В последние годы тема обеспечения жильем детей-сирот стала широко обсуждаться на всех уровнях. Власти активно ищут пути ее решения, предлагают новые механизмы. За
— Андрей Вячеславович, можно ли говорить о том, что ситуация с обеспечением жильем детей-сирот в последние годы улучшается?
— Нет, однозначно утверждать подобное я не готов. Формально, наверное. Но на эту тему нужно смотреть гораздо шире, не только в аспекте выделяемых государством средств. В каких-то вопросах ситуация, конечно, становится лучше. Например, большой плюс, что с 2013 года вопросы правового регулирования оснований и порядка обеспечения сирот жильем регулируются актами Правительства РФ. В результате всем участникам данных правоотношений стали более понятны правила и процедуры, так как теперь они единые для всех регионов страны. Это улучшило федеральный контроль и положительно отразилось на судебной практике, которая также становится в целом единообразной.
С другой стороны, идет откат. Федеральное законодательство предусматривает возможность регионов устанавливать сиротам дополнительные меры социальной поддержки. Это позволило ряду субъектов РФ внести в действовавшее многие годы законодательство изменения, сокращающие основания для признания сирот нуждающимися в жилом помещении в нарушение конституционно значимых целей. Как правило, эти поправки отменяют введенные регионом дополнительно к федеральным меры социальной поддержки. Чтобы ухудшение положения сирот не было очевидным, принимают новые меры поддержки с иными критериями.
— В каких регионах вы сталкивались с подобным? И как законодательные инициативы, которые ухудшают положение детей-сирот, вообще можно принять без привлечения внимания широкой общественности?
— Подобные поправки были, например, в Москве. В конце прошлого года городской закон № 40[1] под соусом приведения в соответствие федеральному законодательству упразднил подпункт, который устанавливал невозможность проживания сирот — собственников долевых квартир, в которых были иные собственники, не являющиеся членами семьей сирот, в этих квартирах. Казалось бы, все приводится в соответствие, что здесь плохого? А плохо то, что прежнее законодательство действовало в Москве с 1999 года и было дополнительной московской мерой социальной поддержки. Она позволяла обеспечивать жилплощадью тех сирот, которые владели в порядке приватизации или наследования долями, в том числе мелкими, в помещениях, в которых проживали их дальние родственники, то есть лица, не являвшиеся в соответствии с требованиями ЖК РФ членами семей сирот. Теперь же сироты будут вселяться и как-то пытаться жить с фактически чужими им людьми или, скорее всего, будут скитаться.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти