№ 4 апрель 2024 — 06 апреля 2024

Консервативный прогноз развития регионов РФ

Версия для печати 1423 Материалы по теме
Консервативный прогноз развития регионов РФ

В 2024 году разбалансировка региональных бюджетов сохранится, а рост поступлений по налоговым и неналоговым доходам снизится и составит около 5–7%. Такое мнение озвучило агентство «Эксперт РА» в своем исследовании «Итоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциями». Основные выводы аналитического материала в нашей статье.

Региональная экономика — 2023

За два последних года экономика в регионах не сломалась под санкционным давлением. На федеральном и региональном уровнях были приняты необходимые меры, а Гособоронзаказ сыграл роль драйвера в некоторых отраслях.

Рост экономики во многом объясняется увеличением промышленного производства на 3,5% относительно 2022 года. Оборот розничной торговли восстановился почти до уровня 2021 года. И его основными драйверами стали рост реальных доходов и сменившаяся модель поведения — население начало больше тратить. Снижение оборота розничной торговли произошло только в пяти регионах. Динамично развивающееся в 2022 году сельское хозяйство показало в прошлом году снижение на 0,3%. Впрочем, в 46 регионах наблюдалась положительная динамика. Наилучшие результаты продемонстрировала Тверская область, в которой объемы производства продукции сельского хозяйства увеличились на 17,4%. Это связано со значительно возросшей урожайностью зерновых культур и картофеля. Кроме того, в регионе увеличились площади озимого сева и выросли показатели в животноводстве. Строительная отрасль, как и годом ранее, показала положительные результаты — плюс 7,9%, благодаря в том числе программам льготного ипотечного кредитования. В жилищном строительстве был поставлен рекорд ввода — 110,4 миллиона квадратных метров. Лидером по приросту в строительстве стал Чукотский автономный округ.

Уровень безработицы в октябре — декабре 2023 года побил рекорд аналогичного периода 2022 года. Он составил 2,9%, что является одним из самых низких значений в мире. Наиболее низкий показатель безработицы был зафиксирован в Чукотском автономном округе — 1%. Рынок труда по-прежнему перегрет. Рост спроса на рабочую силу наблюдался в большинстве регионов. Предприятия испытывали дефицит рабочей силы, особенно они нуждались в высококвалифицированных кадрах по отдельным профессиям и неквалифицированном персонале. Причина сложившейся ситуации — в демографической яме 90-х годов. По мнению «Эксперта РА», рынок труда становится препятствием для дальнейшего роста экономики.

Исполнение бюджета

Исполнение региональных бюджетов в 2023 году вновь проходило в условиях турбулентности. Положительные итоги последних двух лет, некоторый накопленный запас ликвидности и эффективная работа всех ветвей власти в условиях неопределенности позволили завершить финансовый год без провальных результатов.

Доходы региональных бюджетов по итогам 2023 года увеличились на 9,9%, в том числе налоговые и неналоговые доходы (ННД) — на 16%, а вот межбюджетные трансферты снизились на 11%. Расходы также увеличились на 11,2%, однако они росли более высокими темпами, чем доходы, что привело к исполнению бюджетов с дефицитом: агрегированный дефицит составил 0,2 триллиона рублей, или 1,4% от ННД. Совокупный профицит профицитных бюджетов составил 0,3 триллиона рублей, дефицит дефицитных бюджетов — 0,5 триллиона рублей. Профицитные бюджеты сложились в 30 регионах, годом ранее — в 36 регионах. Наибольший профицит сформировался в Свердловской области — 18,6% от всего совокупного профицита, или 51 миллиард рублей. А из дефицитных регионов более 39% от общего дефицита создал бюджет Москвы, или 189,5 миллиарда рублей. В ряде регионов дефицит носил технический характер, так как был покрыт за счет остатков средств на счетах, инфраструктурных бюджетных кредитов, специальных казначейских кредитов и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов.

Несмотря на в целом положительные тенденции в доходах, в 18 регионах наблюдалась отрицательная динамика, которая в большей степени связана с сокращением межбюджетных трансфертов. Расходная часть приросла в большем количестве регионов, чем доходная. Только в 11 регионах наблюдалось снижение расходов, при этом четыре из них демонстрировали сокращение расходов более чем на 10% (таблица 1).

