Социальный заказ стал тем инструментом, который предполагает наличие не только технологии доведения бюджетных средств и мониторинг достижения результата, но и доказанность эффекта от предоставления финансирования. О влиянии социального заказа на сферу туризма, и прежде всего школьного, пойдет речь в данном материале.
Вероника Александровна Сергеева, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности Минфина России
Новый инструмент
Решение об изменении способа достижения результата национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» принималось в 2021 году совместно с Ростуризмом. Тогда результат одного из мероприятий проекта определялся численностью потребителей туристического продукта, совершивших путешествие продолжительностью более 24 часов подряд. Суть мероприятия состояла в создании условий для такого рода путешествий, и первоначально его реализация предполагалась путем предоставления субсидий организациям-туроператорам.
Такая практика применялась в индустрии туризма годами, однако нацеленность Ростуризма на достижение максимального эффекта подталкивала к поиску новых инструментов реализации бюджетной политики в сфере развития туризма. Требовались подходы, предусматривающие адресность при предоставлении бюджетных средств. Тут необходимы и наличие обратной связи от отрасли и потребителей, и оценка влияния бюджетного финансирования на достижение тех целей, которые для себя формулируют участники процесса — органы власти, организации реального сектора экономики, потребители, и анализ изменения данных, на которые осуществляется воздействие с привлечением бюджетных средств.
Одним из таких инструментов в 2021 году стал социальный заказ[1], предполагающий наличие не только технологии доведения бюджетных средств и мониторинг достижения результата, но и доказанность эффекта от предоставления средств. В рамках социального заказа менялась технология предоставления средств из бюджета — достижение результата через стимулирование развития сектора экономики за счет вовлеченности и удовлетворенности потребителя, а не через компенсацию отдельных затрат организаций — участников отрасли.
Концептуальная перестройка
Таким образом, перед Ростуризмом встал вопрос концептуальной перестройки способов достижения запланированного результата и использования инновационной технологии финансового и управленческого менеджмента. То есть нужно было перейти от реализации задачи одним органом к определению многосубъектности при реализации задачи и, следовательно, формулированию целей и эффектов для каждой группы вовлеченных субъектов.
Для принятия решения не хватало экспертной оценки применения социального заказа и инфраструктуры его реализации. Именно эти составляющие стали предметом обсуждения I Всероссийского семинара-совещания «Модель управления пилотными проектами по реализации федерального закона о государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных услуг в социальной сфере», который прошел в городе Ханты-Мансийске[2] (2021 год). По итогам семинара был определен порядок межсекторального взаимодействия в сфере туризма (таблица 1), а также условия успешности проекта: коллегиальность, структурированность, целевые ориентиры для каждого участника кооперации.
Таблица 1. Модель взаимодействия участников социального заказа в сфере развития регионального туризма
Субъекты |
Уровень центрального правительства |
Региональный уровень |
А. Ростуризм, Минпросвещения России, Минфин России |
Б. Органы власти субъектов РФ, уполномоченные в сфере экономики и туризма, цифровой зрелости, образования, финансовые органы |
|
А1. НИФИ Минфина России |
Б1. Органы местного самоуправления, уполномоченные в сфере образования |
|
А2. Общественная палата Российской Федерации |
Б2. Общественные организации: общественные палаты, иные площадки для диалога* |
|
А3. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее» |
Б3. Образовательные организации |
|
Б4. Туроператоры, объединения организаций туристической сферы |
||
Б5. Родители и дети, сообщества |
||
Основные полномочия и компетенции |
А. Утверждение «общих правил взаимодействия» (правовых актов), разработка модельных правовых актов («правил взаимодействия»), методологическая поддержка органов власти регионов |
Б. Утверждение «правил взаимодействия» (правовых актов), определение параметров цифровизации процессов, расчет нормативов финансирования, внедрение платформы для размещения турпродуктов, ведение реестра туроператоров — исполнителей соцзаказа, согласование требований к турпродуктам исходя из включенности в образовательные программы, организационные решения в сфере общего образования, заключение соглашений с туроператорами об организации туров и принятие отчетов об исполнении соглашений, выдача социальных сертификатов, информационное и коммуникационное сопровождение |
А1. Определение лидеров отрасли, потенциальных и реальных участников рынка, анализ удовлетворенности потребителей, рекомендации по целевым значениям управления сектором для региональных органов власти |
Б1. Формирование планов групповых поездок, доведение информации образовательным организациям, коммуникация с образовательными организациями по вопросам организации поездок, управление персоналом |
|
А2. Консолидация мнения участников профессионального сообщества, сбор обратной связи |
Б2. Транслирование вопросов от туроператоров органам власти, обсуждение параметров распределения сертификатов между школьниками, общественный контроль реализации социального заказа, коммуникационное сопровождение целевых аудиторий «предприниматели» и «граждане» |
|
А3. Реализация образовательных программ для туроператоров в целях адаптации к предлагаемому инструменту и поиска резервов повышения качества продукта |
Б3. Доведение информации о сертификатах и турах родителям и школьникам, сопровождение школьных групп, коммуникация с родителями и туроператорами |
|
Б4. Формирование туристических продуктов для школьников, исполнение принятого социального заказа |
||
Б5. Получение социального сертификата, выбор тура и участие в нем, оставление отзыва или заполнение опросника |
||
Применяемый инструмент предоставления средств |
Софинансирование расходных обязательств субъектов РФ |
Предоставление социальных сертификатов. Предоставление туроператорам субсидий в целях финансового обеспечения социальных сертификатов |
Целевые показатели |
Численность детей, совершивших поездки с использованием социального сертификата. Возможность выбора турпродукта, реализованная с использованием ИС. Использование социального сертификата как электронного документа |
Целевые показатели** развития конкуренции в сфере школьного туризма и роста удовлетворенности родителей и школьников |
Дополнительные эффекты |
Повышение цифровой зрелости в органах власти, туроператоров, граждан. Оптимизация бизнес-процессов в сфере госуправления |
Рост сектора в региональном валовом продукте. Патриотическое, экологическое, профориентационное, культурно-познавательное воспитание школьников. Развитие общественных инициатив и вовлеченности жителей; поддержка уязвимых групп населения |
Этапы |
I. Обеспечение утверждения социальных заказов. II. Общие требования по регулированию. III. Мониторинг реализации |
I. Определение категории получателей социального сертификата и организационной структуры проекта. II. Принятие правовых актов, работа с заинтересованными сторонами — туроператорами и школьниками (их родителями). III. Заключение соглашений с туроператорами и контроль их реализации |
* Общественная организация, осуществляющая во взаимодействии с рабочей группой по применению социального заказа проведение информационной и разъяснительной работы для потенциальных исполнителей и получателей услуг, организацию получения обратной связи от потенциальных исполнителей и получателей услуг. Примеры площадок для диалога: региональные общественные палаты, общероссийские общественные объединения с региональным представительством отделений (например, «ОПОРА РОССИИ»), ресурсные центры (например, центры инновационной социальной сферы и ресурсные центры НКО), негосударственные фонды с федеральной территорией охвата.
** Показатели развития конкуренции в сфере школьного туризма:
с типом индикатора «Промежуточный результат»:
— количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, участвовавших в процедурах отбора исполнителей государственных услуг в социальной сфере в целях оказания государственных услуг в социальной сфере, выбранных для апробации;
— из них количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, включенных в реестр исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом, выбранных для апробации;
с типом индикатора «Итоговый результат»:
— доля юридических лиц, не являющихся государственными учреждениями, индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих высокий уровень потенциала для конкуренции с государственными учреждениями при отборе исполнителей услуг в целях оказания государственных услуг в социальной сфере, выбранных для апробации в общем объеме организаций, оказывающих указанные услуги.
Показатели роста удовлетворенности родителей и школьников:
с типом индикатора «Процесс»:
— создание механизмов обратной связи исполнителей услуг с потребителями услуг, которым указанные исполнители услуг оказали государственные услуги в социальной сфере, выбранные для апробации;
с типом индикатора «Промежуточный результат»:
— количество исполнителей услуг, оказывающих государственные услуги в социальной сфере, выбранные для апробации, проводящих мониторинг удовлетворенности потребителей услуг, которым указанные исполнители оказали государственные услуги в социальной сфере, выбранные для апробации, качеством оказанных услуг;
с типом индикатора «Итоговый результат»:
— процент потребителей услуг, удовлетворенных качеством государственных услуг в социальной сфере, выбранных для апробации, оказанных исполнителями услуг, от общего числа потребителей услуг, определенный по результатам мониторинга удовлетворенности потребителей услуг.
Источник: составлено автором.
I Всероссийский семинар-совещание «Модель управления пилотными проектами по реализации федерального закона о государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных услуг в социальной сфере» проходил в условиях пандемии и рисков снижения экономических показателей отраслей. Однако его участники, и прежде всего губернатор ХМАО — Югры, не ставили под сомнение необходимость применения инновационных инструментов для развития социальной сферы.
Изменение способа достижения результата национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» с субсидии туроператорам на межбюджетный трансферт в целях софинансировния обязательств по социальным сертификатам стало следствием нацеленности руководителей субъектов РФ — участников проекта на решение одновременно двух задач. В сфере экономики — это рост сектора регионального туризма, в социальной сфере — это патриотическое воспитание школьников и поддержка отдельных категорий учащихся. Федеральное софинансирование позволило создать инфраструктуру реализации региональных туристических продуктов для организованных школьных групп. А вовлечение региональных органов, уполномоченных в сфере образования, — достигать высокую адресность и достоверность количественного результата федерального проекта.
Рассмотренная на семинаре схема взаимодействия участников социального заказа позволила наряду с общей задачей сформулировать конкретные цели для каждого из участников процесса — федеральных и региональных органов, общественных организаций, негосударственных организаций, родителей и школьников, обеспечив заинтересованность каждого в успешности проекта.
Практическая реализация, первый этап
На основе полученной на всероссийском совещании информации в 2021 году Ростуризм принимает решение о внесении изменений в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», заменяя субсидии организациям межбюджетными трансфертами[3]. И с 2022 года Ростуризм начинает практическую реализацию теоретической модели, взаимодействуя с органами власти 18 субъектов РФ по применению социального заказа в целях развития доступности туристической инфраструктуры. Эта работа потребовала кооперации Ростуризма, Минфина и Минпросвещения России, поддержки научно-исследовательских организаций по трем профилям деятельности, а также непосредственного взаимодействия с органами власти регионов.
На первом этапе сопровождение органов власти субъектов РФ выполнял Минфин России, поскольку требовалось до начала года сформировать, утвердить и опубликовать региональные социальные заказы — количественные данные о потребности, обеспеченные бюджетным финансированием. Это означало доработку ГИИС «Электронный бюджет» для создания удобного сервиса работы с данными социальных заказов[4], обеспечение мониторинга деятельности органов власти субъектов РФ.
В организации взаимодействия с региональными органами, уполномоченными в сфере туризма, никак не связанными с обычной деятельностью Минфина России, использовались одновременно новые и проверенные временем технологические решения. Это мобильные приложения с созданием рабочих групп в целях проведения дистанционных совместных и индивидуальных встреч и консультаций; график совещаний в онлайн-формате, традиционные подходы к планированию — утверждение дорожных карт, фиксация контрольных точек. Комплекс таких решений увеличил скорость доведения информации до заинтересованных лиц, сформировал среду доверия и коллегиальности в обсуждении проблемных вопросов.
Второй этап
На втором этапе Ростуризм и Минпросвещения России формировали требования к туристическому продукту для школьников и стандарты (правила) организации таких туров. Опыт специалистов Минпросвещения России по организации школьных групповых поездок с информацией об узких местах, определяемых со стороны потребителя и последующего контроля, позволил туроператорам и органам в сфере туризма избежать снижения качества турпродукта. А опыт Ростуризма обеспечил коммерческую составляющую проекта — выход на безубыточность.
Равенство условий деятельности туроператоров достигалось использованием нормативных затрат на организацию тура, на основании которых производились расчеты с туристическими операторами (методические рекомендации подготовлены Минфином России совместно с Ростуризмом[5]). Одновременно при поддержке Аналитического центра при Правительстве РФ прорабатывались стандарты и рекомендации для решений в сфере информатизации получения школьниками возможности путешествовать, направленные на создание среды взаимодействия, дружелюбной для пользователя.
Справка
По итогам экспертной оценки «Формирование и исполнение государственного социального заказа в социальной сфере на примере отрасли туризма» подготовлены форма плана-графика (дорожной карты) внедрения рекомендаций центра разработок «Государство для людей» и схемы бизнес-процессов организации оказания услуг, обеспечивающие внедрение принципов клиентоцентричности в государственном управлении в рамках Федерального закона № 189‑ФЗ.
В субъектах РФ консолидация проходила на уровне утвержденных актом высшего исполнительного органа рабочих групп по организации оказания государственных услуг в социальной сфере в соответствии с Законом № 189‑ФЗ. В них входили представители профильных для социальной сферы ведомств, финансовые органы, органы, ответственные за цифровизацию и экономическое развитие.
К концу 2022 года в каждом регионе определилась площадка для диалога, представители которой дополнили проект возможностью получения обратной связи от лидеров отрасли, сообществ родителей и учителей. Целью участия в проекте площадки для диалога стало обеспечение вовлеченности в принятие решений со стороны общественности, повышение уровня открытости деятельности органов власти, развитие социально направленных проектов.
Например, в Общественной палате Республики Башкортостан проходило активное обсуждение критериев определения получателей социального сертификата, структуры планируемых маршрутов для школьников. А коллегиальность в принятии решения повысила осведомленность родителей о возможности использования социального сертификата, подготовила к дальнейшей работе образовательные организации.
Включение в проект площадок для диалога дополнило его каналами доведения и разъяснения информации, возможностью разрешения спорных вопросов, скоростью снятия проявляющихся ограничений при исполнении социального заказа
Одновременно сформировалась потребность у исполнителей социального заказа — негосударственных организаций во встраивании социального заказа в текущую деятельность и, как следствие, ее расширение или диверсификация. Это результат того, что социальный заказ стал формой поддержки бизнес-моделей, для которых сформулирован и осознан не только прямой экономический, но и смежный социальный эффект.
Ориентация на развитие социального предпринимательства и иных социальных проектов позволила негосударственным фондам включиться в состав участников социального заказа. Сделано это было через проведение образовательных мероприятий, востребованных предпринимательским сообществом и сектором некоммерческих негосударственных организаций, разработку концепции оценки социального воздействия[6] .
Третий этап
Третий этап — мониторинг выполнения органами власти субъектов РФ планов реализации проекта. На этом же этапе Ростуризмом и Минфином России организован обмен компетенциями между региональными органами власти, задействованными в проекте, и максимально быстрое снятие барьеров реализации проекта. Во взаимодействие вовлекались общественные организации, лидеры туристической индустрии, региональные ресурсные центры в сфере образования, сообщества родителей и школьников.
Доказательный подход
Официальный сайт Счетной палаты РФ, раздел «О доказательном подходе к принятию управленческих решений»
Когда мы говорим о доказательном подходе к принятию управленческих решений, доказательной политике, мы подразумеваем под этим две составляющие. С одной стороны, доказательная политика направлена на накопление знаний на основе применения научно-исследовательских методов о том, какие проекты и программы результативны и при каких обстоятельствах. С другой (прикладной) стороны, доказательная политика — это перераспределение ресурсов в пользу наиболее результативных и эффективных решений. Доказательная политика предполагает наличие эффективных каналов коммуникации между вовлеченными сторонами — государственными служащими, получателями мер, научно-экспертным сообществом и другими сторонами.
На основе данных об организациях, действующих в отрасли, о запросе семей и системы образования на определенные туристические маршруты органы власти субъектов РФ определяли архитектуру будущей среды школьного туризма через установление целевых показателей по индикаторам применения социального заказа[7]. А именно: будут или нет участвовать в организации туров негосударственные организации, будет ли обеспечена конкуренция между ними, как будет изменяться спрос на такие услуги, за счет каких инструментов планируется повышать качество.
Поддержку в составлении прогнозов по целевым показателям органам власти оказывал НИФИ Минфина России, который провел социологические исследования в отдельных регионах[8], определившие наличие на территории организаций, имеющих высокий потенциал, степень удовлетворенности потребителей текущими программами, препятствия для роста конкуренции в сфере и возможности роста удовлетворенности потребителей. По усредненным данным[9] в каждом субъекте РФ спрогнозирована вероятность вовлечения в оказание услуги не менее одной негосударственной организации, рост удовлетворенности населения относительно базовых значений.
Для НИФИ целью участия в проекте стала практическая апробация теоретических предложений по повышению эффективности бюджетных расходов в социальной сфере. А присутствие института в проекте позволило органам власти регионов системно рассмотреть показатели развития социальной сферы и перейти к доказательному подходу в управлении (см. информацию «Доказательный подход»).
II Всероссийский семинар-совещание
Полноценное включение в реализацию проекта новых участников обозначилось на II Всероссийском семинаре-совещании «Модель управления пилотными проектами по реализации Федерального закона от 13 июля 2020 года № 189‑ФЗ „О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере“». Он прошел в столице Республики Башкортостан, городе Уфе.
В отличие от первой встречи с руководителями регионов в Ханты-Мансийске предметом семинара в Уфе стал диалог с общественностью, негосударственным сектором, реализующим проекты по направлениям социального заказа или в схожих сферах, научным и медиасообществами. По итогам обсуждений в каждой отрасли социальной сферы рассмотрен инструмент социального заказа, выявлены проблемные вопросы и предложены меры для их разрешения[10].
Для проекта в сфере туризма основные предложения касались образовательной траектории исполнителей соцзаказа, выстраивания мониторинга и снятия избыточных административных процедур в отчетности, скорости цифровизации. А также использования создаваемой инфраструктуры выбора турпродукта в деятельности отрасли, совмещение с иными мерами стимулирования спроса (мерами поддержки потребителя). Рассматривался вопрос включения в периметр проекта туров по рекам с использованием водного транспорта (речных круизов).
