16 марта этого года распоряжение Правительства РФ №
В числе исходных проблем, с учетом которых разрабатывался документ, стали отсутствие единого отечественного инструмента легитимного обмена информацией и документами, риск утечки информации, отсутствие единого подхода к созданию и развитию государственных информационных систем, отсутствие централизованного доступа к хранимым электронным документам и сложности поиска архивных документов. Целью обновленного стратегического направления обозначено «обеспечение свободного, устойчивого, безопасного информационного взаимодействия между органами государственной власти, гражданами, бизнесом, а также технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры». Планируется столь актуальный для текущего момента переход на отечественные облачные технологии и платформы, расширение количества услуг, оказываемых в момент обращения заявителя, уменьшение стоимости владения государственными информационными системами и расширение использования искусственного интеллекта.
Заметим, что большинство проектов в рамках цифровой трансформации затрагивают не только федеральный уровень, но также регионы и муниципалитеты. В частности, к 2030 году все работники органов государственной власти субъектов РФ должны будут использовать коммуникационные сервисы «Типовое автоматизированное рабочее место государственного служащего». Уже с 1 июня 2024 года планируется начать мониторинг рейтинга региональных руководителей цифровой трансформации в части перехода к использованию и использования коммуникационных сервисов.
Всем органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям потребуется перейти на электронный документооборот и стать участниками единого информационного пространства взаимодействия.
Все органы государственной власти субъектов РФ должны будут перейти на централизованное хранение электронных архивных документов на платформе «Центр хранения электронных документов».
Все государственные информационные системы, включая системы регионов, должны будут развиваться и эксплуатироваться на единой цифровой платформе РФ «ГосТех».
Рутинные операции в рамках бюджетного процесса планируется оптимизировать и перейти к их осуществлению в автоматическом режиме через систему «Электронный бюджет». Также здесь будут осуществляться кадровый учет и начисление заработной платы в организациях бюджетной сферы федерального, регионального и муниципального уровней.
Все субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, в том числе субсидии от регионов и муниципалитетов, должны будут выделяться через портал предоставления мер финансовой государственной поддержки.
Перечисленные моменты важно учитывать при организации работы по цифровой трансформации на региональном и муниципальном уровнях в срок до 2030 года, в том числе включать их в документы стратегического планирования. Учитывая потенциальную возможность корректировки рассматриваемых федеральных стратегических направлений, важно отслеживать их изменения и своевременно корректировать связанные с ними региональные и муниципальные правовые акты.
Центр исследования бюджетных отношений (ЦИБО)