В последнее время все чаще для иллюстрации современных экономических подходов политики и бизнесмены используют опыт Республики Казахстан. Вероятно, некоторое опережение Казахстаном своих соседей по СНГ может быть объяснено тем, что республика провела либерализацию экономики в более жесткой форме. Ниже фрагментарно представлено современное положение дел в Казахстане.
Растет ВВП
По росту внутреннего валового продукта в 2005 г. Казахстан опередил Россию на 3%: в республике этот показатель увеличился на 9,4% по сравнению с 2004 г. Хотя рост ВВП в обеих странах обусловлен одним и тем же фактором – внешней конъюнктурой мировых цен. Как сообщил премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов в отчете перед депутатами Мажилиса об исполнении бюджета в 2005 г., во внешнеторговом обороте Казахстана решающую роль играет сырьевой фактор.
В текущем году правительство Казахстана и Национальный банк прогнозируют рост ВВП по отношению к 2005 г. на 8,3%. Хотя, как правило, рост ВВП в Казахстане оказывается выше консервативного официального прогноза, ориентированного на ожидаемые цены на нефть – основной экспортный товар страны. К примеру, прогноз на 2005 г. составлял 8,8%, т.е. был «перевыполнен» на 0,6%. Скорее всего, в 2006 г. также следует ожидать «перевыполнения»: в феврале заместитель председателя Агентства по статистике Казахстана Юрий Шокаманов сообщил, что рост ВВП в нынешнем году предполагается на уровне не менее 9%.
Растет инфляция
С увеличением денежной массы Казахстан, как и другие страны-экспортеры, столкнулся с «голландской болезнью». Монетарные власти республики сумели приостановить инфляцию в начале 1990-х гг., используя непопулярные решения – сдерживая рост зарплаты, проводя жесткую тарифную политику. В 1998 г. посол США Элизабет Джоунс отметила, что в Казахстане низкая инфляция и небольшой внешний долг, а значит, есть возможность продуктивной работы для инвесторов – в отличие от России, где это гораздо труднее. Тем не менее, сегодня уже ставший привычным рост цен на «черное золото» разгоняет инфляцию в большей степени, да и контролировать увеличившуюся за последние восемь лет денежную массу намного сложнее.
Власти республики прогнозируют умеренный сценарий для среднегодовой инфляции в 2006 г. – на уровне 5,7–7,5%, – хотя большинство специалистов, включая председателя Национального банка Анвара Сайденова и министра экономики и бюджетного планирования Карима Масимова, уверены, что удержать инфляцию в указанных рамках практически невозможно. Причиной тому – повышение пенсий и коммунальных тарифов. Отметим, что и в прошлом году правительственным инфляционным прогнозам не суждено было сбыться из-за увеличения пенсий, зарплат работникам бюджетной сферы, стипендий и социальных пособий, цен на продовольственные товары и ГСМ, подорожания услуг в сфере образования.
Человеческое развитие Казахстана
Показатель индекса человеческого развития (ИЧР) введен ООН как коэффициент, связывающий ВВП на душу населения с уровнем грамотности и продолжительностью жизни. Пороговым значением индекса является 0,8 – в странах с таким показателем у человека есть все шансы для саморазвития, считают специалисты ООН. Лидерами по ИЧР являются Норвегия, Исландия и Австралия.
«ИЧР Казахстана – 0,76, – сообщает Юрий Шокаманов, заместитель председателя Агентства РК по статистике, – это 80-е место в мире». Для сравнения: Россия занимает сегодня 62-е место, хотя всего 20 лет назад стояла на 24-й позиции.
Казахстан на практике
Несмотря на ряд особенностей проведения либеральных реформ, у Казахстана, как и у России, один враг – «голландская болезнь». Но экономическая политика Казахстана более динамична, республика опережает Россию в поиске инструментов для решения проблем, причем использует уже не только «правые» методы, но и методы государственного вмешательства в экономику. В частности, нужно отметить практику запретов на экспорт дизельного, авиационного топлива и бензина в зимние месяцы с целью накопления этих ресурсов для нужд экономики страны. Внутренняя переработка нефти стимулируется за счет введения нулевой ставки акцизов на продажу бензинов и дизельного топлива. Ужесточаются проверки нефтяных компаний, подозреваемых в картельных сговорах.
