Версия для печати 1458 Материалы по теме
Удмуртия: плюсы ЕНП, долговая политика и новые перспективы региона

Министерство финансов Удмуртии уже в третий раз одержало победу в конкурсе журнала «Финконтроль». Ранее республика подтверждала высокую эффективность своего внутреннего финансового контроля в 2017 и 2020 годах. Цифровые показатели контрольной деятельности, ее влияние на бюджетные процессы, а также долговую политику региона мы обсудили с министром финансов Удмуртской Республики Верой Николаевной Сухих.

Министерство финансов Удмуртской Республики — победитель VII Всероссийского конкурса «Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» в номинации «Эффективный контроль»

— Вера Николаевна, поздравляем вас с очередной победой. Расскажите, сколько средств было возвращено в бюджет благодаря эффективной работе вашего подразделения, отвечающего за финконтроль?

— Приятно, что работа контролеров Удмуртии получила столь высокую оценку. Наши награды — это в первую очередь результат слаженной работы ревизоров, безупречного исполнения ими должностных обязанностей, ревизорского азарта, желания дойти до сути, выявить ошибки, проблемы и предложить пути решения.

В 2022 и 2023 годах Минфин республики устранил нарушения и вернул в бюджет 28,5 миллиона рублей. Однако такие нарушения, как искажение отчетности, неправильная постановка учета, неэффективное использование средств, нарушения законодательства о закупках и условий предоставления субсидий, неустранимы. Они выявляются в рамках последующего финансового контроля, зачастую по результатам уже сданной отчетности, и законодательство не предусматривает в этих случаях финансовое устранение. Здесь уже действует механизм привлечения к ответственности должностных лиц.

В министерстве на должном уровне организовано административное производство, наработана обширная контрольная практика[1], ведется экспертная аналитическая работа. Результаты проведенных ревизий и проверок, в том числе факты неэффективного, нецелевого и неправомерного использования бюджетных средств, нарушения в планировании и использовании фонда оплаты труда, мы учитываем при формировании проектов республиканского бюджета и бюджетов наших муниципальных образований на очередной финансовый год.

— 2023 год стал непростым для всех регионов страны. Как его прошла Удмуртия, помог ли наработанный опыт?

— Опыт полезен всегда, но все-таки прошлый год был особенным для регионов России. Начну с позитива. В 2023 году, впервые за все годы, собственные доходы консолидированного бюджета Удмуртии достигли значимой цифры в 100 миллиардов рублей, это плюс 18 миллиардов к предыдущему году. Темп роста налоговых и неналоговых доходов составил 122 процента. Для того чтобы исключить влияние высокого темпа инфляции, который был в стране в тот период, мы произвели расчет собственных доходов бюджета в ценах 2021 года. Реальный рост составил три процента. Это, на наш взгляд, хороший результат.

Но не обошлось и без сложностей, с которыми, впрочем, столкнулись почти все регионы. На начало прошлого года пришелся установочный период работы единого налогового счета, и у бюджетов регионов возникли сложности со своевременным поступлением налоговых доходов. Для покрытия временного кассового разрыва в январе 2023 года республика привлекла казначейский кредит в объеме 3,2 миллиарда рублей по ставке 0,1 процента сроком на 90 дней. Однако уже в феврале ФНС объявила о списании со счета бюджета Удмуртии и наших муниципальных образований 3,3 миллиарда рублей излишне уплаченных налогов. Чтобы предотвратить кассовый разрыв, мы были вынуждены оперативно привлечь еще один казначейский кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в размере 3,3 миллиарда рублей по той же ставке. Из этих средств 350 миллионов рублей было направлено муниципалитетам.

С ощутимыми сложностями мы столкнулись и в конце года. Как вы знаете, с внедрением ЕНП налогоплательщики производят уплату налогов в единый день — 28-го числа ежемесячно. В течение 2023 года в феврале, апреле, мае, июле, октябре срок перечисления приходился на последний рабочий день месяца, пятницу или выходной день. Из-за этого зачисление доходов в региональные и местные бюджеты происходило только в следующем месяце, что еще в большей степени способствовало увеличению кассовых разрывов. Кроме того, поступления за 28 и 29 декабря 2023 года зачислились в консолидированный бюджет субъекта РФ 30 и 31 декабря, то есть практически за пределами текущего финансового года. А ведь в последний месяц года нагрузка по финансированию расходов, как правило, увеличивается вдвое.

На мой взгляд, необходимо рассмотреть возможность предоставления регионам краткосрочных кредитов УФК в декабре с последующим, возможно автоматическим, списанием в последний день финансового года за счет поступивших доходов. Также согласно производственному календарю на 2024 год 28 декабря 2024 года является последним рабочим днем, а 29–31 декабря 2024 года установлены выходными днями, соответственно, налоги в бюджеты поступят в январе 2025 года. Поэтому считаю, что срок уплаты налогов необходимо перенести с 28-го на 25-е число каждого месяца.

— Как вы оцениваете доработки механизма ЕНС, которые шли в течение прошлого года?

— Несомненно, улучшения есть. Во-первых, я хочу отметить важность приоритизации поступлений НДФЛ. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс были приняты 29 мая прошлого года. Теперь принадлежность сумм денежных средств, перечисленных в качестве ЕНП, определяется налоговыми органами на основании учтенной на ЕНС налогоплательщика суммы его совокупной обязанности, при этом первой значится недоимка по НДФЛ. Это решение ощутимо повысило ритмичность распределения ЕНП и обеспечило наполнение доходами в первую очередь местные и региональные бюджеты. Если до приоритизации основная сумма денежных средств в бюджет поступала в период с 28-го по 30–31-е число месяца, то теперь до наступления основного срока уплаты в бюджет стало поступать порядка 80 процентов от общей суммы, подлежащей к уплате в текущем месяце. Если говорить еще конкретнее, то до 25-го числа мы получаем порядка 45 процентов, с 25-го по 28-е число еще 35 процентов налога.

Также с 1 января 2024 года вступило в силу еще одно принципиальное решение. В законодательство внесены изменения, направленные на приведение в соответствие отчетного периода по НДФЛ календарному месяцу. Напомню, что ранее налог исчислялся с доходов, выплаченных за период с 22-го числа предшествующего месяца по 23-е число текущего месяца. Поскольку НДФЛ подлежит перечислению в бюджет в месяце выплаты дохода, теперь установлено два срока уплаты налога за каждый месяц: за период с 1-го по 22-е число текущего месяца — не позднее 28-го числа текущего месяца, а за период с 23-го числа по последнее число текущего месяца — не позднее 5-го числа следующего месяца. Эта законодательная поправка также позволила увеличить ритмичность поступления денежных средств в бюджет. В целом все это говорит о слаженной работе специалистов ФНС, Федерального казначейства, финансистов в регионах, которые пошагово отрабатывали и совершенствовали новый механизм.

— Вы сейчас говорите о решении проблем, которые сначала были созданы. Но все-таки ЕНС разрабатывался для того, чтобы упростить всем жизнь. Можете ли отметить какие-то положительные стороны для региона?

— На самом деле это просто человеческая психология: все стараются озвучить наболевшее. А плюсы действительно есть. Самое важное, что ЕНС значительно упростил процедуру уплаты налогов и практически полностью исключил ошибки, допускаемые плательщиками при заполнении платежных документов.

До 1 января 2023 года для корректного отражения очередного платежа в информационных ресурсах налоговых органов налогоплательщик был вынужден указать в платежном документе КБК из перечня в 1,4 тысячи видов, ОКТМО из 20 тысяч кодов, а также срок уплаты, налоговый период, основание, статус и так далее — всего более 900 триллионов вариантов заполнения. Такая модель приводила к ошибкам в каждом 15-м платежном документе. В условиях ЕНС уплата осуществляется по принципу единого платежа с указанием только ИНН налогоплательщика. Все платежи аккумулируются на ЕНС. Принадлежность единого платежа определяется автоматически в соответствии с Налоговым кодексом. Как результат, значительное сокращение количества невыясненных поступлений, в частности в Удмуртии более чем в семь раз. Теперь к невыясненным платежи относятся только в случае неправильного указания ИНН плательщика, когда нет возможности определить его ЕНС. Но, согласитесь, это уже редкость.

Большое влияние на обеспечение своевременности поступлений денежных средств в бюджеты оказало введение обязанности по представлению плательщиками уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. Это решение позволило налоговым органам обеспечить начисление по платежам, по которым до внедрения ЕНС декларирование осуществлялось по итогам отчетного периода. Например, по имущественным налогам юридических лиц или по упрощенной системе налогообложения декларация представляется один раз в год при уплате четыре раза в год, по НДФЛ или страховым взносам — раз в квартал при уплате три раза в квартал.

