Версия для печати 6101 Материалы по теме
Россия находится в активной стадии коренного реформирования, коснувшегося многих направлений экономики. В числе приоритетов президентской политики – реформы местного самоуправления и бюджетного процесса.

Иркутская область является непосредственным участником этих реформ. С 1 января 2006 г. в соответствии с федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городским и сельским поселениям в регионе присвоен статус муниципальных образований.
Главное финансовое управление Иркутской области, поддерживая реформу местного самоуправления, разработало концепцию комплексной организации бухгалтерского учета поселений. Документ предусматривает создание централизованных бухгалтерий поселений (ЦБП) при финансовых управлениях районов и разработку единых методологических стандартов ведения бюджетного учета.
Участие в реализации этой концепции принимает «Корпорация ПАРУС», которая 15 лет работает на рынке информационных систем управления для государственных учреждений, занимается консалтингом и обучением финансовых работников бюджетной сферы и имеет около 10 тыс. клиентов в 2 тыс. муниципальных образований.

Цели и задачи проекта
В рамках реализации концепции планировалось достичь следующих целей:
•    обеспечить выполнение в полном объеме требований бюджетного законодательства поселениями на территории Иркутской области;
•    создать прозрачный механизм ведения бюджетного учета;
•    обеспечить своевременное предоставление достоверной регламентированной отчетности.
В ходе реализации проекта предполагалось решить основные задачи:
•    создать общую методологическую политику ведения бюджетного учета на территории области;
•    унифицировать программный продукт, используемый для ведения бюджетного учета;
•    создать единые программные настройки и базу нормативно-справочной информации;
•    уменьшить затраты на обслуживание программных продуктов.

Преимущество автоматизации
Предпосылки для проекта автоматизации ЦБП возникли с началом интенсивного процесса реформирования бюджетного учета, который коснулся и сферы местного самоуправления. Резко увеличилось количество муниципальных образований: если в 2005 г. их было 37, то в 2006 г. стало уже 391. Это усложнило процесс формирования консолидированной отчетности Иркутской области, в связи с чем возникла необходимость автоматизации бюджетного учета и создания единого финансового пространства.
Проект направлен на оптимизацию ведения бюджетного учета и консолидации отчетности путем реинжиниринга бизнес-процессов бухгалтерии и внедрения информационной системы управления потоками работ.
Главная задача создания ЦБП при финансовых управлениях районов – оперативный контроль использования целевых средств, расходов и доходов бюджетов поселений, эффективное управление кредиторской задолженностью перед сторонними организациями и работниками бюджетной сферы.

Выбор системы и исполнителя
При выборе поставщика программного обеспечения Главное финансовое управление Иркутской области отдало предпочтение «Корпорации ПАРУС». Основной критерий – возможность ведения разделительного бюджетного учета по поселениям в единой базе данных. Кроме того, обязательно соблюдение требований действующего бюджетного законодательства. Также учитывались следующие достоинства системы: масштабируемость, гибкость, возможность интеграции с системой казначейского исполнения бюджета компании «Бюджетные финансовые технологии», внедрение которой происходит параллельно в финансовых управлениях муниципальных образований Иркутской области.
Программный продукт «Парус» автоматизирует все бухгалтерские процессы, в ходе выполнения которых создаются и исполняются финансовые и бюджетные документы бюджетных организаций с учетом положений действующей инструкции по бюджетному учету и других нормативных документов Минфина РФ.
«ПАРУС» оказался единственной компанией, разработавшей функционал по автоматизации территориального учета поселений. Был оценен и опыт Корпорации по обучению и методическим семинарам на тему внедрения новой инструкции по бюджетному учету. Эти мероприятия проводились в течение 2005 г. совместно со специалистами Минфина РФ. Многие бухгалтеры бюджетной сферы уже знакомы с системой автоматизации бюджетного учета Корпорации.
Практическая реализация проекта осуществляется региональным партнером «ПАРУСа» – компанией «Экскалибур», специалисты которой уже принимали участие в автоматизации бюджетного учета значительной части бюджетных организаций Иркутской области и проводили обучение бухгалтеров.

Ход проекта и первые результаты

Автоматизация ЦБП изначально предполагала решение большого круга проблем, основные из которых – недостаточный уровень знаний бюджетного учета, администрирования программных продуктов и просто низкий уровень компьютерной грамотности пользователей. Специалисты Корпорации совместно с ГФУ Иркутской области разработали поэтапный план реализации проекта. План был утвержден вместе с Концепцией комплексной технологии организации ведения бухгалтерского учета.
В процессе реализации проекта была создана типовая база ЦБП. Ее настройки позволяют исключить возможность ведения бюджетного учета в нарушение действующего законодательства. Кроме того, в течение 2006 г. проводились семинары, направленные на повышение квалификации бухгалтеров в условиях изменений бюджетного учета.
В настоящее время 19 централизованных бухгалтерий поселений области уже находятся в опытной эксплуатации. С 10 июня 2006 г. планируется перевести в промышленную эксплуатацию 8 бухгалтерий. Всего до конца года в рамках проекта будет автоматизировано 28 централизованных бухгалтерий поселений, что предполагает полное обслуживание ЦБП в части ведения бюджетного учета и осуществление единой технологической поддержки пользователей.
Первый заместитель начальника Главного финансового управления Иркутской области Алексей Васильевич Гуц так оценил результаты проекта: «К очевидным результатам реализации проекта можно отнести прежде всего обеспечение выполнения требований действующего бюджетного законодательства в части бюджетного учета, соблюдения сроков составления, консолидации и предоставления регламентированной отчетности в Министерство финансов РФ. С помощью информационной системы “Корпорации ПАРУС” удалось обеспечить прозрачность исполнения бюджетов поселений, сократить количество ошибок и злоупотреблений при работе с документами, снизить затраты на поиск информации, объединить удаленных участников бюджетного процесса. Кроме того, автоматизированная система дает финансовым руководителям районов возможность принимать грамотные решения при управлении кредиторской задолженностью муниципальных образований».
С июня 2006 г. в Иркутской области будет действовать бесплатная «горячая линия» для всех пользователей информационной системы. Позвонив по телефону «горячей линии», они смогут задать вопросы и получить ответы специалистов, осуществлявших внедрение в районах. Применение такой технологии сопровождения помогает оперативно решать проблемы функционирования ЦБП в районах и значительно сократить расходы территориально удаленных от областного центра муниципальных образований.

Перспективы проекта

В рамках развития проекта планируется создание централизованных бухгалтерий муниципальных районов для формирования единого информационного пространства на базе программных продуктов «Корпорации ПАРУС». Пилотный проект в Зиминском районе уже подходит к завершению. Централизованные бухгалтерии в единой базе данных осуществляют ведение бюджетного учета муниципального района, готовят в автоматизированном режиме все виды отчетов для территориальных и федеральных налоговых органов.
Такой подход избавил сотрудников от процесса ручной консолидации регламентированной отчетности и позволил оптимизировать численность бухгалтеров.
В дальнейшем с помощью информационной системы возможно создание электронной социально-экономической карты региона с содержанием статистических данных, необходимых для формирования бюджетов, планирования доходов и расходов муниципальных образований. Главы муниципальных образований смогут оперативно принимать аргументированные управленческие решения на основе достоверных количественных данных.

Комплексное решение для автоматизации
В рамках реализации федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «Корпорация ПАРУС» разработала для муниципалитетов новый формат комплексного решения, включающего нормативно-правовую поддержку, методологические разработки, учебные программы и программные продукты. Программный продукт «ПАРУС – Муниципальное управление» в составе нового решения представляет собой комплекс взаимосвязанных компонентов: это управление бюджетным процессом, муниципальными закупками, муниципальным имуществом, муниципальными служащими, территориальный и похозяйственный учет.
Корпорация уже вышла с инициативой в администрацию Иркутской области о реализации комплексного решения на территории региона и получила приглашение к сотрудничеству в этом направлении. В этом приглашении за подписью и.о. руководителя администрации губернатора Иркутской области А. В. Белькова дана положительная оценка деятельности компании: «Опыт “Корпорации ПАРУС” по подготовке и реализации крупных проектов с применением информационно-коммуникационных технологий представляет безусловный интерес и может быть использован в части мобилизации налоговых и неналоговых доходов муниципальных образований, а также при создании и внедрении региональной системы подготовки муниципальных служащих, в том числе с использованием дистанционных форм обучения».

Поделиться