В связи с тем, что ННД показали положительную динамику, а межбюджетные трансферты — отрицательную, доля ННД в доходах выросла на 4,2 процентного пункта и составила 80%. Положительные результаты поступлений ННД были зафиксированы почти во всех регионах, кроме семи (таблица 2). Это в основном те регионы, у которых был значительный рост поступлений налогов в 2022 году — сработал эффект высокой базы. Кроме того, на поступления оказывали влияние изменения логистических цепочек, макроэкономических параметров в угледобывающем, нефтегазовом секторах и прекращение действия института КГН с 1 января 2023 года. В структуре налоговых доходов, как и ранее, наибольшую долю занял налог на прибыль организаций — 41,2% (рисунок 1). При этом по сравнению с итогами 2022 года доля данного налога выросла на 3,5 процентного пункта и даже превысила значение 2021 года. Это привело к снижению долей остальных бюджетообразующих налогов.

По итогам 2023 года поступление всех бюджетообразующих налогов выросло. Наибольший рост сложился у налога на прибыль — плюс 27,7% (таблица 3). Расходная часть региональных бюджетов по итогам 2023 года приросла на 11,2%. В структуре расходов затраты на социальную сферу составили 53,9%. На образование, здравоохранение, социальную политику, культуру, физическую культуру и спорт было направлено 10,5 триллиона рублей, что на 6,1% выше уровня 2022 года. При этом, как и годом ранее, их доля в общем объеме расходов снизилась — на 2,6 процентного пункта. Это в значительной степени связано с ростом доли расходов на национальную экономику и ЖКХ, обусловленным реализацией инфраструктурных проектов за счет бюджетных кредитов, переселением граждан из аварийного жилищного фонда, реализацией мероприятий федерального проекта «Жилье».

Сформированный в предыдущие годы запас ликвидности поддержал региональные бюджеты. Профицитное исполнение в 2021–2022 годах, а также отсутствие острой потребности в снижении и рефинансировании долга в связи с замещением коммерческого долга долгосрочными бюджетными кредитами позволили регионам сформировать хорошую подушку безопасности. Так, на начало 2023 года остатки на счетах бюджетов регионов составляли 2,3 триллиона рублей, или 12% от расходов. Из них 1 триллион рублей — это остатки средств на счетах бюджетов в органе Федерального казначейства, а 1,3 триллиона рублей — средства бюджета на депозитных счетах. Кроме того, во многих регионах были сформированы резервные фонды с общим объемом более 0,3 триллиона рублей. Сформированный запас ликвидности прирос и в 2023 году — остатки на счетах выросли на 0,6 триллиона рублей. Все это позволило регионам завершить финансовый год с меньшей разбалансировкой, чем прогнозировалось.

Госдолг

Региональный госдолг в 2023 году продолжил расти. Он увеличился на 14,4% и составил 3,2 триллиона рублей — это максимальное значение за последние 10 лет. Такой рост обусловлен привлечением регионами инфраструктурных бюджетных кредитов и специальных казначейских кредитов. Кроме того, регионами были привлечены бюджетные кредиты на опережающее финансирование расходных обязательств, погашение которых предусматривается до 30 апреля 2024 года за счет межбюджетных трансфертов. Эти средства идут на реализацию инфраструктурных проектов, которые имеют существенное значение для развития экономики и социальной сферы регионов.

Несмотря на увеличение регионального госдолга, долговая нагрузка не приросла (20,7%), так как поступления по налоговым и неналоговым доходам увеличивались опережающими долг темпами (рисунок 2). Рост долга наблюдался у большинства территорий, и только 11 регионов демонстрировали его снижение. Лидером по приросту стал Ямало-Ненецкий автономный округ, совокупный долг которого увеличился в 10 раз в связи с выдачей государственной гарантии почти на 10 миллиардов рублей. По снижению долговых обязательств лидирует Ненецкий автономный округ. В данном регионе долг сократился на 23,1%, что связано с амортизацией облигаций. Единственный регион, который прежде не имел долгов, — Севастополь — в 2023 году закредитовался на 0,9 миллиарда рублей (таблица 4).

Привлечение регионами инфраструктурных бюджетных кредитов, специальных казначейских кредитов и бюджетных кредитов на опережающее финансирование расходов привело к росту доли бюджетных кредитов в структуре общего госдолга регионов с 71 до 77,4%. Кроме того, доля госгарантий подросла на 0,7 процентного пункта. Соответственно, доля коммерческого долга сократилась на 0,6 процентного пункта, облигационных займов — на 6,5 процентного пункта. На облигационный рынок из-за высоких ставок вышло только пять регионов: Новосибирская, Ульяновская, Магаданская области, Республика Башкортостан и Москва. Общий объем эмиссии составил 35,5 миллиарда рублей. Нарастили в 2023 году банковский долг шесть регионов: Республики Тыва, Карелия, Бурятия, Омская, Калининградская, Архангельская области. Еще семь регионов, не имевших банковского долга в 2022 году, привлекали коммерческие кредиты. Это Ярославская, Псковская, Нижегородская, Томская области, Карачаево-Черкесская Республика, Республики Алтай и Хакасия. По данным на 1 января 2024 года, кредиты коммерческих банков есть у 23 регионов (рисунок 3).

