25 апреля 2024 года
Регистрация
№ 2 февраль 2024 — 12 февраля 2024

Как социальный заказ помог в развитии школьного туризма

Версия для печати 395 Материалы по теме
Как социальный заказ помог в развитии школьного туризма

Социальный заказ стал тем инструментом, который предполагает наличие не только технологии доведения бюджетных средств и мониторинг достижения результата, но и доказанность эффекта от предоставления финансирования. О влиянии социального заказа на сферу туризма, и прежде всего школьного, пойдет речь в данном материале.

Вероника Александровна Сергеева, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности Минфина России

Новый инструмент

Решение об изменении способа достижения результата национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» принималось в 2021 году совместно с Ростуризмом. Тогда результат одного из мероприятий проекта определялся численностью потребителей туристического продукта, совершивших путешествие продолжительностью более 24 часов подряд. Суть мероприятия состояла в создании условий для такого рода путешествий, и первоначально его реализация предполагалась путем предоставления субсидий организациям-туроператорам.

Такая практика применялась в индустрии туризма годами, однако нацеленность Ростуризма на достижение максимального эффекта подталкивала к поиску новых инструментов реализации бюджетной политики в сфере развития туризма. Требовались подходы, предусматривающие адресность при предоставлении бюджетных средств. Тут необходимы и наличие обратной связи от отрасли и потребителей, и оценка влияния бюджетного финансирования на достижение тех целей, которые для себя формулируют участники процесса — органы власти, организации реального сектора экономики, потребители, и анализ изменения данных, на которые осуществляется воздействие с привлечением бюджетных средств.

13982426_l_normal_none.jpg

Одним из таких инструментов в 2021 году стал социальный заказ[1], предполагающий наличие не только технологии доведения бюджетных средств и мониторинг достижения результата, но и доказанность эффекта от предоставления средств. В рамках социального заказа менялась технология предоставления средств из бюджета — достижение результата через стимулирование развития сектора экономики за счет вовлеченности и удовлетворенности потребителя, а не через компенсацию отдельных затрат организаций — участников отрасли.

Концептуальная перестройка

Таким образом, перед Ростуризмом встал вопрос концептуальной перестройки способов достижения запланированного результата и использования инновационной технологии финансового и управленческого менеджмента. То есть нужно было перейти от реализации задачи одним органом к определению многосубъектности при реализации задачи и, следовательно, формулированию целей и эффектов для каждой группы вовлеченных субъектов.

Для принятия решения не хватало экспертной оценки применения социального заказа и инфраструктуры его реализации. Именно эти составляющие стали предметом обсуждения I Всероссийского семинара-совещания «Модель управления пилотными проектами по реализации федерального закона о государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных услуг в социальной сфере», который прошел в городе Ханты-Мансийске[2] (2021 год). По итогам семинара был определен порядок межсекторального взаимодействия в сфере туризма (таблица 1), а также условия успешности проекта: коллегиальность, структурированность, целевые ориентиры для каждого участника кооперации.

Таблица 1. Модель взаимодействия участников социального заказа в сфере развития регионального туризма

Субъекты
взаимодействия

Уровень центрального правительства

Региональный уровень

А. Ростуризм, Минпросвещения России, Минфин России

Б. Органы власти субъектов РФ, уполномоченные в сфере экономики и туризма, цифровой зрелости, образования, финансовые органы

А1. НИФИ Минфина России

Б1. Органы местного самоуправления, уполномоченные в сфере образования

А2. Общественная палата Российской Федерации

Б2. Общественные организации: общественные палаты, иные площадки для диалога*

А3. Фонд региональных социальных программ «Наше будущее»

Б3. Образовательные организации

Б4. Туроператоры, объединения организаций туристической сферы

Б5. Родители и дети, сообщества

Основные полномочия и компетенции

А. Утверждение «общих правил взаимодействия» (правовых актов), разработка модельных правовых актов («правил взаимодействия»), методологическая поддержка органов власти регионов

Б. Утверждение «правил взаимодействия» (правовых актов), определение параметров цифровизации процессов, расчет нормативов финансирования, внедрение платформы для размещения турпродуктов, ведение реестра туроператоров — исполнителей соцзаказа, согласование требований к турпродуктам исходя из включенности в образовательные программы, организационные решения в сфере общего образования, заключение соглашений с туроператорами об организации туров и принятие отчетов об исполнении соглашений, выдача социальных сертификатов, информационное и коммуникационное сопровождение

А1. Определение лидеров отрасли, потенциальных и реальных участников рынка, анализ удовлетворенности потребителей, рекомендации по целевым значениям управления сектором для региональных органов власти

Б1. Формирование планов групповых поездок, доведение информации образовательным организациям, коммуникация с образовательными организациями по вопросам организации поездок, управление персоналом

А2. Консолидация мнения участников профессионального сообщества, сбор обратной связи

Б2. Транслирование вопросов от туроператоров органам власти, обсуждение параметров распределения сертификатов между школьниками, общественный контроль реализации социального заказа, коммуникационное сопровождение целевых аудиторий «предприниматели» и «граждане»

А3. Реализация образовательных программ для туроператоров в целях адаптации к предлагаемому инструменту и поиска резервов повышения качества продукта

Б3. Доведение информации о сертификатах и турах родителям и школьникам, сопровождение школьных групп, коммуникация с родителями и туроператорами

Б4. Формирование туристических продуктов для школьников, исполнение принятого социального заказа

Б5. Получение социального сертификата, выбор тура и участие в нем, оставление отзыва или заполнение опросника

Применяемый инструмент предоставления средств

Софинансирование расходных обязательств субъектов РФ

Предоставление социальных сертификатов.

Предоставление туроператорам субсидий в целях финансового обеспечения социальных сертификатов

Целевые показатели

Численность детей, совершивших поездки с использованием социального сертификата.

Возможность выбора турпродукта, реализованная с использованием ИС.

Использование социального сертификата как электронного документа

Целевые показатели** развития конкуренции в сфере школьного туризма и роста удовлетворенности родителей и школьников

Дополнительные эффекты

Повышение цифровой зрелости в органах власти, туроператоров, граждан.

Оптимизация бизнес-процессов в сфере госуправления

Рост сектора в региональном валовом продукте.

Патриотическое, экологическое, профориентационное, культурно-познавательное воспитание школьников.

Развитие общественных инициатив и вовлеченности жителей;

поддержка уязвимых групп населения

Этапы

I. Обеспечение утверждения социальных заказов.

II. Общие требования по регулированию.

III. Мониторинг реализации

I. Определение категории получателей социального сертификата и организационной структуры проекта.

II. Принятие правовых актов, работа с заинтересованными сторонами — туроператорами и школьниками (их родителями).

III. Заключение соглашений с туроператорами и контроль их реализации

* Общественная организация, осуществляющая во взаимодействии с рабочей группой по применению социального заказа проведение информационной и разъяснительной работы для потенциальных исполнителей и получателей услуг, организацию получения обратной связи от потенциальных исполнителей и получателей услуг. Примеры площадок для диалога: региональные общественные палаты, общероссийские общественные объединения с региональным представительством отделений (например, «ОПОРА РОССИИ»), ресурсные центры (например, центры инновационной социальной сферы и ресурсные центры НКО), негосударственные фонды с федеральной территорией охвата.

** Показатели развития конкуренции в сфере школьного туризма:

с типом индикатора «Промежуточный результат»:

— количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, участвовавших в процедурах отбора исполнителей государственных услуг в социальной сфере в целях оказания государственных услуг в социальной сфере, выбранных для апробации;

— из них количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, включенных в реестр исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом, выбранных для апробации;

с типом индикатора «Итоговый результат»:

— доля юридических лиц, не являющихся государственными учреждениями, индивидуальных предпринимателей, физических лиц — производителей товаров, работ, услуг, имеющих высокий уровень потенциала для конкуренции с государственными учреждениями при отборе исполнителей услуг в целях оказания государственных услуг в социальной сфере, выбранных для апробации в общем объеме организаций, оказывающих указанные услуги.

Показатели роста удовлетворенности родителей и школьников:

с типом индикатора «Процесс»:

— создание механизмов обратной связи исполнителей услуг с потребителями услуг, которым указанные исполнители услуг оказали государственные услуги в социальной сфере, выбранные для апробации;

с типом индикатора «Промежуточный результат»:

— количество исполнителей услуг, оказывающих государственные услуги в социальной сфере, выбранные для апробации, проводящих мониторинг удовлетворенности потребителей услуг, которым указанные исполнители оказали государственные услуги в социальной сфере, выбранные для апробации, качеством оказанных услуг;

с типом индикатора «Итоговый результат»:

— процент потребителей услуг, удовлетворенных качеством государственных услуг в социальной сфере, выбранных для апробации, оказанных исполнителями услуг, от общего числа потребителей услуг, определенный по результатам мониторинга удовлетворенности потребителей услуг.

Источник: составлено автором.

21.jpg

I Всероссийский семинар-совещание «Модель управления пилотными проектами по реализации федерального закона о государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных услуг в социальной сфере» проходил в условиях пандемии и рисков снижения экономических показателей отраслей. Однако его участники, и прежде всего губернатор ХМАО — Югры, не ставили под сомнение необходимость применения инновационных инструментов для развития социальной сферы.

