Служба контроля Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — Служба) уже трижды победитель Всероссийского конкурса «Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля». В 2017 году комиссия признала Службу победителем в номинации «Эффективное межведомственное взаимодействие». В 2021 году она заняла первое место среди органов контроля субъектов РФ. И наконец, по итогам последнего конкурса Служба была признана лучшей в номинации «Эффективный контроль». Особенности работы Службы мы обсудили с ее руководителем — Михаилом Юрьевичем Косминцевым.
Служба контроля Ханты-Мансийского автономного округа — Югры — победитель VII Всероссийского конкурса «Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» в номинации «Эффективный контроль»
— Михаил Юрьевич, что вы считаете сильными сторонами работы возглавляемой вами Службы?
— Я в целом считаю работу Службы контроля успешной. В последние годы мы достигли ряда действительно значимых результатов в части эффективности контрольной деятельности. Это отражается на увеличении числа проведенных контрольных мероприятий, объеме проверенных средств и количестве установленных нарушений.
Однако если посмотреть на нашу деятельность в свете победы в последнем конкурсе, то мы получили высокую оценку прежде всего за качество проработки проверочных мероприятий. Экспертный совет конкурса отметил низкий процент обжалований результатов проверок и штрафов, а также опережающее применение методов и способов контроля, которые предлагаются в проекте изменений Бюджетного кодекса РФ.
— Вы отметили рост эффективности ведомства. А какие изменения, нововведения в вашей работе вы могли бы выделить?
— В первую очередь я хочу отметить введение новой для нас практики проведения проверочных мероприятий по поручениям губернатора и его заместителей без их оформления в соответствии с нормами федеральных стандартов. Такой подход к организации работы позволил существенно сократить путь от начала выполнения поручения до получения желаемого результата, то есть устранения либо предупреждения конкретного нарушения или недостатка.
Так, в соответствии со стандартами четыре рабочих дня уходит только на подготовку приказа о проверке, его направление объекту контроля и получение от него ответов на запросы Службы. До 40 рабочих дней — на проведение проверки и до 50 рабочих дней — на направление объектом контроля возражений, наше их рассмотрение и реализацию результатов проверки. Проще говоря, в среднем на проверку уходит три месяца. А на проверочное мероприятие по поручению губернатора, формирование выводов и предложений по его итогам уходит около двух недель. Подобные быстрые аналитические мероприятия мы проводили и ранее, однако в последние годы их количество значительно увеличилось: с семи в 2020 году до 24 в 2023 году. Знаю, что подобные проверки проходят и в других регионах, в некоторых даже созданы отдельные аналитические службы в структуре контрольного органа.
При выявлении нарушений в ходе контрольных или аналитических мероприятий в качестве превентивных мер мы направляем предложения объектам контроля по изменению действующего законодательства автономного округа. Например, в ходе проверки предоставления субсидий органам местного самоуправления на реализацию инициативных проектов по созданию приютов для животных установлено несоответствие отобранного инициативного проекта требованиям законодательства.
Правительство региона поддержало наше предложение о внесении изменений в Порядок представления субсидий на реализацию инициативных проектов. В ноябре 2022 года в него включено условие о необходимости подтверждения соответствия проекта требованиям законодательства в сфере его реализации. Кроме того, в состав комиссии по отбору инициативных проектов с января 2023 года помимо исполнительного органа, предоставляющего субсидию, включены представители исполнительных органов, деятельность которых связана с тематикой проектов. Указанные изменения позволили повысить результативность и эффективность использования бюджетных средств, исключить возможность их предоставления на реализацию недостаточно проработанных проектов.
Также во время проверки в сфере обращения с бездомными животными мы установили, что муниципальные заказчики определяли и обосновывали начальную максимальную цену контрактов на основании коммерческих предложений лиц, имеющих признаки аффилированности. Это приводило к завышению стоимости услуг в приюте по обработке против экто- и эндопаразитов, вакцинации, маркированию, стерилизации. По инициативе нашего ведомства в ноябре 2022 года в окружной закон были внесены изменения, лишившие органы местного самоуправления части полномочий по обращению с животными без хозяев. В настоящее время необходимые обработки, стерилизации проводит специализированное бюджетное учреждение автономного округа. Указанные изменения привели к эффективному использованию бюджетных средств, а также к достоверному учету животных без владельцев, поступающих в приюты.
В соответствии с нашими рекомендациями в мае 2023 года региональное правительство внесло корректировки в порядок осуществления мониторинга закупок. Речь идет об установлении с 2024 года обязанности, а не права уполномоченного органа в случае неэффективного осуществления закупок принимать меры по предотвращению нарушений в рискоемких направлениях. Кроме того, с учетом рекомендаций Службы в декабре 2023 года региональный уполномоченный орган изменил показатели оценки эффективности закупочной деятельности автономного округа. Первые результаты мы увидим по итогам первого квартала 2024 года.
— Как в целом вы оцениваете развитие госзакупок? Чего по-прежнему не хватает?
— Контроль за государственными закупками выполняет важную роль в современной экономике, поскольку он напрямую влияет на эффективность использования государственных средств. Он не только способствует предотвращению коррупции, но и обеспечивает равные условия для всех участников рынка, содействует честной конкуренции.
Количество выявляемых нарушений в целом по стране растет. Во многом это связано с ростом эффективности работы контрольных органов, которые стали лучше выявлять и регистрировать неправомерные действия. При этом мы видим определенные улучшения в прозрачности и эффективности процессов. Внедрение электронных площадок способствует повышению открытости и доступности информации о закупках. В общем, система госзакупок продолжает развиваться. Однако все еще остается большой задел для совершенствования. В частности, требует продолжения работа над обеспечением равного доступа к госзакупкам для всех участников, необходимо работать над упрощением процедур для снижения административной нагрузки на бизнес. Важно усилить мониторинг и контроль за исполнением контрактов для обеспечения высокого качества предоставляемых товаров и услуг.
— Сегодня во многом эффективность контроля связана с использованием новых технологий. Расскажите, как идет цифровизация в Службе контроля.
— В последние годы система внутреннего финансового контроля претерпевает значительные изменения, направленные на повышение ее эффективности и адаптацию к современным требованиям. Основные усилия, действительно, сосредоточены на интеграции современных технологий, включая автоматизацию и цифровизацию процессов. Это позволяет более оперативно анализировать большие объемы данных и выявлять нестандартные ситуации.
Решая задачу цифровизации, мы стремимся обеспечить максимальную интеграцию имеющихся информационных систем для того, чтобы получить возможность более глубокого изучения финансовых операций для оперативной оценки рисков нарушений. В рамках решения этой задачи в 2023 году было принято решение о разработке нового модуля автоматизированной системы госконтроля. Мы провели анализ информации о возможностях систем автоматизации контрольной деятельности, используемых в других регионах.
Так, в мае 2023 года наше ведомство провело рабочую встречу с представителями Министерства финансов Кировской области, в телефонном режиме прошли совещания с Инспекцией финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Алтайского края и Министерством финансов Ставропольского края. В настоящее время разработана необходимая техническая документация и стартовали закупочные процедуры. До конца текущего года планируем ввести модуль в эксплуатацию. В результате его работы мы ожидаем снижения количества контрольных мероприятий в зонах, где риск выявления нарушения ниже, и роста интенсивности контроля в зонах повышенного риска, оптимального распределения финансовых, трудовых и материальных ресурсов Службы, снижения нагрузки на объекты контроля, повышения качества контрольной и профилактической деятельности.
— Цифровизация предъявляет все более высокие требования к подготовке сотрудников. Не сталкиваетесь с кадровым дефицитом?
— Наша кадровая политика ориентирована на привлечение, развитие и удержание квалифицированных специалистов, а также на непрерывную подготовку и переподготовку персонала, что позволяет нам эффективно решать вопрос актуального для многих дефицита квалифицированных сотрудников.
В большинстве случаев на работу в Службу приходят сотрудники без опыта проведения контрольных мероприятий, в основном это люди, окончившие экономические или юридические факультеты. Необходимость быть в курсе изменений законодательства требует постоянного обучения и самообразования. Поэтому мы активно занимаемся профессиональным развитием сотрудников, участвуем в семинарах, проходим курсы повышения квалификации по специализированным темам. Также активно применяются онлайн-образование и дистанционные формы обучения, что позволяет сотрудникам получать обновленные знания прямо на рабочем месте.
Важным аспектом повышения профессиональной квалификации является обмен опытом и знаниями между сотрудниками: наиболее грамотные специалисты делятся собственным опытом взаимодействия с представителями контролируемых объектов, чтобы обеспечить эффективный контроль. На сегодняшний день вакансии в Службе отсутствуют, что подтверждает правильность наших подходов в работе с кадрами.
— В завершение нашего разговора хотелось бы узнать, какие задачи вы ставите перед Службой контроля на 2024 год?
— В целом нашим приоритетом в этом году будет решение задач по укреплению контрольных механизмов, в том числе при проверках эффективности управления дебиторской задолженностью по неналоговым платежам. В рамках этой работы мы планируем провести ряд контрольных мероприятий, направленных на анализ причин и условий образования просроченной дебиторской задолженности, а также на выработку эффективных предложений повышения качества управления ею у главных администраторов бюджетных средств.
Еще одним направлением работы на 2024 год я считаю повышение эффективности, результативности и адресности использования бюджетных средств. Для этих целей мы разрабатываем для ГРБС методические рекомендации по формированию регламента их контроля за соблюдением получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов их целевого назначения. Данное направление работы поддержано Министерством финансов РФ.
Подготовила А. Ю. Ольховая