Версия для печати 398 Материалы по теме
Якутия: финансовый контроль, «алмазные» доходы и долговая политика крупнейшего региона

Министерство финансов Республики Саха (Якутия) стало лауреатом конкурса «Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля». Это уже третья победа коллектива Минфина. Его работа также была отмечена по итогам IV и VI всероссийских конкурсов. Особенности работы ревизоров на Севере, цифровизацию контроля, а также финансовые показатели региона мы обсудили с министром финансов Якутии Валерием Алексеевичем Жондоровым.

Министерство финансов Республики Саха (Якутия) — победитель VII Всероссийского конкурса «Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» в номинации «Прозрачный и понятный контроль»

— Валерий Алексеевич, какие особенности внутреннего государственного финансового контроля в вашем регионе вы можете выделить?

— Якутия — это северный регион. И то, что может выглядеть обыденно в центральной России, у нас требует больших усилий. Низкий уровень транспортной доступности, к сожалению, является одной из самых острых наших проблем. Площадь региона составляет более трех миллионов квадратных километров. Объекты контроля находятся в разных уголках этой обширной территории. Большинство поселков, сел расположены в труднодоступной местности, не имеют круглогодичного наземного сообщения с другими населенными пунктами. Все это крайне усложняет работу ревизоров.

Проведение выездных проверок и обследований для контроля за фактическим результатом освоения бюджетных средств в виде построенных зданий, сооружений и дорог, а также выполненных ремонтных работ является сложной процедурой, сопряженной со значительными материальными и временными затратами. Отказаться от выездных контрольных мероприятий и перейти на камеральные проверки мы не можем, так как большинство наших муниципальных образований являются высокодотационными, получают значительные средства из государственного бюджета республики. Ежегодно контрольными мероприятиями мы охватываем порядка 16 муниципальных районов. В каждом из них проходят проверки в среднем на 20 объектах контроля. Особое внимание уделяется контролю средств, выделяемых на реализацию национальных проектов.

Несмотря на все сложности, наше Министерство финансов смогло выстроить эффективную систему контроля. Это подтверждает как победа в конкурсе, так и участие наших специалистов в улучшении внутреннего финконтроля на федеральном уровне. Так, представители министерства входят в рабочую группу по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, созданную Министерством финансов РФ. Они участвуют в заседаниях и готовят свои предложения по совершенствованию законодательства, нормативных правовых актов государственного (муниципального) финансового контроля.

— Оказываете своим МО поддержку в выстраивании эффективной системы уже муниципального контроля?

— Несомненно, мы активно взаимодействуем с муниципальными органами контроля, координируем осуществление их полномочий. Мы проводим анализ платежеспособности и качества управления финансами, в котором оцениваем муниципальный финконтроль, контроль в сфере закупок и исполнение требований министерства об устранении нарушений. Также министерство регулярно оказывает консультативную помощь, проводит различные семинары, стажировки для контролеров-ревизоров. В прошлом году в рамках реализации проекта «Твой опыт» для повышения их квалификации, получения практических знаний и навыков работы в Минфине Якутии прошли стажировки 14 сотрудников органов муниципального контроля.

— Этот проект был приурочен к празднованию столетия контрольно-ревизионных органов?

— Нет, это плановая работа. Однако юбилей КРО мы отметили на высоком уровне. Наши праздничные проекты вошли в план основных республиканских мероприятий. Совместно с УФК по Республике Саха (Якутия), региональной Счетной палатой мы провели семинары-совещания по ряду вопросов внутреннего контроля, стратегическую сессию на основе деловой игры, конкурс видеороликов по контрольной тематике. Для изучения и внедрения в работу лучших практик других регионов мы организовали обмен опытом между органами внутреннего контроля. Также мы проводили встречи со школьниками, студентами.

Для сохранения традиций мы издали книгу «100 лет на страже бюджета», в которой представлены воспоминания ревизоров разных лет и освещена история КРО. В честь празднования в Якутии учредили юбилейную медаль, которой были награждены ветераны и работники КРО Якутии, достигшие высоких результатов в работе.

— Какие задачи сегодня стоят перед Минфином в части развития внутреннего государственного финансового контроля?

— Сегодня Россия находится на этапе становления современной системы контроля на основе новейших технологий. Новые подходы позволят минимизировать классические проверки и использовать цифровые данные для оптимизации своей деятельности и повышения эффективности бюджетной системы в целом.

Наши успехи в этой сфере уже ощутимы. Безусловным плюсом я считаю концентрацию всех полномочий в финансовом органе, что позволяет охватить все этапы бюджетного процесса и является весомым преимуществом в проведении единой финансовой, бюджетной политики в регионе. Вся работа министерства по планированию, подготовке к контрольным мероприятиям, учету контрольных мероприятий, по составлению отчетности проводится в автоматизированной системе контрольной деятельности «Ревизор-СМАРТ», интегрированной с программой «Бюджет-СМАРТ». Эффективность проверок в сфере жилищно-коммунального хозяйства достигается благодаря доступу к региональной информационной системе ЖКХ, содержащей количественные показатели в разрезе потребителей, периодов и видов коммунальных услуг. Тем не менее перед контрольным подразделением министерства стоят новые задачи по цифровизации контроля, умелому сочетанию предварительного и последующего контроля, внедрению экспертно-аналитических мероприятий.

— Давайте поговорим о работе Минфина в целом. Как шло исполнение бюджета прошлого года? С какими сложностями сталкивались?

— Я думаю, не буду новатором, если скажу, что на исполнение бюджета-2023 наложило отпечаток введение ЕНП и ЕНС. Как результат, риски несбалансированности бюджета республики и муниципальных образований внутри финансового года, случаи зачисления налогов, искажающих бюджетную отчетность. В феврале 2023 года Федеральная налоговая служба совместно с Федеральным казначейством провела так называемый всероссийский зачет. Основной проблемой при его проведении был недостаток свободных средств на счетах бюджетов разных уровней. Для снижения негативного эффекта и поддержания сбалансированности местных бюджетов мы предоставили дотации местным бюджетам для обеспечения проведения данной операции, которая, в свою очередь, предназначалась совсем для другого.

Для совершенствования ЕНС Минфин Якутии направлял в адрес Федеральной налоговой службы, председателя комиссии Госсовета А. Л. Текслера вопросы и предложения. В течение года с участием УФНС мы проводили совещания и семинары для муниципальных образований, главных администраторов доходов. Основываясь на информации, представляемой налоговой службой, проводили работу для урегулирования задолженности по ЕНП и ЕНС с учреждениями бюджетного сектора и муниципальными образованиями. Согласно рейтингу МО по налоговой задолженности[1] по состоянию на январь 2024 года республика поднялась с 82-го на 28-е место. По сравнению с началом прошлого года задолженность в консолидированный бюджет региона снизилась на 1,5 миллиарда рублей, или на 37,8 процента, по бюджетным учреждениям — на 15,5 миллиона рублей, или на 72,9 процента.

Структура доходов бюджета Якутии отражает особенности экономики региона — преобладание добывающей отрасли в формировании ВРП. На исполнение доходной части в 2023 году оказывали свое влияние конъюнктурные колебания на мировых сырьевых рынках и нестабильность валютных курсов, изменения макроэкономической ситуации на фоне ограничительных мер в отношении России. На фоне введения санкций на наше бюджетообразующее предприятие алмазодобывающей отрасли были риски снижения его финансовой устойчивости. Однако алмазодобывающие предприятия в 2023 году выполнили свои обязательства в полном объеме. По сравнению с 2022 годом поступление налоговых и неналоговых платежей от них увеличилось на 70 процентов.

Рост поступлений в 2023 году также был от крупных предприятий нефтегазодобывающей и угледобывающей отраслей. Они добавили к показателям 2022 года 31 и семь процентов соответственно, так как в силу географического положения у них сложилась ориентация на экономическое сотрудничество со странами АТР. Так что, несмотря на все перемены и риски, мы смогли закончить год с положительной динамикой поступления доходов. По отчетным данным за 2023 год, в государственный бюджет Якутии поступило 352,4 миллиарда рублей, что на 10,2 процента выше уровня 2022 года. Поступления налоговых и неналоговых доходов составили 227,9 миллиарда рублей. Это на 41,4 процента больше, чем годом ранее.