В субъектах РФ реализация проекта повлекла преодоление вызовов, связанных со скоростью принятия и внедрения изменений. Лидеры изменений в 2022 году — сотрудники органов власти Республики Башкортостан и Московской области, руководители которых подписали в Уфе соглашения с органами власти других регионов по использованию подготовленных информационных сервисов для организации проекта в сфере туризма.
По итогам 2022 года во всех 18 субъектах РФ, участвующих в проекте, плановый показатель по численности школьников — участников путешествий выполнен более чем на 100% (за счет регионального софинансирования). Также на 100% проведено кассовое исполнение бюджета по данному направлению расходов: перед исполнителями услуг — туроператорами обязательства были закрыты до завершения года. Ни в одном субъекте РФ не возникло кредиторской задолженности по проекту, а средства вошли в реальный сектор экономики.
Креативы регионов
Уже к завершению бюджетного цикла 2022 года выросла заинтересованность региональных органов власти в реализации проекта, и в 2023 году в нем приняли участие 28 субъектов РФ из всех федеральных округов. Рост количества вовлекаемых в проект специалистов расширил и возможности принятия креативных решений.
Так, в Пермском крае реализован концепт «Дети едут к детям». Это новый формат работы по созданию детских туристических маршрутов в рамках проектных команд с непосредственным участием самих школьников, их родителей, директоров школ, туроператоров, краеведов, представителей промышленных предприятий.
Высоко оцененный потребителями опыт Красноярского края по совмещению программ активности и программ духовно-нравственного воспитания в туре позволил в остальных регионах выбирать аналогичные подходы.
В Курской и Белгородской областях, Ставропольском крае в 2023 году, несмотря на напряженную внешнюю обстановку, удалось реализовать маршруты, которые понравились и детям, и родителям. В том числе по направлению промышленного туризма.
В Камчатском крае, республиках Карелия и Адыгея школьники открывали величие природы родного края, достижения и вклад малой родины в развитие страны.
В Хабаровском крае вовлеченность в проект простимулировала туроператоров пересмотреть модель ведения бизнеса, кооперационных связей и увеличить объемы обслуживания в разы, в том числе благодаря образовательной программе, запущенной негосударственным фондом региональных социальных программ «Наше будущее» при поддержке Минфина России. Это был ответ на запрос участников секции семинара в Уфе[11].
Проект эффективен: факты в цифрах
В 2022 году 100 тысяч школьников 5–9-х классов из 3,9 тысячи образовательных учреждений приняли участие в более чем 840 организованных турах для школьников в составе более 3,6 тысячи групп. В реестр исполнителей социальных услуг включены 103 туроператора.
В 2023 году 200 тысяч школьников 5–9-х классов из 5,9 тысячи образовательных учреждений (рост по сравнению с 2022 годом на 50,2%) приняли участие в более чем 1,5 тысячи организованных туров (рост туров по сравнению с 2022 годом на 84,7%) для школьников в составе более 5,9 тысячи групп (рост групп, совершивших турпоездки, по сравнению с 2022 годом на 60,7%). В 2023 году количество туроператоров, включенных в реестр исполнителей социальных услуг, увеличилось до 181 (рост по сравнению с 2022 годом на 75,7%).
Таким образом, предоставление из федерального бюджета субсидии субъектам РФ с применением социального заказа обеспечило
Таблица 2. Социальные и экономические эффекты проекта по школьному туризму
Индикатор |
2022 |
2023 |
Прирост, % |
Количество групп, совершивших турпоездки |
3692 |
5935 |
é 60,7 |
Количество образовательных учреждений, участвующих в организованных турах для школьников |
3959 |
5948 |
é 50,2 |
Количество организованных туров для школьников 5–9-х классов, реализуемых туроператорами |
841 |
1554 |
é 84,7 |
Количество туроператоров, включенных в реестр исполнителей социальных услуг |
103 |
181 |
é 75,7 |
Количество гостиниц уровня три звезды, которые привлечены туроператорами в проект, использовались в качестве средств размещения |
164 |
313 |
é 90,8 |
Количество транспортных компаний, привлеченных туроператорами в проект |
180 |
287 |
é 59,4 |
Количество организаций общественного питания, привлеченных туроператорами в проект, которые использовались для осуществления питания |
355 |
686 |
é 93,2 |
Источник: составлено автором на основании данных, представленных органами власти субъектов РФ.
