№ 3 март 2024 — 13 марта 2024

Андрей Широков: об однозначном улучшении ситуации с обеспечением сирот жильем говорить рано

Версия для печати 5431 Материалы по теме
Андрей Широков: об однозначном улучшении ситуации с обеспечением сирот жильем говорить рано

В последние годы тема обеспечения жильем детей-сирот стала широко обсуждаться на всех уровнях. Власти активно ищут пути ее решения, предлагают новые механизмы. За 2022–2023 годы квартиры получили более 70 тысяч сирот. Однако это только цифры, которые не дают реального понимания положения дел. Ситуацию изнутри мы обсудили с руководителем комиссии по регулированию вопросов обеспечения жильем детей-сирот Общественного совета при Минстрое России Андреем Вячеславовичем Широковым.

— Андрей Вячеславович, можно ли говорить о том, что ситуация с обеспечением жильем детей-сирот в последние годы улучшается?

— Нет, однозначно утверждать подобное я не готов. Формально, наверное. Но на эту тему нужно смотреть гораздо шире, не только в аспекте выделяемых государством средств. В каких-то вопросах ситуация, конечно, становится лучше. Например, большой плюс, что с 2013 года вопросы правового регулирования оснований и порядка обеспечения сирот жильем регулируются актами Правительства РФ. В результате всем участникам данных правоотношений стали более понятны правила и процедуры, так как теперь они единые для всех регионов страны. Это улучшило федеральный контроль и положительно отразилось на судебной практике, которая также становится в целом единообразной.

С другой стороны, идет откат. Федеральное законодательство предусматривает возможность регионов устанавливать сиротам дополнительные меры социальной поддержки. Это позволило ряду субъектов РФ внести в действовавшее многие годы законодательство изменения, сокращающие основания для признания сирот нуждающимися в жилом помещении в нарушение конституционно значимых целей. Как правило, эти поправки отменяют введенные регионом дополнительно к федеральным меры социальной поддержки. Чтобы ухудшение положения сирот не было очевидным, принимают новые меры поддержки с иными критериями.

— В каких регионах вы сталкивались с подобным? И как законодательные инициативы, которые ухудшают положение детей-сирот, вообще можно принять без привлечения внимания широкой общественности?

— Подобные поправки были, например, в Москве. В конце прошлого года городской закон № 40[1] под соусом приведения в соответствие федеральному законодательству упразднил подпункт, который устанавливал невозможность проживания сирот — собственников долевых квартир, в которых были иные собственники, не являющиеся членами семьей сирот, в этих квартирах. Казалось бы, все приводится в соответствие, что здесь плохого? А плохо то, что прежнее законодательство действовало в Москве с 1999 года и было дополнительной московской мерой социальной поддержки. Она позволяла обеспечивать жилплощадью тех сирот, которые владели в порядке приватизации или наследования долями, в том числе мелкими, в помещениях, в которых проживали их дальние родственники, то есть лица, не являвшиеся в соответствии с требованиями ЖК РФ членами семей сирот. Теперь же сироты будут вселяться и как-то пытаться жить с фактически чужими им людьми или, скорее всего, будут скитаться.

Поделиться