Раньше чем в России задумались в Казахстане об освобождении своего бюджета от нефтедолларов, не усваиваемых экономикой, обратившись к опыту Норвегии, практикующей принятие не нефтяного бюджета. Когда бюджет рассчитывается таким образом, словно нефти в статьях дохода не числится. Прибыль же от экспорта «черного золота» аккумулируется на счете Нефтяного фонда, средства которого в экстренном случае могут использоваться в виде трансфертов для погашения возникшего дефицита. Но основная цель норвежского Нефтяного фонда аналогична задачам российского Стабилизационного: это накопление ресурсов для экономики будущего, в которой, вполне возможно, придется обходиться без нефти.
Пока Казахстан только изучает практику не нефтяного бюджета, но переход к такой бюджетной системе уже анонсирован. Именно поэтому министр финансов А. Кудрин привел Казахстан в пример тем экспертам, которые хотели бы вкладывать нефтедоллары в закупку иностранного оборудования: не инвестировать нужно, а исключить эту статью дохода из бюджета. Нефтяной фонд в Казахстане создан много раньше, чем в России – в 2001 году.
Правые силы Казахстана
Как отмечают многие эксперты, высокая оценка Казахстана связана главным образом с либеральным курсом страны и взвешенностью во внешней политике. Руководитель Государственного университета – Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что России есть чему поучиться у Казахстана в вопросах либерализации рынка электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, пенсионной сфере. Вообще любопытно, что Казахстан стал «правым» зеркалом России, в то время как Белоруссия – «левым».
Председатель Национального банка Казахстана Анвар Сайденов подтверждает слова Ясина цифрами: инфляция колеблется на уровне 7%, ВВП растет в среднем на 10% в год. Система ипотечного кредитования существует в республике с 2000 г.: кредиты выдаются на срок от 3 до 20 лет, а ставки по ним составляют в среднем 9–10% годовых при первоначальном взносе 10%.
Накопительная пенсионная система в Казахстане заработала с 1998 г. Активы пенсионных фондов (сейчас их 16, включая один государственный) к 2005 г. составляли 4,3 млрд долларов – это 9,5% ВВП. Важно отметить, что 10% от доходов граждан выплачиваются в качестве пенсионного взноса в обязательном порядке, свыше 10% – по доброй воле.
Неарабская нефть для Европы
Республика Казахстан активно сотрудничает с Азербайджаном, участвуя в проекте вывода нефти неарабского происхождения на европейские рынки через нефтепровод «Баку – Тбилиси – Джейхан». Между соседними республиками также ведется строительство оптоволоконной линии, что сулит выход уже на телекоммуникационные рынки Европы через страны Закавказья и Турцию.
Проблемы
Несмотря на выстраивание рыночных отношений в таких сферах, как ЖКХ, энергетика, социальная сфера, которые и в России постепенно перестают быть государственными, перед правительством Казахстана по-прежнему стоят серьезные задачи по модернизации технической базы перечисленных сфер.
Так, на сегодняшний день Казахстан занимает последнее место среди стран СНГ по обеспечению питьевой водой. Состояние систем водоснабжения в республике оценивается экспертами как критическое: централизованным водоснабжением обеспечены лишь 55% населения, почти треть граждан не имеет доступа к качественной питьевой воде.
Николай Кузьмин, ведущий аналитик фонда политических исследований «Перспектива» отмечает, что на фоне несомненного либерального курса Казахстана имеет место и такая негативная тенденция, как рост коррупции. По словам Ануарбека Султангазина, руководителя Комитета финансового контроля и госзакупок Республики Казахстан, в 2005 г. в соответствии с кодексом «Об административных правонарушениях» на 434 должностных лица наложены административные взыскания на сумму 3,9 млн тенге, из них в бюджет поступило 3,2 млн. К дисциплинарной и материальной ответственности привлечено 1 453 работника проверенных объектов. Существует государственная программа по борьбе с коррупцией, вводятся принципы «одного окна», исключающие цепочку посредников между государством и гражданами. С 2005 г. внедряется единая информационная система, которая сократит контакты организаций и населения с чиновниками.
По росту внутреннего валового продукта в 2005 г. Казахстан опередил Россию на 3%: в республике этот показатель увеличился на 9,4% по сравнению с 2004 г. Хотя рост ВВП в обеих странах обусловлен одним и тем же фактором – внешней конъюнктурой мировых цен. Как сообщил премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов в отчете перед депутатами Мажилиса об исполнении бюджета в 2005 г., во внешнеторговом обороте Казахстана решающую роль играет сырьевой фактор.
В текущем году правительство Казахстана и Национальный банк прогнозируют рост ВВП по отношению к 2005 г. на 8,3%. Хотя, как правило, рост ВВП в Казахстане оказывается выше консервативного официального прогноза, ориентированного на ожидаемые цены на нефть – основной экспортный товар страны. К примеру, прогноз на 2005 г. составлял 8,8%, т.е. был «перевыполнен» на 0,6%. Скорее всего, в 2006 г. также следует ожидать «перевыполнения»: в феврале заместитель председателя Агентства по статистике Казахстана Юрий Шокаманов сообщил, что рост ВВП в нынешнем году предполагается на уровне не менее 9%.
Растет инфляция
С увеличением денежной массы Казахстан, как и другие страны-экспортеры, столкнулся с «голландской болезнью». Монетарные власти республики сумели приостановить инфляцию в начале 1990-х гг., используя непопулярные решения – сдерживая рост зарплаты, проводя жесткую тарифную политику. В 1998 г. посол США Элизабет Джоунс отметила, что в Казахстане низкая инфляция и небольшой внешний долг, а значит, есть возможность продуктивной работы для инвесторов – в отличие от России, где это гораздо труднее. Тем не менее, сегодня уже ставший привычным рост цен на «черное золото» разгоняет инфляцию в большей степени, да и контролировать увеличившуюся за последние восемь лет денежную массу намного сложнее.
Власти республики прогнозируют умеренный сценарий для среднегодовой инфляции в 2006 г. – на уровне 5,7–7,5%, – хотя большинство специалистов, включая председателя Национального банка Анвара Сайденова и министра экономики и бюджетного планирования Карима Масимова, уверены, что удержать инфляцию в указанных рамках практически невозможно. Причиной тому – повышение пенсий и коммунальных тарифов. Отметим, что и в прошлом году правительственным инфляционным прогнозам не суждено было сбыться из-за увеличения пенсий, зарплат работникам бюджетной сферы, стипендий и социальных пособий, цен на продовольственные товары и ГСМ, подорожания услуг в сфере образования.
Человеческое развитие Казахстана
Показатель индекса человеческого развития (ИЧР) введен ООН как коэффициент, связывающий ВВП на душу населения с уровнем грамотности и продолжительностью жизни. Пороговым значением индекса является 0,8 – в странах с таким показателем у человека есть все шансы для саморазвития, считают специалисты ООН. Лидерами по ИЧР являются Норвегия, Исландия и Австралия.
«ИЧР Казахстана – 0,76, – сообщает Юрий Шокаманов, заместитель председателя Агентства РК по статистике, – это 80-е место в мире». Для сравнения: Россия занимает сегодня 62-е место, хотя всего 20 лет назад стояла на 24-й позиции.
Казахстан на практике
Несмотря на ряд особенностей проведения либеральных реформ, у Казахстана, как и у России, один враг – «голландская болезнь». Но экономическая политика Казахстана более динамична, республика опережает Россию в поиске инструментов для решения проблем, причем использует уже не только «правые» методы, но и методы государственного вмешательства в экономику. В частности, нужно отметить практику запретов на экспорт дизельного, авиационного топлива и бензина в зимние месяцы с целью накопления этих ресурсов для нужд экономики страны. Внутренняя переработка нефти стимулируется за счет введения нулевой ставки акцизов на продажу бензинов и дизельного топлива. Ужесточаются проверки нефтяных компаний, подозреваемых в картельных сговорах.
Раньше чем в России задумались в Казахстане об освобождении своего бюджета от нефтедолларов, не усваиваемых экономикой, обратившись к опыту Норвегии, практикующей принятие не нефтяного бюджета. Когда бюджет рассчитывается таким образом, словно нефти в статьях дохода не числится. Прибыль же от экспорта «черного золота» аккумулируется на счете Нефтяного фонда, средства которого в экстренном случае могут использоваться в виде трансфертов для погашения возникшего дефицита. Но основная цель норвежского Нефтяного фонда аналогична задачам российского Стабилизационного: это накопление ресурсов для экономики будущего, в которой, вполне возможно, придется обходиться без нефти.
Пока Казахстан только изучает практику не нефтяного бюджета, но переход к такой бюджетной системе уже анонсирован. Именно поэтому министр финансов А. Кудрин привел Казахстан в пример тем экспертам, которые хотели бы вкладывать нефтедоллары в закупку иностранного оборудования: не инвестировать нужно, а исключить эту статью дохода из бюджета. Нефтяной фонд в Казахстане создан много раньше, чем в России – в 2001 году.
Правые силы Казахстана
Как отмечают многие эксперты, высокая оценка Казахстана связана главным образом с либеральным курсом страны и взвешенностью во внешней политике. Руководитель Государственного университета – Высшей школы экономики Евгений Ясин считает, что России есть чему поучиться у Казахстана в вопросах либерализации рынка электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, пенсионной сфере. Вообще любопытно, что Казахстан стал «правым» зеркалом России, в то время как Белоруссия – «левым».
Председатель Национального банка Казахстана Анвар Сайденов подтверждает слова Ясина цифрами: инфляция колеблется на уровне 7%, ВВП растет в среднем на 10% в год. Система ипотечного кредитования существует в республике с 2000 г.: кредиты выдаются на срок от 3 до 20 лет, а ставки по ним составляют в среднем 9–10% годовых при первоначальном взносе 10%.
Накопительная пенсионная система в Казахстане заработала с 1998 г. Активы пенсионных фондов (сейчас их 16, включая один государственный) к 2005 г. составляли 4,3 млрд долларов – это 9,5% ВВП. Важно отметить, что 10% от доходов граждан выплачиваются в качестве пенсионного взноса в обязательном порядке, свыше 10% – по доброй воле.
Неарабская нефть для Европы
Республика Казахстан активно сотрудничает с Азербайджаном, участвуя в проекте вывода нефти неарабского происхождения на европейские рынки через нефтепровод «Баку – Тбилиси – Джейхан». Между соседними республиками также ведется строительство оптоволоконной линии, что сулит выход уже на телекоммуникационные рынки Европы через страны Закавказья и Турцию.
Проблемы
Несмотря на выстраивание рыночных отношений в таких сферах, как ЖКХ, энергетика, социальная сфера, которые и в России постепенно перестают быть государственными, перед правительством Казахстана по-прежнему стоят серьезные задачи по модернизации технической базы перечисленных сфер.
Так, на сегодняшний день Казахстан занимает последнее место среди стран СНГ по обеспечению питьевой водой. Состояние систем водоснабжения в республике оценивается экспертами как критическое: централизованным водоснабжением обеспечены лишь 55% населения, почти треть граждан не имеет доступа к качественной питьевой воде.
Николай Кузьмин, ведущий аналитик фонда политических исследований «Перспектива» отмечает, что на фоне несомненного либерального курса Казахстана имеет место и такая негативная тенденция, как рост коррупции. По словам Ануарбека Султангазина, руководителя Комитета финансового контроля и госзакупок Республики Казахстан, в 2005 г. в соответствии с кодексом «Об административных правонарушениях» на 434 должностных лица наложены административные взыскания на сумму 3,9 млн тенге, из них в бюджет поступило 3,2 млн. К дисциплинарной и материальной ответственности привлечено 1 453 работника проверенных объектов. Существует государственная программа по борьбе с коррупцией, вводятся принципы «одного окна», исключающие цепочку посредников между государством и гражданами. С 2005 г. внедряется единая информационная система, которая сократит контакты организаций и населения с чиновниками.
Таблица 1. Показатели бедности в Республике Казахстан снижаются
|
Доля населения с доходами ниже |
Глубина бедности, % |
Острота бедности, % | |
величины прожиточного минимума, % |
стоимости продовольственной корзины, % | |||
2004 |
16,1 |
4,3 |
3,3 |
1,0 |
I квартал |
19,1 |
7,7 |
4,3 |
1,5 |
II квартал |
19,9 |
6,6 |
4,8 |
1,7 |
III квартал |
13,5 |
3,1 |
2,6 |
0,8 |
IV квартал |
12,2 |
2,9 |
2,5 |
0,8 |
I квартал 2005 г. |
15,3 |
4,4 |
3,4 |
1,2 |
II квартал 2005 г. |
18,8 |
5,9 |
4,3 |
|
Источник: данные Агентства Республики Казахстан по статистике.
Подготовил Иван ЧАГАТАЕВ