Изменение способа достижения результата национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» с субсидии туроператорам на межбюджетный трансферт в целях софинансировния обязательств по социальным сертификатам стало следствием нацеленности руководителей субъектов РФ — участников проекта на решение одновременно двух задач. В сфере экономики — это рост сектора регионального туризма, в социальной сфере — это патриотическое воспитание школьников и поддержка отдельных категорий учащихся. Федеральное софинансирование позволило создать инфраструктуру реализации региональных туристических продуктов для организованных школьных групп. А вовлечение региональных органов, уполномоченных в сфере образования, — достигать высокую адресность и достоверность количественного результата федерального проекта.

Рассмотренная на семинаре схема взаимодействия участников социального заказа позволила наряду с общей задачей сформулировать конкретные цели для каждого из участников процесса — федеральных и региональных органов, общественных организаций, негосударственных организаций, родителей и школьников, обеспечив заинтересованность каждого в успешности проекта.

Практическая реализация, первый этап

На основе полученной на всероссийском совещании информации в 2021 году Ростуризм принимает решение о внесении изменений в национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», заменяя субсидии организациям межбюджетными трансфертами[3]. И с 2022 года Ростуризм начинает практическую реализацию теоретической модели, взаимодействуя с органами власти 18 субъектов РФ по применению социального заказа в целях развития доступности туристической инфраструктуры. Эта работа потребовала кооперации Ростуризма, Минфина и Минпросвещения России, поддержки научно-исследовательских организаций по трем профилям деятельности, а также непосредственного взаимодействия с органами власти регионов.

140382263_m_normal_none.jpg

На первом этапе сопровождение органов власти субъектов РФ выполнял Минфин России, поскольку требовалось до начала года сформировать, утвердить и опубликовать региональные социальные заказы — количественные данные о потребности, обеспеченные бюджетным финансированием. Это означало доработку ГИИС «Электронный бюджет» для создания удобного сервиса работы с данными социальных заказов[4], обеспечение мониторинга деятельности органов власти субъектов РФ.

В организации взаимодействия с региональными органами, уполномоченными в сфере туризма, никак не связанными с обычной деятельностью Минфина России, использовались одновременно новые и проверенные временем технологические решения. Это мобильные приложения с созданием рабочих групп в целях проведения дистанционных совместных и индивидуальных встреч и консультаций; график совещаний в онлайн-формате, традиционные подходы к планированию — утверждение дорожных карт, фиксация контрольных точек. Комплекс таких решений увеличил скорость доведения информации до заинтересованных лиц, сформировал среду доверия и коллегиальности в обсуждении проблемных вопросов.

127884736_m_normal_none.jpg

Второй этап

На втором этапе Ростуризм и Минпросвещения России формировали требования к туристическому продукту для школьников и стандарты (правила) организации таких туров. Опыт специалистов Минпросвещения России по организации школьных групповых поездок с информацией об узких местах, определяемых со стороны потребителя и последующего контроля, позволил туроператорам и органам в сфере туризма избежать снижения качества турпродукта. А опыт Ростуризма обеспечил коммерческую составляющую проекта — выход на безубыточность.

Равенство условий деятельности туроператоров достигалось использованием нормативных затрат на организацию тура, на основании которых производились расчеты с туристическими операторами (методические рекомендации подготовлены Минфином России совместно с Ростуризмом[5]). Одновременно при поддержке Аналитического центра при Правительстве РФ прорабатывались стандарты и рекомендации для решений в сфере информатизации получения школьниками возможности путешествовать, направленные на создание среды взаимодействия, дружелюбной для пользователя.

Справка

По итогам экспертной оценки «Формирование и исполнение государственного социального заказа в социальной сфере на примере отрасли туризма» подготовлены форма плана-графика (дорожной карты) внедрения рекомендаций центра разработок «Государство для людей» и схемы бизнес-процессов организации оказания услуг, обеспечивающие внедрение принципов клиентоцентричности в государственном управлении в рамках Федерального закона № 189‑ФЗ.

В субъектах РФ консолидация проходила на уровне утвержденных актом высшего исполнительного органа рабочих групп по организации оказания государственных услуг в социальной сфере в соответствии с Законом № 189‑ФЗ. В них входили представители профильных для социальной сферы ведомств, финансовые органы, органы, ответственные за цифровизацию и экономическое развитие.

К концу 2022 года в каждом регионе определилась площадка для диалога, представители которой дополнили проект возможностью получения обратной связи от лидеров отрасли, сообществ родителей и учителей. Целью участия в проекте площадки для диалога стало обеспечение вовлеченности в принятие решений со стороны общественности, повышение уровня открытости деятельности органов власти, развитие социально направленных проектов.

Например, в Общественной палате Республики Башкортостан проходило активное обсуждение критериев определения получателей социального сертификата, структуры планируемых маршрутов для школьников. А коллегиальность в принятии решения повысила осведомленность родителей о возможности использования социального сертификата, подготовила к дальнейшей работе образовательные организации.

Включение в проект площадок для диалога дополнило его каналами доведения и разъяснения информации, возможностью разрешения спорных вопросов, скоростью снятия проявляющихся ограничений при исполнении социального заказа

Одновременно сформировалась потребность у исполнителей социального заказа — негосударственных организаций во встраивании социального заказа в текущую деятельность и, как следствие, ее расширение или диверсификация. Это результат того, что социальный заказ стал формой поддержки бизнес-моделей, для которых сформулирован и осознан не только прямой экономический, но и смежный социальный эффект.

Ориентация на развитие социального предпринимательства и иных социальных проектов позволила негосударственным фондам включиться в состав участников социального заказа. Сделано это было через проведение образовательных мероприятий, востребованных предпринимательским сообществом и сектором некоммерческих негосударственных организаций, разработку концепции оценки социального воздействия[6] .

Третий этап

Третий этап — мониторинг выполнения органами власти субъектов РФ планов реализации проекта. На этом же этапе Ростуризмом и Минфином России организован обмен компетенциями между региональными органами власти, задействованными в проекте, и максимально быстрое снятие барьеров реализации проекта. Во взаимодействие вовлекались общественные организации, лидеры туристической индустрии, региональные ресурсные центры в сфере образования, сообщества родителей и школьников.

Доказательный подход

Официальный сайт Счетной палаты РФ, раздел «О доказательном подходе к принятию управленческих решений»

Когда мы говорим о доказательном подходе к принятию управленческих решений, доказательной политике, мы подразумеваем под этим две составляющие. С одной стороны, доказательная политика направлена на накопление знаний на основе применения научно-исследовательских методов о том, какие проекты и программы результативны и при каких обстоятельствах. С другой (прикладной) стороны, доказательная политика — это перераспределение ресурсов в пользу наиболее результативных и эффективных решений. Доказательная политика предполагает наличие эффективных каналов коммуникации между вовлеченными сторонами — государственными служащими, получателями мер, научно-экспертным сообществом и другими сторонами.

На основе данных об организациях, действующих в отрасли, о запросе семей и системы образования на определенные туристические маршруты органы власти субъектов РФ определяли архитектуру будущей среды школьного туризма через установление целевых показателей по индикаторам применения социального заказа[7]. А именно: будут или нет участвовать в организации туров негосударственные организации, будет ли обеспечена конкуренция между ними, как будет изменяться спрос на такие услуги, за счет каких инструментов планируется повышать качество.

Поддержку в составлении прогнозов по целевым показателям органам власти оказывал НИФИ Минфина России, который провел социологические исследования в отдельных регионах[8], определившие наличие на территории организаций, имеющих высокий потенциал, степень удовлетворенности потребителей текущими программами, препятствия для роста конкуренции в сфере и возможности роста удовлетворенности потребителей. По усредненным данным[9] в каждом субъекте РФ спрогнозирована вероятность вовлечения в оказание услуги не менее одной негосударственной организации, рост удовлетворенности населения относительно базовых значений.

Для НИФИ целью участия в проекте стала практическая апробация теоретических предложений по повышению эффективности бюджетных расходов в социальной сфере. А присутствие института в проекте позволило органам власти регионов системно рассмотреть показатели развития социальной сферы и перейти к доказательному подходу в управлении (см. информацию «Доказательный подход»).

II Всероссийский семинар-совещание

Полноценное включение в реализацию проекта новых участников обозначилось на II Всероссийском семинаре-совещании «Модель управления пилотными проектами по реализации Федерального закона от 13 июля 2020 года № 189‑ФЗ „О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере“». Он прошел в столице Республики Башкортостан, городе Уфе.

СЕРГЕЕВА_фото3.jpg

В отличие от первой встречи с руководителями регионов в Ханты-Мансийске предметом семинара в Уфе стал диалог с общественностью, негосударственным сектором, реализующим проекты по направлениям социального заказа или в схожих сферах, научным и медиасообществами. По итогам обсуждений в каждой отрасли социальной сферы рассмотрен инструмент социального заказа, выявлены проблемные вопросы и предложены меры для их разрешения[10].

Для проекта в сфере туризма основные предложения касались образовательной траектории исполнителей соцзаказа, выстраивания мониторинга и снятия избыточных административных процедур в отчетности, скорости цифровизации. А также использования создаваемой инфраструктуры выбора турпродукта в деятельности отрасли, совмещение с иными мерами стимулирования спроса (мерами поддержки потребителя). Рассматривался вопрос включения в периметр проекта туров по рекам с использованием водного транспорта (речных круизов).

В субъектах РФ реализация проекта повлекла преодоление вызовов, связанных со скоростью принятия и внедрения изменений. Лидеры изменений в 2022 году — сотрудники органов власти Республики Башкортостан и Московской области, руководители которых подписали в Уфе соглашения с органами власти других регионов по использованию подготовленных информационных сервисов для организации проекта в сфере туризма.

По итогам 2022 года во всех 18 субъектах РФ, участвующих в проекте, плановый показатель по численности школьников — участников путешествий выполнен более чем на 100% (за счет регионального софинансирования). Также на 100% проведено кассовое исполнение бюджета по данному направлению расходов: перед исполнителями услуг — туроператорами обязательства были закрыты до завершения года. Ни в одном субъекте РФ не возникло кредиторской задолженности по проекту, а средства вошли в реальный сектор экономики.

Креативы регионов

Уже к завершению бюджетного цикла 2022 года выросла заинтересованность региональных органов власти в реализации проекта, и в 2023 году в нем приняли участие 28 субъектов РФ из всех федеральных округов. Рост количества вовлекаемых в проект специалистов расширил и возможности принятия креативных решений.

Так, в Пермском крае реализован концепт «Дети едут к детям». Это новый формат работы по созданию детских туристических маршрутов в рамках проектных команд с непосредственным участием самих школьников, их родителей, директоров школ, туроператоров, краеведов, представителей промышленных предприятий.

Высоко оцененный потребителями опыт Красноярского края по совмещению программ активности и программ духовно-нравственного воспитания в туре позволил в остальных регионах выбирать аналогичные подходы.

В Курской и Белгородской областях, Ставро­польском крае в 2023 году, несмотря на напряженную внешнюю обстановку, удалось реализовать маршруты, которые понравились и детям, и родителям. В том числе по направлению промышленного туризма.

В Камчатском крае, республиках Карелия и Адыгея школьники открывали величие природы родного края, достижения и вклад малой родины в развитие страны.

В Хабаровском крае вовлеченность в проект простимулировала туроператоров пересмотреть модель ведения бизнеса, кооперационных связей и увеличить объемы обслуживания в разы, в том числе благодаря образовательной программе, запущенной негосударственным фондом региональных социальных программ «Наше будущее» при поддержке Минфина России. Это был ответ на запрос участников секции семинара в Уфе[11].

Проект эффективен: факты в цифрах

В 2022 году 100 тысяч школьников 5–9-х классов из 3,9 тысячи образовательных учреждений приняли участие в более чем 840 организованных турах для школьников в составе более 3,6 тысячи групп. В реестр исполнителей социальных услуг включены 103 туроператора.

В 2023 году 200 тысяч школьников 5–9-х классов из 5,9 тысячи образовательных учреждений (рост по сравнению с 2022 годом на 50,2%) приняли участие в более чем 1,5 тысячи организованных туров (рост туров по сравнению с 2022 годом на 84,7%) для школьников в составе более 5,9 тысячи групп (рост групп, совершивших турпоездки, по сравнению с 2022 годом на 60,7%). В 2023 году количество туроператоров, включенных в реестр исполнителей социальных услуг, увеличилось до 181 (рост по сравнению с 2022 годом на 75,7%).

Таким образом, предоставление из федерального бюджета субсидии субъектам РФ с применением социального заказа обеспечило 100-процентное достижение прямых показателей национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» (количество потребителей туристского продукта, совершивших путешествие продолжительностью не менее 24 часов подряд), а также экономических и социальных эффектов. Это свидетельствует о повышении эффективности бюджетных расходов (таблица 2) и оправданности передачи субъектам РФ полномочий, для реализации которых используется социальный заказ. Кроме этого, отмечается рост доли отрасли услуг по направлению «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» в ВРП (например, на 5,3% в Республике Карелия, на 0,1% в Саратовской области и Ханты-Мансийском автономном округе).

Таблица 2. Социальные и экономические эффекты проекта по школьному туризму

Индикатор

2022

2023

Прирост, %

Количество групп, совершивших турпоездки

3692

5935

é 60,7

Количество образовательных учреждений, участвующих в организованных турах для школьников

3959

5948

é 50,2

Количество организованных туров для школьников 5–9-х классов, реализуемых туроператорами

841

1554

é 84,7

Количество туроператоров, включенных в реестр исполнителей социальных услуг

103

181

é 75,7

Количество гостиниц уровня три звезды, которые привлечены туроператорами в проект, использовались в качестве средств размещения

164

313

é 90,8

Количество транспортных компаний, привлеченных туроператорами в проект

180

287

é 59,4

Количество организаций общественного питания, привлеченных туроператорами в проект, которые использовались для осуществления питания

355

686

é 93,2

Источник: составлено автором на основании данных, представленных органами власти субъектов РФ.

Дополнительные эффекты от проекта

Проект по школьному туризму привел не только к достижению установленного федеральным проектом значения результата, но и следующих эффектов:

  • снижение влияния сезонности туризма и развитие туристической индустрии региона (например, в Саратовской области загруженность гостиниц в низкий сезон выросла на 20%);
  • сохранение рабочих мест в регионе и поддержка субъектов МСП, задействованных в реализации проекта в качестве объектов туристического показа, гостиниц, объектов общепита, перевозчиков, экскурсоводов (например, в Белгородской области субсидии, полученные исполнителями услуг за период реализации проекта, составили около 20% от их общего оборота и позволили выйти на уровень доковидного 2019 года);
  • раскрытие творческого потенциала туристических компаний региона (например, в Алтайском крае туроператоры сформировали нестандартный тур по достопримечательностям и в игровой форме наполнили поездки интерактивным содержанием — разработали игру в виде чат-бота, главными героями которой стали алтайские маралы);
  • патриотическое, экологическое, культурно-познавательное развитие школьников (например, в Белгородской области туристические программы включали в себя посещение музея-заповедника «Прохоровское поле», посвященного событиям, развернувшимся на Курской дуге в 1943 году);
  • профориентация школьников — участников программ с элементами промышленного туризма (например, в Курской области, где участниками поездок были ученики 8–9-х классов, такие туристические поездки увеличили количество поступающих в образовательные учреждения среднего специального образования и вузы по инженерным специальностям);
  • развитие детских советов по туризму в муниципальных образованиях (например, такое развитие получили детские советы по туризму в Пермском крае);
  • повышение интереса к туризму у населения региона (например, в Ленинградской области активизировались музеи и туристические объекты, которые ранее не принимали участие в проектах со школьными группами, что дало дополнительный толчок к развитию туристической индустрии в регионе).

Мнение регионов

Андрей Владимирович Толбатов, министр туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края

В 2022 и 2023 годах Ставрополье принимало участие в реализации мероприятий нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Были проведены бесплатные экскурсионные поездки по краю для школьников 5–9-х классов. Реализация проекта осуществлялась за счет средств федерального и краевого бюджетов: в 2022 году — в размере 22,6 миллиона рублей, в 2023 году — 29 миллиона рублей.

За эти два года по Ставропольскому краю состоялось 145 туристских поездок по 15 маршрутам для пяти тысяч учеников. Туроператоры подготовили для детей различные экскурсионные программы, в том числе иммерсивные, с эффектом погружения, чтобы информативная часть экскурсий воспринималась легко и непринужденно. Были и туры профориентационной направленности, включающие посещение ведущих промышленных предприятий края. Ребята проживали в комфортных гостиницах и отелях, им было обеспечено питание в соответствии со всеми санитарными нормами.

Важный результат реализации этой программы — благодаря проекту у школьников значительно возрос интерес к истории и культуре Ставрополья, к природным богатствам и экологическим проблемам края. Так мы дали возможность детям лучше познать свою страну и родной край. Эти путешествия послужили одним из инструментов для воспитания в них чувства национального самосознания, уважения к обычаям других национальностей и народов. Работу в данном направлении нужно непременно продолжить.

Сергей Сергеевич Хорошутин, заместитель министра по туризму Пермского края

Туристические поездки школьников в рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» по социальному заказу реализуются в Пермском крае с 2022 года. Бесплатные двухдневные путешествия по региону совершили более 17 тысяч учащихся 5–9-х классов. Социальный заказ стал для Пермского края механизмом, который позволил наладить взаимодействие между туроператорами и школами. Поездки по региону стали для школьников действительно доступными и интересными. Важно, что формирование турмаршрутов специально для детей, тщательный отбор исполнителей услуги гарантируют комплексную безопасность, а также качество образовательной и воспитательной составляющих школьных путешествий.

Достигнут значительный экономический эффект для бизнес-сообщества: реализация соцзаказа обеспечила поддержку туристической отрасли. Туроператоры, гостиницы, перевозчики, музеи, экскурсионные объекты, поставщики питания на маршрутах в низкий сезон, в весенне-осенний период продолжают работу. Губернатор Пермского края рассматривает вопрос о продолжении проекта в 2024 году за счет региональных средств.

Анна Сергеевна Коновалова, министр приоритетных проектов развития территорий и туризма Курской области

В Курской области программа бесплатных двухдневных путешествий для школьников 5–9-х классов действовала в 2022 и 2023 годах. За это время нам удалось ближе познакомить с родным краем более 6,7 тысячи ребят из всех районов области. Наши специалисты разработали восемь тематических маршрутов, которые включали в себя посещение ключевых достопримечательностей Курской области. Это музеи наших знаменитых земляков — писателей Аркадия Гайдара и Николая Асеева, певицы Надежды Плевицкой, композитора Георгия Свиридова. Это усадьба Афанасия Фета и единственная действующая в Черноземье водяная мельница. А также целый ряд объектов, посвященных боевой славе нашего региона: новый мемориальный комплекс «Курская битва», карьер Михайловский ГОК имени А. В. Варичева, благоустроенные общественные пространства в малых городах и, конечно, экскурсии по Курску.

