Финансы№6 июнь 2006 — 20 июня 2006

Местные бюджеты Российской Федерации

Версия для печати 23638 Материалы по теме
Камиль Бексултанович БЕКСУЛТАНОВ, младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ

С принятием федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в стране образовано 24 372 муниципальных образования (для сравнения: до 1 января 2006 г. функционировало 11 733 муниципальных образований).

Муниципальные образования

2005 г.

2006 г.

Изменение

Городские округа

1 601

535

–1 066

Муниципальные районы

900

1 803

903

Городские поселения

443

2 072

1 629

Сельские поселения

8 789

19 726

10 937

Внутригородские районы

236

236

Всего

11 733

24 372

12 639

Расходная часть бюджетов муниципальных образований Российской Федерации в период с 2003 по 2005 г. ежегодно исполнялась с некоторым ростом. На 2006 г., по предварительным данным, расходы местных бюджетов также приняты с ростом и в целом составляют 1267,7 млрд рублей.
В среднем расходы местных бюджетов ежегодно повышались на 16,9%, причем наибольший рост был достигнут в 2004 г. – 21,1% к уровню 2003 г. В 2006 г. ожидается увеличение расходов местных бюджетов на 9,1% относительно уровня 2005 г.
В абсолютном выражении расходы муниципальных образований Российской Федерации возросли в 2003 г. на 134,2 млрд рублей, в 2004 г. – на 182,5 млрд, а в 2005 г. – на 117,2 млрд. В 2003–2004 гг. местные бюджеты Российской Федерации были исполнены с профицитом в 8,7 и 2,9 млрд рублей соответственно. В 2005 г. местные бюджеты были исполнены с дефицитом бюджета в объеме 9,5 млрд рублей.
Отношение расходов местных бюджетов к валовому внутреннему продукту составило в 2003 г. 6,5%, в 2004 г. – 6,2%, в 2005 г. – 5,3%.
Наибольший объем в расходной части местных бюджетов составляют затраты на финансирование социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства, в том числе на образование – 36%, на здравоохранение и спорт – 15%, на поддержку ЖКХ – 20%. Расходы на управление равны 6% от общего объема расходов местных бюджетов.
Расходы местных бюджетов в 2005 г. составили 18% от объема расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и 40% от объема расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таблица 1. Сопоставление расходов местных бюджетов РФ с расходами консолидированного бюджета РФ и расходами консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2005 г.

Расходы

Консолидированный бюджет РФ, млрд рублей

 

Консолидированный бюджет субъектов РФ, млрд рублей

Местные бюджеты РФ, млрд рублей

Доля расходов местных бюджетов РФ

консолидированный бюджет РФ, %

консолидированный бюджет субъектов РФ, %

Всего

 

6 395,9

2 883,8

1 162,3

18

40

в том числе:

 

 

 

 

 

здравоохранение

546,4

458,3

119,2

22

26

социальная политика

511,0

332,8

82,9

16

25

образование

779,8

617,8

341,9

43

55

инвестиции

78,4

25,2

14,4

18

40

В 2005 г. из местных бюджетов финансируется 22% расходов на здравоохранение, 16% – на социальную политику, 43% – на образование, 18% инвестиционных расходов консолидированного бюджета Российской Федерации и 26%, 25%, 55%, 40% расходов консолидированного бюджета субъектов РФ по соответствующим направлениям.
Доходы местных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов других уровней и прочих источников.
К налоговым доходам местных бюджетов относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации местные налоги и сборы, пени и штрафы (за неуплату налогов и иные нарушения законодательства о налогах и сборах), а также отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов по нормативам, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, а также региональными органами государственной власти субъектов РФ или представительными органами муниципальных районов.
К неналоговым доходам относятся:
•    часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
•    плата за негативное воздействие на окружающую среду – по нормативу 40% (в бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов);
•    доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства, – по нормативу 100% (в бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной собственности на землю);
•    доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства, – по нормативу 100% (в бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю).
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления в виде:
•    финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;
•    субвенций из федерального и региональных фондов компенсаций;
•    субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;
•    иных безвозмездных и безвозвратных перечислений между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
•    безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов государственных внебюджетных фондов;
•    безвозмездных и безвозвратных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.
В 2005 г. местные бюджеты Российской Федерации исполнены по доходам в объеме 1 152,8 млрд руб. В составе доходов местных бюджетов налоги составили 423,0 млрд руб. (36,7%), а неналоговые доходы – 68,0 млрд руб. (5,9%). Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы в местные бюджеты Российской Федерации равнялись 605,1 млрд руб. (52,5% доходов местных бюджетов).
Основной удельный вес (54%) в структуре безвозмездных поступлений в местные бюджеты Российской Федерации занимают субвенции, которые выделяются на выполнение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
В составе налоговых доходов основной объем поступлений обеспечивается налогом на доходы физических лиц, налогом на прибыль организаций и местными налогами – земельным и налогом на имущество физических лиц
Доходы местных бюджетов в 2005 г. составляли 15% от объема доходов консолидированного бюджета Российской Федерации и 40% от объема доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.
Налоговые доходы местных бюджетов в 2005 г. были равны 10% от объема налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации и 20% от объема налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ.
Муниципальный финансовый контроль представляет собой установленную законодательством Российской Федерации деятельность органов местного самоуправления по выявлению, предупреждению и пресечению ошибок и злоупотреблений в управлении муниципальными денежными и иными материальными ресурсами.
Основы муниципального финансового контроля заложены в гл. 26 Бюджетного кодекса и ст. 38 федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 г.
В соответствии с законодательством Российской Федерации контрольными полномочиями в отношении местных бюджетов обладают следующие органы:
1.    Представительный орган МО.
2.    Контрольный орган МО.
3.    Местная администрация МО.
4.    Федеральное казначейство.
5.    Контрольные органы Российской Федерации и СФ.
В соответствии со ст. 38 федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 г. в муниципальном образовании в целях контроля за исполнением местных бюджетов и использованием муниципальной собственности может быть создан контрольный орган муниципального образования. Данный орган формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования.
Бюджетным кодексом установлены следующие формы финансового контроля:
•    предварительный – в ходе составления, обсуждения и утверждения проектов решений о бюджете и иных проектов решений по бюджетно-финансовым вопросам;
•    текущий – в ходе исполнения местных бюджетов;
•    последующий – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов и проведения внешней проверки отчета об исполнении бюджета.
Содержание финансового контроля в муниципальных образованиях изложено в ст. 270 Бюджетного кодекса РФ. В соответствии с указанной статьей контрольные и финансовые органы муниципальных образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, которое предполагает применение к нарушителю мер принуждения, в частности:
•    предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
•    блокировка расходов;
•    изъятие бюджетных средств;
•    приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
•    наложение штрафа;
•    начисление пени;
•    иные меры, предусмотренные Бюджетным кодексом и федеральными законами.

Справка «Бюджета»
Камиль Бексултанович БЕКСУЛТАНОВ, младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ
Родился 17.07.1983 г. в Хасавюрте, Республика Дагестан.
В 2001 г. окончил Махачкалинский финансово-экономический колледж Министерства финансов РФ, в 2005 г. – Академию бюджета и казначейства Министерства финансов РФ (Москва). В настоящее время учится в аспирантуре Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ, специальность «Финансы, денежное обращение и кредит».
Младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ.


Поделиться