Также наличие начислений, отраженных по представленным уведомлениям об исчисленных суммах, позволило оперативно осуществлять взыскание сумм, не уплаченных в установленный срок, не дожидаясь получения соответствующих расчетов. Общее количество должников в республике сократилось на 27 процентов, а количество должников — юридических лиц уменьшено в 2,4 раза. Данный результат достигнут за счет внедрения института ЕНС, а также благодаря реализации механизмов таргетированного взыскания задолженности и обеспечительных мер.

— Подстегивает ли введение ЕНС и ЕНП предпринимательскую деятельность? Расскажите о структуре бизнеса республики.

— Создание благоприятной для ведения предпринимательской деятельности среды — это многокомпонентный процесс. Да и у бизнеса остались свои вопросы к ЕНП, так что, несмотря на то что бизнес развивается в регионе успешно, я бы не стала это полностью связывать с налоговыми новациями прошлого года.

Сегодня на территории Удмуртии работают свыше 136 тысяч предпринимателей, 64 тысячи — это субъекты МСП. Это рекордное значение для республики. Наши МСП растут не только количественно, но и качественно. За 2023 год налоговые поступления от них в консолидированный бюджет выросли на 31,6 процента к уровню прошлого года и составили 28,7 миллиарда рублей.

В первую очередь такой результат связан с комплексной системой поддержи, выстроенной правительством региона. Одним из значимых ее инструментов стало установление на законодательном уровне налоговых льгот для субъектов МСП. К примеру, для предпринимателей, переводящих бизнес в Удмуртию, и тех, кто «возвращается домой» из других регионов, мы продлили пониженные налоговые ставки до 2027 года: по УСН «Доходы» на уровне одного процента и при УСН «Доходы — расходы» — пять процентов. Льготы также предусмотрены для резидентов бизнес-инкубаторов, промпарков, субъектов МСП из приоритетных отраслей экономики. В результате несколько лет подряд Удмуртия входит в топ-3 регионов с наименьшим уровнем административного давления на бизнес.

Также в республике действует эффективная инфраструктура, обеспечивающая предоставление предпринимателям финансовой, имущественной, консультационной и образовательной поддержки. Для этих целей создана АНО «Корпорация развития Удмуртской Республики», объединившая на одной площадке все организации инфраструктуры информационно-консультационной поддержки МСП в едином общероссийском формате «Мой бизнес». Созданные в республике фонды поддержки предпринимательства оказывают предпринимателям микрофинансовую и гарантийную поддержку. В рамках финансовой поддержки предпринимательства в 2022–2023 годах в Удмуртии действовала региональная программа льготного кредитования. Для социальных и молодых предпринимателей на конкурсной основе выделяются гранты на развитие бизнеса.

Для дальнейшего стимулирования развития малого бизнеса на территориях муниципальных образований с 2024 года мы установили единые нормативы отчислений по налогу УСН в местные бюджеты: в муниципальные округа — 15 процентов, в городские округа — 3,62 процента. До этого были установлены дифференцированные проценты для компенсации отмены ЕНВД.

— В разговоре об ЕНС мы коснулись казначейских кредитов, хотелось бы вернуться к этой теме. Расскажите о долговой политике региона?

— В 2021–2022 годах при поддержке Федерации республике удалось кардинально изменить структуру госдолга. Мы заместили весь объем дорогих коммерческих кредитов дешевыми бюджетными по ставке 0,1 процента годовых, что позволяет нам только на уплате процентов ежегодно экономить до 1,5 миллиарда рублей. Также в 2021 году был разработан Комплексный план по сбалансированному исполнению бюджета региона. Мероприятия были проработаны с учетом рекомендаций Департамента межбюджетных отношений Минфина России. Это и работа с предприятиями по наполнению доходной базы, и мероприятия по повышению ликвидности счета бюджета. Что касается расходов, то сейчас каждый бюджетный рубль проходит несколько стадий согласования: от обоснования бюджетных ассигнований до закупок. В результате в 2021 году мы сократили госдолг на 1,2 миллиарда рублей, в 2023 году — на 1,3 миллиарда рублей. Последний коммерческий кредит мы привлекли в марте 2021 года. На 1 января 2024 года госдолг Удмуртии составляет 67,5 миллиарда рублей, из которых 93 процента — это бюджетные кредиты, включая кредиты на опережающее финансирование. Коммерческая задолженность отсутствует.