В общей сложности в рамках программы школьники проехали по области почти 70 тысяч километров. Мы получили от родителей и детей большое количество положительных отзывов и слов благодарности за прекрасно проведенное время. Мы и сами радовались, когда видели публикации на страницах ребят в соцсетях, где они рассказывали о своем путешествии, выкладывали фотографии и видео из поездок. За два года программа нашла большой отклик у жителей. Очень здорово, что мы смогли не только разнообразить досуг детей, но и показать им, насколько красива, многогранна и интересна наша Курская область.

Продолжение реализации этой программы стало бы значительным вкладом в развитие молодого поколения, его воспитание, в том числе патриотическое.

Башкортостан-3.jpg

Опыт Республики Башкортостан

Республика Башкортостан с 2022 года является пилотным регионом по реализации программы школьного туризма для учащихся 5–9-х классов общеобразовательных учреждений. Среди 29 регионов России, включенных в проект, по количеству участников и привлеченных федеральных средств Башкортостан занимает второе место.

В рамках национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» республике в 2023 году на программу школьного туризма направлена субсидия из федерального бюджета в объеме 196,2 миллиона рублей, при финансировании из бюджета региона — 78,5 миллиона рублей. (В 2022 году общий объем финансирования составил 77,7 миллиона рублей, из них 55,5 миллиона — из федерального бюджета.) Квота на регион в 2022 году составила 11 106 человек, в 2023 году — 39 246 человек. По итогам 2022 и 2023 годов финансирование освоено в полном объеме.

Стоимость тура на одного ребенка составляет 7 тысяч рублей. Программа включает в себя: путешествие по Башкортостану продолжительностью не менее 24 часов, с ночевкой; проживание в гостинице категории 3* и выше; трехразовое питание; экскурсионное обслуживание; посещение не менее двух экскурсий по маршруту и одного мастер-класса патриотическо-воспитательного или культурно-краеведческого направлений; транспортное обслуживание; групповое сопровождение; наличие по маршруту гида-экскурсовода.

За два года в бесплатных поездках побывали более 50 тысяч школьников из всех муниципальных образований республики.

Эффекты программы

Социальный эффект. В числе участников программы были дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети участников СВО, ребята, достигшие успехов в учебе, спорте, творчестве, дети с ограниченными возможностями здоровья. В 2023 году впервые в программе участвовали подростки из Луганской и Донецкой народных республик.

Увеличение коллективных средств размещения категории 3*. Одним из требований реализации программы является размещение детей в гостинице с категорией не менее 3*. Гостиницы, принявшие решение об участии в проекте, заблаговременно произвели ремонт и закупку необходимого оборудования, прошли аккредитацию. В итоге число гостиниц категории 3* выросло с 49 до 68 (увеличилось на 39%).

Рост количества туристических продуктов для детей. В 2023 году региональными туроператорами разработано 46 туров для детей, что в 1,5 раза больше, чем в 2022 году.

Рост числа туроператоров. С 10 до 21 увеличилось количество туроператоров, оказывающих туристические услуги для детей. Общее количество туроператоров региона, состоящих в федеральном реестре, увеличилось на 31% (2022 год — 54 туроператора, 2023 год — 70).

Появление новых туристических локаций. Появились новые и модернизировались старые локации.

Патриотическое воспитание школьников. Программа школьного туризма способствовала развитию программ патриотического воспитания детей. Каждая поездка включает мероприятия патриотической направленности.

Профориентационная работа. Для школьников разработали профориентационные туры. Например, «Загляни в будущее» по направлению «Авиационная промышленность» (в ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение, в Уфимский университет науки и технологий, специальность «проектирование авиационных и ракетных двигателей»).

Улучшение сервиса общественного питания. Для обеспечения полноценного детского питания участников туров организации общепита провели капитальные ремонты и закупили кухонное оборудование.

Внесение изменений в региональную лизинговую программу. Выросла потребность в специализированных транспортных услугах для перевозки детей. Благодаря изменениям, внесенным в региональную лизинговую программу, туроператоры приобрели туристические автобусы на льготных условиях. Все автобусы брендированы с использованием логотипа «Терра Башкирия».

img_62a774e7b1474.jpg

Отзывы участников проекта

Отзывы руководителей образовательных организаций, родителей и детей — участников путешествий показали высокую удовлетворенность проектом, положительно оценили опыт и в региональных системах образования:

«Несмотря на то, что такие поездки только стартовали, организовано было все отлично, никаких накладок и сбоев: удобный автобус, вкусное и обильное питание, чудесный гид, уютная гостиница. А самое главное, интересные познавательные экскурсии».

