облигации» ДОМ.РФ Александром Анатольевичем Аксаковым.

— Александр Анатольевич, насколько востребован облигационный сегмент «Инфраструктурного меню»? В чем его сильные стороны?

— Механизм инфраструктурных облигаций запущен в рамках федерального проекта «Инфраструктурное меню» в 2021 году. Как раз в конце января текущего года мы отмечали третью годовщину образования СОПФ «Инфраструктурные облигации» — эмитента ценных бумаг, который на 100 процентов принадлежит ДОМ.РФ. Как и остальные инструменты федерального проекта, наш механизм призван стимулировать развитие инфраструктуры и жилищное строительство в стране. При этом он имеет принципиальное отличие от других мер, которое заключается в сочетании государственной поддержки и рыночной логики (рисунок 1).

Через выпуск облигаций мы привлекаем с рынка капитала денежные средства инвесторов и направляем их на строительство социально значимой инфраструктуры. Речь идет в первую очередь об инженерных, социальных и дорожных проектах, которые оказались непривлекательны для банков и которые застройщики не могут реализовать самостоятельно без существенного удорожания квадратного метра. Сами займы представляются по субсидируемой ставке и на срок до 30 лет — такие условия выгодно отличают этот источник финансирования от других банковских продуктов и позволяют запускать проекты разного масштаба и сложности.

Инфраструктурные облигации ДОМ.РФ являются одним из самых востребованных инструментов «Инфраструктурного меню». В портфеле компании уже 46 проектов в 24 регионах с общей суммой финансирования 150 миллиардов рублей, и мы продолжаем получать большое количество запросов от субъектов и застройщиков (рисунок 2). При этом на фоне удорожания инфраструктурных проектов и увеличения стоимости кредитов инфраструктурные облигации ДОМ.РФ и вовсе стали практически безальтернативным источником льготного финансирования.

— 2023 год был по понятным причинам непростым для всех субъектов РФ. Какие регионы были наиболее активны в использовании механизма облигаций?

— По итогам 2023 года инфраструктурный портфель ДОМ.РФ пополнили 14 проектов, общая сумма займов по ним превышает 45 миллиардов рублей. Традиционно механизмом активнее пользуются регионы Дальнего Востока и Урала, где строительство имеет естественные ограничения: климатические, логистические. Также в числе лидеров субъекты Центрального и Приволжского федеральных округов.

В то же время в прошедшем году инфраструктурные облигации начали применять и наиболее экономически устойчивые субъекты — Москва, Московская область, Республика Татарстан. Например, столица смогла привлечь льготное финансирование для строительства магистральных тепловых сетей в районе Хорошево-Мневники и на модернизацию Люберецких очистных сооружений — крупнейших в Европе. Это масштабные проекты, которые смогут повысить качество жизни десятков тысяч семей и помочь в развитии перспективных с точки зрения жилой застройки территорий.

То же самое можно сказать и про наш первый проект в Татарстане: здесь с помощью механизма инфраструктурных облигаций построят дорогу, которая соединит Казань и Зеленодольск. Создание магистрали обеспечит масштабное территориальное развитие всей агломерации, ввод в эксплуатацию порядка 1,2 миллиона квадратных метров жилья и сопутствующей инфраструктуры в течение 10 лет.

Отмечу, что более чем в половине случаев наш механизм используется в проектах, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства, это придает им дополнительную устойчивость. Один из последних таких проектов — горнолыжный курорт в приморском городе Арсеньев. Это первый пример финансирования туристического объекта через инфраструктурные облигации. Причем, помимо займа, к реализации проекта будут привлечены средства через «Дальневосточную концессию». Это еще одна особенность инфраструктурных облигаций — возможность совмещать их с другими мерами господдержки.

— В любом случае это возвратные средства, а следовательно, имеет значение долговая устойчивость регионов. Какие требования вы выдвигаете к желающим воспользоваться вашим инструментом?

— При отборе проектов ДОМ.РФ в первую очередь руководствуется их экономической целесообразностью и важностью для регионов. При этом с учетом того, что наш механизм рыночный, принципиально, чтобы заемщик был финансово устойчивым и платежеспособным. Поэтому в рамках финансового инструмента предусмотрены экономические критерии для отбора проектов. Например, уровень государственного долга региона не может превышать 75 процентов. Кроме того, для реализации проекта с использованием инфраоблигаций необходимо предоставить обеспечение — сегодня это может быть государственная гарантия субъекта РФ, независимая гарантия института развития, например ДОМ.РФ, ВЭБ.РФ, либо компании с кредитным рейтингом «ААА» по национальной шкале.

Потенциальному заемщику необходимо подготовить финансовую модель с указанием источников возвратности, собрать комплект документов и направить его в ДОМ.РФ для проведения экспертизы на соответствие критериям программы (рисунок 3). Нашей командой проводится оценка уровня рисков, правовой структуры, а также анализ финансовой модели. Затем проект выносится на рассмотрение Правительственной комиссии по региональному развитию в РФ, которая принимает решение о финансировании проекта.

— Как меняются условия для инвесторов в связи с высокой ставкой ЦБ и другими факторами? Насколько облигации ДОМ.РФ востребованы на рынке?

— В настоящее время общий объем выпусков инфраструктурных облигаций составляет 90 миллиардов рублей. Безусловным преимуществом нашего механизма является то, что мы можем структурировать выпуски, ориентируясь на текущие условия рынка и аппетиты инвесторов. Это как выпуски с фиксированными ставками и различными сроками до погашения, так и флоатеры — выпуски с плавающей ставкой.

Например, ставка купона по последнему выпуску, который мы разместили в августе 2023 года, была привязана к индикатору RUONIA. Это было своевременное и эффективное решение в текущих рыночных условиях. В размещении приняли участие все категории инвесторов, в том числе более двух тысяч физических лиц — рекордное число. Спрос оказался выше предложенного рынку объема выпуска, что позволило увеличить итоговый объем размещения до 30 миллиардов рублей. Таким образом, выпуск стал самым крупным с момента запуска механизма.

— Можно ли сейчас говорить о том, что законодательная база, в рамках которой работают ваши инфраструктурные облигации, полностью доработана?

— На сегодняшний день вся необходимая для эффективной работы механизма нормативно-правовая база сформирована. Но ДОМ.РФ все равно продолжает готовить точечные изменения, чтобы сделать применение инфраструктурных облигаций более доступным и комфортным.

Последний на данный момент пакет поправок был утвержден Правительством РФ в июне 2023 года. Предложенные нами изменения создали условия для дальнейшего масштабирования механизма. Например, если ранее по проектам в рамках жилищного строительства для одобрения льготного займа требовалась гарантия субъекта РФ, то теперь обеспечение могут предоставить институты развития и компании с кредитным рейтингом «ААА». В таком случае финансирование можно получить вне зависимости от уровня долга региона, где будет реализован проект. Кроме того, была разрешена передача банковского сопровождения по проекту другому банку — это изменение призвано расширить возможности для участия кредитных организаций в механизме.

— Планирует ли ДОМ.РФ расширять свое присутствие в «Инфраструктурном меню» в 2024 году?

— В 2024 году ДОМ.РФ планирует сфокусироваться на реализации инженерных и дорожных проектов, способных обеспечить необходимой инфраструктурой целые районы. Также мы планируем разместить новые выпуски облигаций на сумму порядка 70 миллиардов рублей.

Еще одной нашей задачей на новый год является распространение действия механизма на финансирование мероприятий по расселению аварийного и ветхого жилья в рамках комплексного развития территорий (КРТ). Согласно действующим нормам ДОМ.РФ может направлять льготные займы только на создание инфраструктуры в рамках проектов КРТ. Предлагаемые же изменения позволят нам в том числе финансировать подготовительные работы, а именно: снос ветхого и аварийного жилья, землеустройство, перекладку инженерных коммуникаций и другие, а также осуществлять выплату возмещения владельцам квартир в расселяемых домах и приобретать квартиры с целью расселения. Поправки в соответствующее постановление Правительства РФ планируется направить на согласование в профильные ведомства в первом квартале 2024 года.

Подготовила А. Ю. Ольховая

Поделиться