В текущем году работа по снижению долговой нагрузки продолжается как на федеральном, так и на региональном уровне. Постановлением Правительства РФ № 1704 от 19 октября 2020 года предусмотрена возможность списания задолженности по бюджетным кредитам за счет поступления в федеральный бюджет налогов от реализации на территории региона новых инвестиционных проектов. В настоящее время на территории Удмуртии реализуется 24 НИП с общим объемом инвестиций 16,7 миллиарда рублей. Плановый объем налоговых поступлений в федеральный бюджет до 2034 года по ним составляет 10,5 миллиарда рублей при условии создания инфраструктуры для запуска этих проектов. Надеемся, что этот инструмент позволит нам в последующие годы довести государственный долг до экономически безопасного уровня.

Также, в своем Послании Федеральному собранию Президент России объявил о необходимости списать две трети задолженности регионов по бюджетным кредитам. Для Удмуртской Республики это порядка 40 миллиардов рублей. Президент России особо подчеркнул, что сэкономленные средства должны быть «окрашены» и целевым образом направлены на поддержку инвестиций и инфраструктурные проекты. Оценка объема госдолга республики на конец 2024 года будет корректироваться по мере формирования нормативной базы по реализации положений послания В. В. Путина. Но уже сейчас можно говорить, что это решение открывает перед нами новые возможности и перспективы. Для этого мы должны искать ниши развития экономики, планировать и реализовывать новые инвестиционные проекты.

— Вы упомянули кредиты на опережающее финансирование. Какими еще инструментами инфраструктурного меню пользуетесь? Как оцениваете этот механизм?

— К сожалению, на данный момент высокий уровень госдолга республики не позволяет нам в полной мере воспользоваться инфраструктурным меню для развития экономики региона. Как я уже сказала, в 2023 году мы получили бюджетные кредиты на опережающее финансирование в размере 918 миллионов рублей, в том числе 900 миллионов рублей — на ремонт дорог, а 18 миллионов рублей — на строительство культурного центра в селе Лынга. Кроме того, Удмуртской Республике одобрен инфраструктурный бюджетный кредит сроком на 15 лет по ставке три процента годовых в размере 814 миллионов рублей на строительство нового аэровокзального комплекса аэропорта Ижевск. В 2024 году из этой суммы мы планируем получить 538,5 миллиона рублей.

Одновременно правительство республики ведет работу с федеральными министерствами для выделения инфраструктурного бюджетного кредита на реализацию нескольких важных для нас инвестиционных проектов в размере 6,2 миллиарда рублей. Надеюсь, что в перспективе мы сможем активнее использовать возможности, предоставляемые Федерацией, так как инфраструктурное меню действительно помогает субъектам РФ реализовывать масштабные инвестиционные проекты с наименьшими затратами из регионального бюджета.

— Помимо анонса списания части госдолга регионов Президент России также объявил о запуске новых нацпроектов. В каких нацпроектах Удмуртия участвует сегодня, какие планы на будущее?

— В 2024 году республика участвует в реализации 13 национальных проектов, в том числе в НП «Беспилотные авиационные системы», в рамках которых работают 46 региональных проектов. Все они направлены на достижение национальных целей развития страны. На реализацию мероприятий региональных проектов в этом году предусмотрено 19,6 миллиарда рублей.

Не могу не отметить, что реализация национальных проектов оказывает положительное влияние на республику. Благодаря поддержке Федерации регион действительно меняется в лучшую сторону. За весь период реализации нацпроектов у нас созданы 169 ключевых социально значимых объектов образования, здравоохранения и культуры. В частности, введены в эксплуатацию 51 детский сад, 9 школ, 100 детских и взрослых медицинских учреждений, 9 домов культуры в сельской местности, созданы 17 ключевых центров дополнительного образования. Благодаря нацпроектам введено в эксплуатацию 5,34 миллиона квадратных метров жилья, расселено 67 тысяч квадратных метров аварийного жилья, а это 4,8 тысячи жителей. Мы благоустроили более тысячи пространств, ведем ремонт автодорог, ликвидируем свалки, проводим мероприятия по лесовосстановлению. Что касается новых нацпроектов, то как только будет понятен механизм участия регионов и подачи заявки, республика примет активное участие в их реализации.

Подготовила А. Ю. Ольховая



[1]Подробно об организации финконтроля в Удмуртии рассказано в статье «Экспертные и аналитические мероприятия помогают снизить риски», журнал «Финконтроль» № 1, 2024 г.

Поделиться