2014 год был ознаменован важнейшим для Крыма историческим событием — воссоединением полуострова и России. За очень короткий по историческим меркам срок у нас произошли колоссальные изменения. Можно сказать, что мы поставили точку в одном историческом периоде и начали с нуля новый — уже в составе Российской Федерации. Но сегодня я хочу мысленно вернуться к начальной точке и сравнить то, с чего стартовали, с тем, что имеем сегодня.
Ирина Валерьевна Кивико, заместитель председателя Совета министров Республики Крым — министр финансов Республики Крым
Cо дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и до января 2015 года государство установило для региона переходный период, в течение которого регулировались вопросы интеграции нового субъекта РФ в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы страны. Несмотря на огромную поддержку со стороны федеральных органов, специалистам Крыма необходимо было исполнять бюджет республики и местные бюджеты в двух стандартах: законодательства переходного периода и российского законодательства, а также подготовить законодательную базу для интеграции республики с 2015 года в правовое поле Российской Федерации.
Поддержка крупного бизнеса
Мы провели колоссальную работу для сохранения налогоплательщиков Крыма и обеспечения поступлений платежей в бюджет в полном объеме. Финансовая система республики фактически создавалась с нуля. Так же как системы налогообложения, регистрации бизнеса и казначейского учета. Несмотря на большие трудности — а в определенный период у нас отсутствовала полноценная банковская система, у предприятий были разорваны хозяйственные связи, ориентированные на Украину, логистика с Россией была сложной и дорогой, — мы смогли не растерять доходы, а по максимуму собрать их в бюджет. За 2014 год в условиях переходного периода в консолидированный бюджет региона поступило 33,6 миллиарда рублей. В тот момент в бюджеты республики зачислялись все налоги, собираемые на территории Крыма, в том числе 7,9 миллиарда рублей источников доходов федерального бюджета.
Для адаптации бизнеса к новым условиям в 2015 году на территории республики была создана свободная экономическая зона[1]. Она объединила в себе комплекс льгот, преференций и других мер поддержки для развития бизнеса. Так, для участников СЭЗ действуют пониженные ставки по налогу на прибыль и страховым взносам, на три года с момента возникновения права собственности на земельный участок они освобождены от уплаты земельного налога, на 10 лет — от уплаты налога на имущество организаций.
Уже в первый год работы свободной экономической зоны началась активная регистрация участников. В первую очередь условиями осуществления деятельности в СЭЗ заинтересовались крымские организации, которые к этому времени уже перерегистрировались по российскому законодательству. Предоставленные преференции активизировали бизнес, и он стал вкладывать средства в строительство новых производств, модернизацию основных фондов, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря. По состоянию на начало 2024 года в реестре участников СЭЗ зарегистрировано 1145 субъектов, которые реализуют 1242 инвестиционных проекта. С начала функционирования СЭЗ фактический объем осуществленных инвестиций в экономику республики превысил 275 миллиардов рублей, из них капитальные вложения — свыше 182 миллиардов рублей.
Конечно, в начале действия СЭЗ недопоступления в бюджет Крыма были значительными: по итогам 2016 года при фактическом поступлении налога на прибыль в размере 5,7 миллиарда рублей, выпадающие доходы составили 1,5 миллиарда рублей, или 27%. Однако это был вклад в будущее региона. Когда инвесторы начали выходить на получение прибыли, мы ощутили значительный рост налога на прибыль. По итогам 2022 года при фактическом поступлении налога на прибыль в размере 13,5 миллиарда рублей выпадающие доходы составили 1,4 миллиарда рублей, или 10%.
Эффективность предпринимаемых мер государственной поддержки и функционирования свободной экономической зоны подтверждает и тот факт, что республика стабильно входит в десятку лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах РФ. В 2022 году мы заняли седьмое место, а в прошлом году — восьмое.
МСП
Немаловажную роль в экономике полуострова играет малый и средний бизнес. Из 94,1 тысячи налогоплательщиков, зарегистрированных на начало 2024 года в Крыму, 81,7 тысячи, или 86,8%, входят в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Наиболее привлекательными для субъектов МСП являются специальные налоговые режимы, в том числе благодаря различным мерам поддержки регионального правительства. На территории Крыма с 2015 года действуют пониженные ставки по специальным налоговым режимам, что способствовало росту предпринимательской активности в регионе. Так, если до этого шага на УСН были 14,7 тысячи субъектов предпринимательской деятельности, то уже в начале 2016 года на УСН находилось 48,3 тысячи, а в начале этого года — 74,5 тысячи. Это рост в пять раз. Аналогичная тенденция сложилась и с патентной системой. До введения дополнительных стимулов по ней работало 3,6 тысячи индивидуальных предпринимателей. А уже на начало 2016 года на патенте находилось 30,8 тысячи ИП. Сегодня их уже почти 20 тысяч.
В июле 2020 года республика присоединилась к эксперименту по введению налога на профессиональный доход. Эта система налогообложения также оказалась востребованной. По состоянию на начало 2024 года в Крыму было зарегистрировано 127,2 тысячи самозанятых граждан. Это на 53,6% больше, чем в начале 2023 года.
В связи с ростом предпринимательской активности увеличиваются и поступления в бюджет от налогоплательщиков, избравших специальные налоговые режимы. Так, за 2015 год в консолидированный бюджет республики поступило 1,5 миллиарда рублей доходов от специальных налоговых режимов, или 4,8% от общего объема поступлений налоговых и неналоговых доходов. В 2023 году их сумма составила уже 8,6 миллиарда рублей, или 8,4%. Таким образом, снижение налогового бремени на бизнес, в том числе МСП, для его активизации и развития дало положительные результаты. Объем налоговых доходов от специальных налоговых режимов за девять лет возрос в 5,8 раза.
Собственные доходы
Наша работа по увеличению собственных доходов дала положительные результаты. За
Основным бюджетообразующим налогом бюджета республики и местных бюджетов является НДФЛ. В рамках выполнения мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Крыма на
Крым — курортный регион, поэтому лето для рабочих групп — горячий сезон. Полным ходом идет выявление лиц, работающих без оформления. Наша задача — заставить предпринимателей оформить трудовые отношения с работниками и официально выплачивать заработную плату, платить налоги. При необходимости рабочие группы привлекают граждан к регистрации как самозанятые или индивидуальные предприниматели.
Рабочие группы налоговых органов республики также проводят мероприятия по легализации труда и заработной платы. В результате этой работы за девять лет, в течение которых на территории Крыма действует налоговое законодательство РФ, поступления НДФЛ увеличились в 2,5 раза: с 15,1 миллиарда рублей в 2015 году до 38,3 миллиарда рублей в
С 2015 года на территории региона в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя» создаются самые необходимые инфраструктурные объекты. Это Крымский мост, аэропорт, автомобильные дороги, трасса «Таврида», ПГУ-ТЭС, Многопрофильный республиканский медицинский центр. Для строительства крупных объектов привлекаются организации из других субъектов РФ. Совет министров Республики Крым совместно с УФНС по Республике Крым, органами местного самоуправления организовал работу по регистрации в регионе обособленных подразделений таких организаций, постановке их на учет в налоговых органах республики и привлечению к налогообложению. Ежегодно эта работа приносит в консолидированный бюджет региона более 3 миллиардов рублей.
Имущественные налоги
Большое внимание мы уделяем и увеличению поступлений имущественных налогов, поскольку они в полном объеме зачисляются в республиканский и местные бюджеты. С 2015 года на территории Крыма действует федеральное законодательство о налогах и сборах, но в полном объеме взимать все налоги мы не смогли из-за отсутствия базы налогообложения по отдельным налогам. У нас еще не была утверждена кадастровая стоимость земельных участков и объектов недвижимости. В результате обеспечить взимание таких налогов, как налоги на имущество организаций и физических лиц, земельный налог, в полном объеме было невозможно.
С целью обеспечения взимания земельного налога и наполнения доходной части местных бюджетов в Налоговый кодекс РФ были внесены изменения[2]. Они установили, что до 1 января года, следующего за годом утверждения на территориях Крыма и Севастополя результатов массовой кадастровой оценки земельных участков, налоговая база в отношении этих участков определяется на основе нормативной цены земли. Государственный совет Республики Крым законодательно[3] определил налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, дополнительные налоговые льготы. В результате в 2015 году мы все же смогли собрать в бюджет 1,2 миллиарда рублей земельного налога.
В
Одновременно мы вели работу по определению кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества для взимания налога на имущество физических лиц и организаций исходя из их кадастровой стоимости. Региональное законодательство[4] установило с 1 января 2020 года начало применения на территории региона порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Принятие Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 518‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» позволило нам продолжить работу по определению правообладателей ранее учтенных земельных участков и имущества и вовлечению в налоговый оборот дополнительных объектов.
Таким образом, за 10 лет проделана значительная работа по формированию базы для взимания имущественных налогов, и в 2023 году они поступили в размере 7,7 миллиарда рублей, или в 6,4 раза больше, чем в 2015 году.
Цифровизация
Нельзя не отметить, что на улучшении управления доходами в нашем регионе сказался перевод бюджетного процесса на веб-технологии. После вхождения республики в состав Российской Федерации мы поставили перед собой цель не быть в роли догоняющих, а сразу использовать в регионе новые возможности госуправления. Таким образом, Крым стал одним из первых субъектов РФ, использующих передовые цифровые технологии.
В регионе последовательно с 2015 по 2018 год внедрялись компоненты Регионального электронного бюджета: ПК «Интеграционная платформа», ПК «Web-Планирование», ПК «Web-Исполнение» и «Web-Консолидация», объединяющие в рамках единой веб-платформы все стадии бюджетного процесса. Все эти программные решения созданы одним из ведущих российских разработчиков интегрированных информационно-аналитических систем — НПО «Криста». Наш выбор был не случайным: у компании большой опыт автоматизации работы финансовых органов, органов власти и местного самоуправления.
Решающим фактором при выборе программного обеспечения стало то, что оно построено с использованием современных технологий и постоянно совершенствуется. В итоге в 2018 году в Крыму окончательно был завершен перевод финансового учета и отчетности на веб-технологии. А с 2019 года регион, все его муниципальные районы и городские округа начали работать в новом веб-формате. Использование современных программных решений позволило сэкономить средства на приобретении компьютерной техники для муниципальных образований, так как требования к аппаратной составляющей минимальны. Кроме того, на компьютерах пользователей установка программного обеспечения не требуется.
Для бюджетной системы большим преимуществом стало подключение всех государственных и муниципальных учреждений к системе «Региональный электронный бюджет» и единоразовый ввод данных. Это значительно снизило время, необходимое на сбор и проверку данных по планированию и исполнению бюджетов, формирование отчетов. В свою очередь, руководство региона получает необходимую для принятия решений аналитику в режиме реального времени и может оперативно влиять на бюджетный процесс, предупреждая возможные проблемы, а не устраняя их.
Как вы поняли, мы уже прошли большой путь. Однако я уверена, что это только начало. Мы продолжим работу по увеличению доходной части бюджета путем укрепления налогового и неналогового потенциала региона и повышения его финансовой самостоятельности.
[1] Федеральный закон от 29 ноября 2014 года № 377‑ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
[2] Федеральный закон от 29 ноября 2014 года № 379‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона „О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя“».
[3] Закон Республики Крым от 19 ноября 2014 года № 7-ЗРК/2014
«О налоге на имущество организаций».
[4] Закон Республики Крым от 5 ноября 2019 года № 8-ЗРК/2019 «Об установлении единой даты начала применения на территории Республики Крым порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».