Опыт внедрения в нашей стране программно-целевых подходов уже насчитывает не одно десятилетие. С 2013 года эта работа ведется на основе введенной в Бюджетном кодексе РФ единой базовой терминологии, закрепившей институт государственных и муниципальных программ. С 2021 года началась радикальная трансформация инструмента госпрограмм, пересмотр подходов к их разработке и реализации, изменение их формата таким образом, чтобы они стали компактными, более информативными, хорошо структурированными, понятными для граждан и для экспертов.
Ольга Вячеславовна Манусаджян, заместитель руководителя направления по развитию бюджетного сектора Центра исследования бюджетных отношений, кандидат экономических наук
С момента утверждения постановления Правительства РФ от 26 мая 2021 года № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации» (далее — Постановление № 786) начался новый этап во внедрении программно-целевых подходов. И сегодня уже можно говорить о значимых результатах работы по модернизации системы управления госпрограммами на федеральном уровне. Так, оптимизированы процессы администрирования программ, повысилось качество целеполагания и системы показателей, в том числе за счет оптимизации состава и количества используемых показателей, а также разграничения понятий «показатель» и «результат».
Субъектам РФ рекомендовано учитывать нормы Положения о системе управления государственными программами Российской Федерации при установлении порядка разработки и реализации государственных программ. Письмом Минэкономразвития России и Минфина России были направлены Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ[1]. Для регионов был установлен срок перехода к новой системе управления государственными программами[2] — третий квартал 2023 года.
Новая система управления госпрограммами в субъектах РФ
В течение прошлого года регионы проделали большую работу по изменению системы управления государственными программами. Так, например, в начале 2023 года разделение проектной и процессной частей — а это одна из важных составляющих новой системы управления госпрограммами — было только у 24 регионов. В составе структурных элементов государственных программ были региональные проекты (в большинстве случаев включаемые в качестве основных мероприятий государственных программ), ведомственные целевые программы, обеспечивающие подпрограммы.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти