Городское планирование должно быть комплексным, учитывающим множество факторов в социальном, экономическом, инженерном, природном, транспортном и пространственном планировании. Именно баланс различных факторов определяет комфорт и качество жизни в городе для всех социальных групп и возрастов. Авторская технология «Анатомия города» позволяет управлять развитием территории и обеспечивать этот баланс. Автор технологии Илья Вячеславович Заливухин сегодня наш собеседник.
Справка
И. В. Заливухин родился в 1974 году в Москве. После окончания в 1998 году Московского архитектурного института работал в российских представительствах английских архитектурных бюро. В 2004 году основал архитектурно-градостроительную компанию «Яузапроект». Фирма специализируется на создании комплексных проектов в сфере градостроительства и архитектуры. Неоднократно принимал участие в качестве эксперта по развитию агломераций и территориальному планированию в разработках стратегий развития городов и регионов нашей страны. Представлял в 2007 и 2008 годах на выставках МИПИМ «Регионы России» мастер-планы для города Минеральные Воды и «Сити-парк Калуга», с 2012 года — разработчик мастер-плана Москвы.
По мастер-планам компании «Яузапроект» реализуются инфраструктурные проекты Московских центральных диаметров и Московского скоростного диаметра, центры городов Наро-Фоминска и Обнинска, ОЭЗ в Кисловодске, проекты КРТ Владимира. Разработаны стратегические проекты развития более 50 городов в России и в мире.
— Илья, чем отличается архитектор от градостроителя?
— Архитектор проектирует здания, градостроитель — пространство и инфраструктуру города, определяет регламенты застройки в соотношении к существующей и планируемой инфраструктуре.
— Тогда, наверное, надо чтобы в городе был не главный архитектор, а главный градостроитель?
— Абсолютно верно. Точнее, главный городской планировщик, ответственный за проекты комплексного развития инфраструктуры города и объемы застройки. Такая должность должна соответствовать уровню вице-мэра города по градостроительной политике. При этом за сроки и качество строительства должен отвечать вице-мэр по строительству, а за внешний облика зданий — главный архитектор, возглавляющий архитектурный совет города.
— Вопрос риторический, но все же: кто, по вашему мнению, более важен для мэра: главный градостроитель или главный финансист города?
— Думаю, что важны оба. Главный градостроитель должен так планировать развитие территории, чтобы для жителей город был комфортным для проживания, для предпринимателей — удобным для ведения бизнеса, а для бюджета быть минимальным по затратам и при этом обеспечивать максимум поступления налогов.
Экономический расчет расходов на инфраструктуру и доходов в бюджет от ее реализации должны быть частью комплексного плана развития города. Например, при комплексном подходе к реализации туристического потенциала и вложении в общественные пространства возрастает доход. Такой же эффект возможно получить и от вложений в социальную, природную, инженерную и транспортную инфраструктуру по комплексному мастер-плану развития.
— Развитие инженерных и транспортных коммуникаций города требует очень больших финансовых затрат, таких средств нет в городских бюджетах. Откуда взять деньги?
— Конечно, для развития инженерных сетей и транспортных коммуникаций требуются большие финансовые средства. И здесь я вижу самую главную задачу — это правильно определить направление, этапность и перспективу развития. Тактика и стратегия развития инженерных и транспортных сетей должна учитывать очень много показателей, таких как прогноз роста численности жителей, увеличение уровня автомобилизации, расширение бизнеса, износ жилищной, инженерной и транспортной инфраструктуры и многое, многое другое.
Большие затраты необходимо делать только на основании комплексного проекта с расчетом эффективности таких вложений в краткосрочном и долгосрочном периодах. А средства, кроме бюджетных, могут быть кредитными, с последующей отдачей в социальном и экономическом эффекте при реализации проекта. Например, скоростные городские дороги могут быть и платными. Примеров эффективных и реализованных подобных проектов у нас в России уже много, даже отдельные платные путепроводы есть. В хорошо просчитанный экономически эффективный проект бизнес всегда с удовольствием вложит средства.
— Как стратегия развития города влияет на бюджеты города и горожан? Где здесь точки роста?
— Зависимость прямая. Если город развивается системно, на основе стратегических планов социально-экономического развития, на основе хорошо проработанных генеральных планов и мастер-планов, где учтены все последние научные и практические наработки, город будет удобен и для проживания, и для ведения бизнеса. Чем меньше горожане тратят времени на пребывание в пути, тем больше денег они сохраняют в своем семейном бюджете, а еще и социальный, психологический эффекты. Чем быстрее товары доставляют до потребителя, тем меньше их стоимость. Точно так же и с другими инженерными и коммунальными сетями. Чем меньше потери в сети воды и тепла, тем меньше тарифы, тем больше экономия семейного, бизнес- и городского бюджетов.
Точки роста бюджета города связаны с качественным ростом инфраструктуры и привлечением новых инвестиций, ростом человеческого капитала. Градостроительная политика сегодня — застраивать окраины городов, где совсем недавно были сельскохозяйственные поля, лесные угодья. Да, строительному бизнесу это может быть выгодно, ну а всем остальным? У главы города сразу возникает проблема обеспечения новой городской территории транспортными и инженерными коммуникациями, объектами соцкультбыта, рабочими местами, охраной общественного порядка, и этот список можно еще дальше продолжать. А жители нового микрорайона? Утром в пробках и заполненном транспорте едут в центр на работу, вечером то же самое, только в другую сторону. Город при этом вынужден все больше и больше выделять средств из бюджета на содержание, ремонт новых сетей, на создание и развитие новой коммунальной, транспортной и социальной инфраструктуры.
А ведь при правильном градостроительном планировании можно было без ущерба для коммуникаций города, без снижения качества и удобства проживания уже живущих в центре города граждан увеличивать численность жителей в центральных районах города, где сосредоточены основные центры притяжения для работы, культуры и отдыха. Но это надо все хорошо просчитывать, научно-методологический инструментарий для этого есть, и есть мировая и российская практика.
— В чем суть вашей авторской технологии «Анатомия города»?
— Город, как и живой организм, развивается по определенным закономерностям, функционален и состоит из взаимосвязанных частей. Жители — это душа и энергия города. Обеспечение потребностей в качественной и комплексной социальной сфере — основная задача городского организма. Инженерная инфраструктура города, как и внутренние органы, обеспечивает здоровье и функционирование. Транспортный каркас является несущей конструкцией и его скелетом. Пространственное развитие должно быть сбалансировано относительно развитию инфраструктуры, как форма и части тела соотносятся с внутренними органами и скелетом. И наконец, управление городом должно основываться на мониторинге работы всех систем и исходить из единого центра принятия решений, по аналогии с головным мозгом и нервной системой человека.
Авторская технология «Анатомия города» позволяет управлять развитием города и обеспечивать здоровое и устойчивое состояние всего городского организма.
— Благодаря вашей авторской технологии можно определить наиболее эффективный сценарий развития города, а есть конкретные примеры, как ваша технология позволила повысить качество жизни и благосостояние горожан?
— Наиболее эффективный сценарий развития города — это сбалансированное развитие застройки относительно комплексной инфраструктуры. Модернизация и развитие территорий вокруг социальных объектов, парковых зон и транспортных узлов с постепенным уменьшением плотности застройки от инфраструктуры. Например, в центре города или в радиусе 800 метров до внеуличного скоростного транспорта возможно полностью отказаться от личного автомобиля и пользоваться комфортным общественным транспортом или ходить пешком. Наличие парка рядом с застройкой снижает расходы на отопление и кондиционирование зданий, одновременно являясь социальной инфраструктурой для отдыха, общения и занятий спортом.
Например, во Владивостоке, Екатеринбурге и Краснодаре при новом строительстве в центре города по комплексной технологии «Анатомия города» с одновременной модернизацией инфраструктуры жители смогут отказаться от использования личного автомобиля. Они живут в центре города, в пешеходной доступности от необходимых социальных объектов, парков и набережных, остановок общественного транспорта и мест работы.
— В каких городах вам удалось уже воплотить в жизнь технологию «Анатомия города»?
— С 2012 года были разработаны и реализуются комплексные мастер-планы в городах Москве, Череповце, Обнинске и Наро-Фоминске. Так, по нашему предложению о создании единой системы наземного метро Москвы и Подмосковья в мастер-план Москвы 2013 года в качестве нового транспортного каркаса вошли Московские центральные диаметры (МЦД). Московский скоростной диаметр (МСД) также является частью единой системы внеуличных городских магистралей мастер-плана Москвы 2013 года. Основными точками роста города были отмечены территории на пересечении скоростного внеуличного транспорта, разработана дифференциация плотности застройки и количества парковочных мест относительно существующей и создаваемой социальной, природной и транспортной инфраструктуры.
С 2012 года в центре подмосковных Наро-Фоминска и Обнинска комплексная застройка с созданием общественных пространств, парков и набережных, транспортной инфраструктуры ведется в соответствии с принятыми мастер-планами. Разработаны они специалистами нашей компании по технологии «Анатомия города». На данный момент компания совместно с Северсталью реализует проекты комплексного развития инфраструктуры в Череповце. В 2023 году завершены работы по реконструкции центрального исторического проспекта города и созданию нового парка.
— Какие зарубежные города, по вашему мнению, являются хорошим примером реализации эффективной стратегии развития?
— В последние 20 лет активно развивались города в Китае, такие как Шанхай, Пекин и Гуанчжоу. При посещении этих городов я видел именно комплексный подход к развитию инфраструктуры и застройки. Созданы единые системы внеуличных скоростных магистралей и общественного транспорта, комплексно развивается социальный и природный каркас города с дифференциацией застройки по плотности и типологии.
— Понятие «мастер-план города» вошло в нашу жизнь не так давно, чем оно отличается от «генерального плана города»?
— Мастер-план является комплексной стратегией развития и состоит из стратегий развития социальной, природной, инженерной и транспортной инфраструктуры, стратегии пространственного развития и зонирования, а также стратегии управления и приоритизации инфраструктурных проектов с определением стоимости и источников финансирования. Разрабатывать Генплан, правила землепользования и застройки, проекты планировки территории необходимо только на основе комплексного и согласованного мастер-плана. И одно никак не заменить другим: при разработке генерального плана первым этапом работы должна стать разработка комплексного мастер-плана.
— Вы являетесь признанным экспертом по развитию агломераций и территориальному планированию. Какие здесь плюсы и минусы вы видите?
— Тема важная и интересная, многие главы городов уже по факту находятся в агломерациях, но отсутствие законодательства, положительных практик, приводит к тому, что каждый варится в собственном соку, много перекосов и, соответственно, проблем для жителей (льготы на транспорт, тарифы на транспорт, использование бюджетных учреждений образования, культуры и спорта). При комплексном планировании агломерации достигается более эффективное вложение бюджетных средств при взаимной увязке планов развития и финансирования отдельных ее частей.
— Какие вы видите перспективные агломерации в России?
— Наиболее перспективная Махачкалинская и Владивостокская агломерации, построенные на торгово-транспортных связях Российской Федерации.
— Какие, на ваш взгляд, необходимы изменения в федеральном законодательстве, чтобы было правильное и эффективное развитие агломераций?
— Прежде всего необходим федеральный закон об агломерациях. Закон, который бы установил правовые, финансовые, градостроительные, тарифные и другие основы ее функционирования. Ведь агломерации могут быть совершенно разными, например Краснодарская агломерация — это не только город Краснодар, как городской округ, но и близлежащие муниципальные образования Краснодарского края и совсем другого субъекта РФ — Адыгеи. Необходимо законодательно определить статус, состав комплексного мастер-плана как стратегического документа для города и агломерации. И много еще других проблемных вопросов, разговор о которых заслуживает отдельного интервью.
— Где на Руси жить хорошо?
— Где родился, там и пригодился.
— В каком городе вы хотели бы жить?
— Я родился в Москве и хочу жить в родном городе. Москва за последние годы очень сильно изменилась и сейчас является одним из самых динамично меняющихся мегаполисов мира. Некоторые решения нашего мастер-плана Москвы уже реализованы, и я планирую дальнейшее развитие столицы России как лучшего города мира.
— Какие самые важные советы или рекомендации вы бы дали главам российских городов?
— На мой взгляд, глава города — это одна из самых социально значимых, исторически ответственных и сложных должностей. Люди живут в населенных пунктах (городах, деревнях, станицах, селах), и во многом именно от главы этого населенного пункта зависит качество их жизни, облик города, туристическая и экономическая привлекательность. Стать главой города — значит получить уникальный исторический шанс оставить свой значимый след в его истории, положить свой «кирпичек» в его развитие, внести свой «мазок» в его красоту.
Ну а совет? Любите свои города, делайте их лучше и краше! А мы, профессионалы, поможем вам в этом, создадим самые эффективные мастер-планы, запроектируем лучшие генеральные планы. В таком случае выделенные средства на развитие инфраструктуры будут использованы с наибольшей эффективностью.
Подготовил А. Н. Домбровский