Версия для печати 887 Материалы по теме
Российский бюджет в период правления императора Александра II

Мы продолжаем цикл статей о развитии бюджетной системы России. В феврале 1859 года Александр II утвердил проект преобразований в финансовой сфере империи. Проект разработал государственный контролер В. А. Татаринов. Были созданы две комиссии, ставшие главными центрами проведения финансовых реформ: первая — при канцелярии Государственного контроля для составления правил о порядке счетоводства, отчетности и ревизии; вторая — при Министерстве финансов для реформирования податей и сборов.

Александр Владимирович Пачкалов, кандидат исторических наук

Комиссии для реформы

В феврале 1859 года Александр II утвердил проект преобразований в финансовой сфере Российской империи, предложенный государственным контролером В. А. Татариновым. Для проведения предстоящих финансовых реформ было создано две комиссии. Одна — при Государственном контроле для составления правил о порядке счетоводства, отчетности и ревизии, а другая — при Министерстве финансов для реформирования податей и сборов.

По предложениям первой комиссии проведена реформа учета государственного хозяйства. Ранее каждое ведомство имело отдельный бюджет, государственная роспись не считалась обязательной к исполнению, отчетность была несовершенна, а контроль отсутствовал. В ходе реформы были установлены принципы бюджетного и кассового единства, а также гласность государственного бюджета. Сохранились свидетельства о том, насколько неожиданными для чиновников были эти меры. Так, начальник отделения Министерства финансов, где хранились финансовые документы, получив указ о необходимости отправить бюджетную роспись в типографию, заявил министру финансов, что «обнародование росписи повлечет за собой революцию», и попросил немедленно уволить его со службы.

Результаты работы второй комиссии были менее значительными. Это было связано с задачей, которая была поставлена перед комиссией: «...уничтожение податной сословности и отмена подушной подати с понижением всякого рода сборов и повинностей, лежащих на крестьянах, до размера, соответствующего их платежным силам». Однако действовать комиссии приходилось с оглядкой на вероятное снижение государственных доходов, что сковывало возможности применения кардинальных мер. Это с одной стороны, а с другой — налоговая система была теснейшим образом связана с обществом, в котором еще не были изжиты сословные пережитки. Например, в 1862 году был разработан проект отмены подушной подати и замены ее всеобщим поземельным налогом. Однако предложения были признаны «чрезмерными» и были отвергнуты. Пережитком крепостничества по-прежнему оставалась подушная подать.

Поделиться