Дополнительные эффекты от проекта
Проект по школьному туризму привел не только к достижению установленного федеральным проектом значения результата, но и следующих эффектов:
- снижение влияния сезонности туризма и развитие туристической индустрии региона (например, в Саратовской области загруженность гостиниц в низкий сезон выросла на 20%);
- сохранение рабочих мест в регионе и поддержка субъектов МСП, задействованных в реализации проекта в качестве объектов туристического показа, гостиниц, объектов общепита, перевозчиков, экскурсоводов (например, в Белгородской области субсидии, полученные исполнителями услуг за период реализации проекта, составили около 20% от их общего оборота и позволили выйти на уровень доковидного 2019 года);
- раскрытие творческого потенциала туристических компаний региона (например, в Алтайском крае туроператоры сформировали нестандартный тур по достопримечательностям и в игровой форме наполнили поездки интерактивным содержанием — разработали игру в виде чат-бота, главными героями которой стали алтайские маралы);
- патриотическое, экологическое, культурно-познавательное развитие школьников (например, в Белгородской области туристические программы включали в себя посещение музея-заповедника «Прохоровское поле», посвященного событиям, развернувшимся на Курской дуге в 1943 году);
- профориентация школьников — участников программ с элементами промышленного туризма (например, в Курской области, где участниками поездок были ученики 8–9-х классов, такие туристические поездки увеличили количество поступающих в образовательные учреждения среднего специального образования и вузы по инженерным специальностям);
- развитие детских советов по туризму в муниципальных образованиях (например, такое развитие получили детские советы по туризму в Пермском крае);
- повышение интереса к туризму у населения региона (например, в Ленинградской области активизировались музеи и туристические объекты, которые ранее не принимали участие в проектах со школьными группами, что дало дополнительный толчок к развитию туристической индустрии в регионе).
Мнение регионов
Андрей Владимирович Толбатов, министр туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края
В 2022 и 2023 годах Ставрополье принимало участие в реализации мероприятий нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Были проведены бесплатные экскурсионные поездки по краю для школьников 5–9-х классов. Реализация проекта осуществлялась за счет средств федерального и краевого бюджетов: в 2022 году — в размере 22,6 миллиона рублей, в 2023 году — 29 миллиона рублей.
За эти два года по Ставропольскому краю состоялось 145 туристских поездок по 15 маршрутам для пяти тысяч учеников. Туроператоры подготовили для детей различные экскурсионные программы, в том числе иммерсивные, с эффектом погружения, чтобы информативная часть экскурсий воспринималась легко и непринужденно. Были и туры профориентационной направленности, включающие посещение ведущих промышленных предприятий края. Ребята проживали в комфортных гостиницах и отелях, им было обеспечено питание в соответствии со всеми санитарными нормами.
Важный результат реализации этой программы — благодаря проекту у школьников значительно возрос интерес к истории и культуре Ставрополья, к природным богатствам и экологическим проблемам края. Так мы дали возможность детям лучше познать свою страну и родной край. Эти путешествия послужили одним из инструментов для воспитания в них чувства национального самосознания, уважения к обычаям других национальностей и народов. Работу в данном направлении нужно непременно продолжить.
Сергей Сергеевич Хорошутин, заместитель министра по туризму Пермского края
Туристические поездки школьников в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» по социальному заказу реализуются в Пермском крае с 2022 года. Бесплатные двухдневные путешествия по региону совершили более 17 тысяч учащихся 5–9-х классов. Социальный заказ стал для Пермского края механизмом, который позволил наладить взаимодействие между туроператорами и школами. Поездки по региону стали для школьников действительно доступными и интересными. Важно, что формирование турмаршрутов специально для детей, тщательный отбор исполнителей услуги гарантируют комплексную безопасность, а также качество образовательной и воспитательной составляющих школьных путешествий.
Достигнут значительный экономический эффект для бизнес-сообщества: реализация соцзаказа обеспечила поддержку туристической отрасли. Туроператоры, гостиницы, перевозчики, музеи, экскурсионные объекты, поставщики питания на маршрутах в низкий сезон, в весенне-осенний период продолжают работу. Губернатор Пермского края рассматривает вопрос о продолжении проекта в 2024 году за счет региональных средств.
Анна Сергеевна Коновалова, министр приоритетных проектов развития территорий и туризма Курской области
В Курской области программа бесплатных двухдневных путешествий для школьников 5–9-х классов действовала в 2022 и 2023 годах. За это время нам удалось ближе познакомить с родным краем более 6,7 тысячи ребят из всех районов области. Наши специалисты разработали восемь тематических маршрутов, которые включали в себя посещение ключевых достопримечательностей Курской области. Это музеи наших знаменитых земляков — писателей Аркадия Гайдара и Николая Асеева, певицы Надежды Плевицкой, композитора Георгия Свиридова. Это усадьба Афанасия Фета и единственная действующая в Черноземье водяная мельница. А также целый ряд объектов, посвященных боевой славе нашего региона: новый мемориальный комплекс «Курская битва», карьер Михайловский ГОК имени А. В. Варичева, благоустроенные общественные пространства в малых городах и, конечно, экскурсии по Курску.
В общей сложности в рамках программы школьники проехали по области почти 70 тысяч километров. Мы получили от родителей и детей большое количество положительных отзывов и слов благодарности за прекрасно проведенное время. Мы и сами радовались, когда видели публикации на страницах ребят в соцсетях, где они рассказывали о своем путешествии, выкладывали фотографии и видео из поездок. За два года программа нашла большой отклик у жителей. Очень здорово, что мы смогли не только разнообразить досуг детей, но и показать им, насколько красива, многогранна и интересна наша Курская область.
Продолжение реализации этой программы стало бы значительным вкладом в развитие молодого поколения, его воспитание, в том числе патриотическое.
Опыт Республики Башкортостан
Республика Башкортостан с 2022 года является пилотным регионом по реализации программы школьного туризма для учащихся 5–9-х классов общеобразовательных учреждений. Среди 29 регионов России, включенных в проект, по количеству участников и привлеченных федеральных средств Башкортостан занимает второе место.
В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» республике в 2023 году на программу школьного туризма направлена субсидия из федерального бюджета в объеме 196,2 миллиона рублей, при финансировании из бюджета региона — 78,5 миллиона рублей. (В 2022 году общий объем финансирования составил 77,7 миллиона рублей, из них 55,5 миллиона — из федерального бюджета.) Квота на регион в 2022 году составила 11 106 человек, в 2023 году — 39 246 человек. По итогам 2022 и 2023 годов финансирование освоено в полном объеме.
Стоимость тура на одного ребенка составляет 7 тысяч рублей. Программа включает в себя: путешествие по Башкортостану продолжительностью не менее 24 часов, с ночевкой; проживание в гостинице категории 3* и выше; трехразовое питание; экскурсионное обслуживание; посещение не менее двух экскурсий по маршруту и одного мастер-класса патриотическо-воспитательного или культурно-краеведческого направлений; транспортное обслуживание; групповое сопровождение; наличие по маршруту гида-экскурсовода.
За два года в бесплатных поездках побывали более 50 тысяч школьников из всех муниципальных образований республики.
Эффекты программы
Социальный эффект. В числе участников программы были дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети участников СВО, ребята, достигшие успехов в учебе, спорте, творчестве, дети с ограниченными возможностями здоровья. В 2023 году впервые в программе участвовали подростки из Луганской и Донецкой народных республик.
Увеличение коллективных средств размещения категории 3*. Одним из требований реализации программы является размещение детей в гостинице с категорией не менее 3*. Гостиницы, принявшие решение об участии в проекте, заблаговременно произвели ремонт и закупку необходимого оборудования, прошли аккредитацию. В итоге число гостиниц категории 3* выросло с 49 до 68 (увеличилось на 39%).
Рост количества туристических продуктов для детей. В 2023 году региональными туроператорами разработано 46 туров для детей, что в 1,5 раза больше, чем в 2022 году.
Рост числа туроператоров. С 10 до 21 увеличилось количество туроператоров, оказывающих туристические услуги для детей. Общее количество туроператоров региона, состоящих в федеральном реестре, увеличилось на 31% (2022 год — 54 туроператора, 2023 год — 70).
Появление новых туристических локаций. Появились новые и модернизировались старые локации.
Патриотическое воспитание школьников. Программа школьного туризма способствовала развитию программ патриотического воспитания детей. Каждая поездка включает мероприятия патриотической направленности.
Профориентационная работа. Для школьников разработали профориентационные туры. Например, «Загляни в будущее» по направлению «Авиационная промышленность» (в ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение, в Уфимский университет науки и технологий, специальность «проектирование авиационных и ракетных двигателей»).
Улучшение сервиса общественного питания. Для обеспечения полноценного детского питания участников туров организации общепита провели капитальные ремонты и закупили кухонное оборудование.
Внесение изменений в региональную лизинговую программу. Выросла потребность в специализированных транспортных услугах для перевозки детей. Благодаря изменениям, внесенным в региональную лизинговую программу, туроператоры приобрели туристические автобусы на льготных условиях. Все автобусы брендированы с использованием логотипа «Терра Башкирия».
Отзывы участников проекта
Отзывы руководителей образовательных организаций, родителей и детей — участников путешествий показали высокую удовлетворенность проектом, положительно оценили опыт и в региональных системах образования:
«Несмотря на то, что такие поездки только стартовали, организовано было все отлично, никаких накладок и сбоев: удобный автобус, вкусное и обильное питание, чудесный гид, уютная гостиница. А самое главное, интересные познавательные экскурсии».
О. В. Каркавина, МБОУ СОШ № 50, г. Барнаул (Алтайский край)[12]
***
«Съездили по сертификату „Туристическая программа для учащихся 5–9-х классов „Узнай Красноярский край““ в „Школьный вояж по Шарыповской земле“. Очень хорошо все организовано. Питание, проживание, экскурсии. Дети подружились, покатались на лошадях, попробовали вкусный мед, посетили достопримечательности и краеведческий музей. Большое спасибо за работу!!!»
Родители школьников — участников проекта из Красноярского края[13]
***
«От лица родителей выражаем благодарность всем, кто участвовал в подготовке и проведении данного мероприятия для наших ребят. Желаем продолжать очень нужный и важный для детей проект».
Мама одного из участников путешествия в Республике Карелия[14]
***
«За эти два дня мы получили множество новых знаний, познакомились с разными уголками нашей необъятной области и получили яркие впечатления!»
А. Жарикова, ученица гимназии № 33 из Костромской области[15]
Материал подготовлен при участии Валерии Юрьевны АЛЕКСАНДРОВОЙ, консультанта Департамента бюджетной методологии и отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ
[1] Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 189‑ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
[2] Н. В. Комарова, губернатор ХМАО представила опыт пилотных проектов по реализации социального заказа // Телеканал Югра URL: youtube.com/watch?v=MmFSD5836UM; выступления представителей регионов на семинаре-совещании в Ханты-Мансийске // Официальный сайт Минфина России URL: minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/social_tools/social_order/tourism/.
[3] Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2021 года № 2577 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплекса мер, направленных на повышение доступности и популяризацию туризма для детей школьного возраста».
[4] Единый портал бюджетной системы Российской Федерации — Бюджет — Государственная поддержка — Социальные заказы на оказание услуг в социальной сфере.
[5] Официальный сайт Минфина России — Деятельность — Бюджет — Повышение эффективности и качества государственных услуг в социальной сфере — Создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах Российской Федерации — Письмо Минфина России от 13 апреля 2022 года № 09-04-11/32230 «Методические рекомендации по вопросам организации оказания государственной услуги в сфере туризма при реализации Федерального закона № 189‑ФЗ».
[6] Официальный сайт благотворительного фонда «Культура благотворительности» — Международные подходы к оценке воздействия социальных предприятий, URL: givingculture.ru/research-impact-of-social-enterprises.
[7] Рекомендуемый образец таблицы показателей эффективности реализации мероприятий, проводимых в рамках апробации механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг, утвержден приказом Минфина России от 25 ноября 2020 года № 281н «Об утверждении типовой формы соглашения о сотрудничестве в сфере апробации механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с Федеральным законом „О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере“».
[8] В 2022 году: Сахалинская область, Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Чувашская Республика, Ленинградская область, Курская область, Вологодская область, Пермский край. В 2023 году: Камчатский край, Саратовская область, Хабаровский край.
[9] Рекомендации по базовым и целевым значениям показателей эффективности реализации государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные НИФИ Минфина России в рамках исследования уровня конкуренции и зрелости рынка социальных услуг на территории субъектов РФ.
[10] Официальный сайт Минфина России — Деятельность — Бюджет — Повышение эффективности и качества государственных услуг в социальной сфере — Апробация механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в пилотных субъектах Российской Федерации — Резолюция семинара-совещания «Модель управления пилотными проектами по реализации Федерального закона о социальном заказе» от 29 июля 2022 года № 01-АЛ/382-1, г. Уфа.
[11] Официальный сайт Минфина России — Деятельность — Бюджет — Повышение эффективности и качества государственных услуг в социальной сфере — Общие документы — «АКСЕЛЬ.СОЦЗАКАЗ» (программа дополнительного образования повышения квалификации).
[12] Официальный сайт «МБОУ СОШ № 50 г. Барнаул» в социальной сети «ВКонтакте», экскурсионный тур «Мастера Алтайской земли» от 2 октября 2023 года, URL: vk.com/wall-209260436_332.
[13] Официальный сайт «Бюро путешествий и экскурсий „Эдельвейс“», туристическая программа для учащихся 5—9х-классов «Узнай Красноярский край», URL: m.vk.com/wall-137993596_12770.
[14] Официальный сайт Минэкономразвития Карелии «Ученики Петрозаводской школы № 11 посетили Кондопогу по программе бесплатных путешествий» от 5 декабря 2023 года, URL: m.vk.com/wall-137993596_12770.
[15] Блог Анастасии Жариковой в социальной сети «ВКонтакте», «Отправится в путешествие по Костромской области? — Звучит здорово!» от 22 октября 2023 года, URL: vk.com/id316730377?w=wall316730377_2012%2Fall.