Несмотря на отсутствие повышения долговой нагрузки в целом по регионам, в 45 из них наблюдался ее рост. Наибольшее увеличение долговой нагрузки произошло в Чеченской Республике и Республике Дагестан. Лидером по снижению стала Удмуртская Республика. Это произошло в результате роста поступлений по налоговым и неналоговым доходам, которые в республике увеличились почти на четверть. Впрочем, долг снизился всего на 1,8%. По итогам 2023 года наименьшая долговая нагрузка сложилась в Сахалинской области — 1,8% от ННД, самая высокая — в Республике Мордовия, 93,9%. Несмотря на то что в Мордовии самая высокая долговая нагрузка, за 2023 год она снизилась на 4,3%.

Крупные финансово устойчивые и инвестиционно привлекательные регионы могут реализовывать как инфраструктурные, так и другие проекты без существенного увеличения долга, а в дотационных регионах с низким экономическим потенциалом степень риска роста долговой нагрузки при получении кредитов усиливается (таблица 5). Так, в Северо-Кавказском федеральном округе в четырех из семи регионов наблюдался рост долговой нагрузки, при этом у всех них долговой портфель состоит на 100% из бюджетных кредитов. Преобладание в долговых портфелях регионов дешевых бюджетных кредитов привело к снижению расходов на обслуживание долга на 9,2%, в абсолютном выражении экономия составила 6,6 миллиарда рублей.

2024: прогноз консервативный

К концу 2023 года экономика страны в целом перегрелась. Период активного восстановления после 2022 года подошел к завершению. Темпы роста экономики в регионах замедляются, в том числе на фоне высоких результатов предыдущих лет. В текущем году экономическое развитие регионов, как и ранее, будет неоднородным, многое будет зависеть от отраслевой структуры. Экономику регионов продолжает поддерживать оборонно-промышленный комплекс. Однако теряет вес второй фактор, положительно влиявший на экономику регионов в 2023 году, — жилищное строительство. Причина — уменьшение выдачи ипотечных займов в конце 2023 года.

На инвестиционной активности предприятий продолжит негативно отражаться высокая ключевая ставка, рост которой привел к удорожанию кредитов. Существенное давление на развитие региональных экономик будет оказывать нехватка трудовых ресурсов. Принимаемые меры, в частности повышение производительности труда, призваны смягчить напряжение на рынке, но здесь тоже есть свои риски. Они связаны с тем, что повышение производительности труда требует автоматизации, высокотехнологичного оборудования, значительная часть которого не выпускается в России.

В 2024 году разбалансировка региональных бюджетов сохранится. Межбюджетные трансферты, продемонстрировавшие сокращение в 2023 году, навряд ли будут увеличены в текущем году, а рост поступлений налоговых и неналоговых доходов снизится и составит 5–7%. Накопленный запас ликвидности поддержит региональные бюджеты, но, несмотря на это, по итогам года бюджеты субъектов РФ будут исполнены с агрегированным дефицитом около 0,4 триллиона рублей. Источниками финансирования дефицита в 2024 году станут остатки средств на счетах, инфраструктурные бюджетные кредиты, кредиты банков и облигационные займы.

Уменьшения госдолга регионов в 2024 году ожидать не стоит. Субъекты РФ продолжают привлекать инфраструктурные бюджетные кредиты. Кроме того, прогнозируемое снижение ключевой ставки во второй половине года, скорее всего, приведет регионы к выходу на облигационный рынок и рынок банковских кредитов для покрытия дефицита. По оценке агентства, совокупный долг составит около 3,4 триллиона рублей. Долговая нагрузка, возможно, немного прирастет и составит около 21%. «Эксперт РА» не поменял своей позиции, несмотря на заявление Президента РФ, что регионам спишут 2/3 задолженности по бюджетным кредитам. «Агентство не меняет свои прогнозы, так как на данный момент нет информации о полной картине, как будет реализовано поручение Президента РФ. Есть только информация Минфина России, что треть долга будет возвращена регионами по текущим графикам, а остальные две трети перенесутся с периода 2025–2029 годов на 2030–2039 годы. Данная мера на объем долга не повлияет, только снизит нагрузку по возврату бюджетного долга начиная с 2025 года», — рассказала журналу «Бюджет» автор исследования «Итоги 2023 года: региональные бюджеты и экономика второй год под санкциями», руководитель группы суверенных и региональных рейтингов агентства «Эксперт РА» Т. В. Тирских.

Поделиться