Завершая свой рассказ о доходах, не могу не упомянуть, что за последние годы при непосредственном участии нашего Минфина принят ряд законодательных инициатив и поправок в Налоговый кодекс, направленных на повышение доходной части бюджетов регионов. В этом направлении нами проводилась планомерная работа совместно с депутатом Госдумы Г. И. Данчиковой и Правительством РФ. Ее итогом стало принятие федерального закона [2], направленного на ответственную реализацию инвестиционных проектов. Также были приняты поправки в Налоговый кодекс, увеличивающие доходную часть бюджетов регионов за счет точечной настройки налогообложения добывающих отраслей.

— В прошлом году регион подтвердил достойные показатели долговой устойчивости в рейтинге «Эксперт РА». Расскажите о вашей долговой политике.

— Все показатели долговой устойчивости Республики Саха (Якутия) находятся на экономически безопасном уровне. Долговая нагрузка на государственный бюджет в 2024 году у нас составляет 23 процента. Это заметно меньше, чем в прошлом году, когда этот показатель составлял 30,1 процента. В 2023 году нам удалось сдержать рост объема госдолга на уровне 52,4 миллиарда рублей, или 67 процентов от верхнего предела, запланированного законом о бюджете. В первую очередь снижение долга произошло за счет того, что мы направили сверхплановые доходы бюджета на замещение рыночных заимствований на общую сумму 21,8 миллиарда рублей.

На сегодняшний день у Якутии нет обязательств по банковским кредитам. С достигнутыми показателями Якутия остается в первой группе регионов с высоким уровнем долговой устойчивости. По итогам 2023 года по уровню долговой нагрузки среди субъектов РФ республика заняла 31-е место, поднявшись на семь позиций по сравнению с 2022 годом.

В прошлом году республика активно пользовалась инструментами «Инфраструктурного меню». В его рамках мы получили в общей сложности 8,6 миллиарда рублей. Средства пошли на приоритетные инвестиционные проекты, в частности на комплексную застройку кварталов «Звездный» и «Р» в городах Якутске и Нерюнгри, развитие мощностей по созданию современного речного флота для внутренних водных путей.

— Как обстоят дела с муниципальным долгом у ваших муниципалитетов? Оказываете ли им поддержку в этом вопросе?

— На территории Якутии 445 муниципальных образований. По итогам 2023 года объем их долга составил 4,8 миллиарда рублей. Значительную часть муниципального долга занимают долговые обязательства столицы — Якутска. В структуре муниципального долга рыночные заимствования составили 2,5 миллиарда рублей, или 52 процента. Муниципалитеты пока не выпускали ценные бумаги, поэтому коммерческий долг полностью состоит из банковских кредитов. 26 процентов, или 1,2 миллиарда рублей, занимает доля кредитов из регионального бюджета, муниципальные гарантии — 22 процента, или 1 миллиард рублей.

Конечно, мы делаем все возможное, чтобы помочь нашим МО. В 2022 году за счет полученного республикой для замещения коммерческого долга федерального бюджетного кредита были погашены рыночные долговые обязательства Якутска на общую сумму 561 миллион рублей. Замещение положительно повлияло на исполнение бюджета столицы. Также администрация Якутска ежегодно обращается в УФК за получением бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на счете бюджета на сумму 600 миллионов рублей за счет лимита республики.

Минфин Якутии в лице департамента госдолга и инвестиций ежемесячно проводит мониторинг состояния муниципального долга и показателей долговой устойчивости. Мы оказываем методологическую, информационную и консультационную поддержку муниципалитетам в сфере управления муниципальным долгом. В зависимости от состояния долговой устойчивости все муниципальные образования региона по итогам 2023 года отнесены к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.

Эффективность проводимой нами работы отмечают и на федеральном уровне. Так, в прошлом году на Московском финансовом форуме мы получили награду в номинации «За эффективную организацию межбюджетных отношений на региональном уровне». Минфин России ежегодно проводит мониторинг качества управления финансами на региональном уровне. Оценка охватывает более 100 показателей, характеризующих качество бюджетного планирования и исполнения бюджета, эффективность управления государственным долгом и межбюджетные отношения с муниципальными образованиями.

Подготовила А. Ю. Ольховая



[1] Рейтинг МО ФНС России представляет собой ранжированные результаты показателей по работе с долгом и расчетов с бюджетом муниципальных образований на первое число месяца в разрезе ОКТМО. Рейтинг размещается ежемесячно начиная с 15 ноября 2023 года.

[2] Федеральный закон от 19 ноября 2021 года № 371‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 2512 и 2512-1 части первой и статью 2882 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Поделиться