О. В. Каркавина, МБОУ СОШ № 50, г. Барнаул (Алтайский край)[12]

***

«Съездили по сертификату „Туристическая программа для учащихся 5–9-х классов „Узнай Красноярский край““ в „Школьный вояж по Шарыповской земле“. Очень хорошо все организовано. Питание, проживание, экскурсии. Дети подружились, покатались на лошадях, попробовали вкусный мед, посетили достопримечательности и краеведческий музей. Большое спасибо за работу!!!»

Родители школьников — участников проекта из Красноярского края[13]

***

«От лица родителей выражаем благодарность всем, кто участвовал в подготовке и проведении данного мероприятия для наших ребят. Желаем продолжать очень нужный и важный для детей проект».

Мама одного из участников путешествия в Республике Карелия[14]

***

«За эти два дня мы получили множество новых знаний, познакомились с разными уголками нашей необъятной области и получили яркие впечатления!»

А. Жарикова, ученица гимназии № 33 из Костромской области[15]

Материал подготовлен при участии Валерии Юрьевны АЛЕКСАНДРОВОЙ, консультанта Департамента бюджетной методологии и отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ



[1] Федеральный закон от 13 июля 2020 года № 189‑ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

[2] Н. В. Комарова, губернатор ХМАО представила опыт пилотных проектов по реализации социального заказа // Телеканал Югра URL: youtube.com/watch?v=MmFSD5836UM; выступления представителей регионов на семинаре-совещании в Ханты-Мансийске // Официальный сайт Минфина России URL: minfin.gov.ru/ru/perfomance/budget/social_tools/social_order/tourism/.

[3] Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2021 года № 2577 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплекса мер, направленных на повышение доступности и популяризацию туризма для детей школьного возраста».

[4] Единый портал бюджетной системы Российской Федерации — Бюджет — Государственная поддержка — Социальные заказы на оказание услуг в социальной сфере.

[5] Официальный сайт Минфина России — Деятельность — Бюджет — Повышение эффективности и качества государственных услуг в социальной сфере — Создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах Российской Федерации — Письмо Минфина России от 13 апреля 2022 года № 09-04-11/32230 «Методические рекомендации по вопросам организации оказания государственной услуги в сфере туризма при реализации Федерального закона № 189‑ФЗ».

[6] Официальный сайт благотворительного фонда «Культура благотворительности» — Международные подходы к оценке воздействия социальных предприятий, URL: givingculture.ru/research-impact-of-social-enterprises.

[7] Рекомендуемый образец таблицы показателей эффективности реализации мероприятий, проводимых в рамках апробации механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг, утвержден приказом Минфина России от 25 ноября 2020 года № 281н «Об утверждении типовой формы соглашения о сотрудничестве в сфере апробации механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с Федеральным законом „О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере“».

[8] В 2022 году: Сахалинская область, Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Чувашская Республика, Ленинградская область, Курская область, Вологодская область, Пермский край. В 2023 году: Камчатский край, Саратовская область, Хабаровский край.

[9] Рекомендации по базовым и целевым значениям показателей эффективности реализации государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные НИФИ Минфина России в рамках исследования уровня конкуренции и зрелости рынка социальных услуг на территории субъектов РФ.

[10] Официальный сайт Минфина России — Деятельность — Бюджет — Повышение эффективности и качества государственных услуг в социальной сфере — Апробация механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в пилотных субъектах Российской Федерации — Резолюция семинара-совещания «Модель управления пилотными проектами по реализации Федерального закона о социальном заказе» от 29 июля 2022 года № 01-АЛ/382-1, г. Уфа.

[11] Официальный сайт Минфина России — Деятельность — Бюджет — Повышение эффективности и качества государственных услуг в социальной сфере — Общие документы — «АКСЕЛЬ.СОЦЗАКАЗ» (программа дополнительного образования повышения квалификации).

[12] Официальный сайт «МБОУ СОШ № 50 г. Барнаул» в социальной сети «ВКонтакте», экскурсионный тур «Мастера Алтайской земли» от 2 октября 2023 года, URL: vk.com/wall-209260436_332.

[13] Официальный сайт «Бюро путешествий и экскурсий „Эдельвейс“», туристическая программа для учащихся 5—9х-классов «Узнай Красноярский край», URL: m.vk.com/wall-137993596_12770.

[14] Официальный сайт Минэкономразвития Карелии «Ученики Петрозаводской школы № 11 посетили Кондопогу по программе бесплатных путешествий» от 5 декабря 2023 года, URL: m.vk.com/wall-137993596_12770.

[15] Блог Анастасии Жариковой в социальной сети «ВКонтакте», «Отправится в путешествие по Костромской области? — Звучит здорово!» от 22 октября 2023 года, URL: vk.com/id316730377?w=wall316730377_2012%2Fall.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно