Столица третьего по размеру территории субъекта РФ — Хабаровск сталкивается с теми же самыми проблемами, что и другие муниципалитеты нашей страны. О том, как город их решает, нам рассказал Сергей Леонидович Голик, заместитель мэра города — директор Финансового департамента администрации города Хабаровска.
— Сергей Леонидович, в прошлом году в номинации «Муниципальная экономическая политика и управление муниципальными финансами» Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика», на которую поступило 244 заявки из 65 регионов страны, Хабаровск занял пятое место. Вы довольны? Какие мероприятия, проекты вы реализуете в данном направлении, которые помогают вам получать хорошие результаты?
— Мы довольны, но, безусловно, будет продолжен курс, направленный на обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета нашего городского округа, повышение эффективности бюджетных расходов, снижение дефицита и стабилизацию муниципального долга. Решение последней задачи — это, естественно, увеличение доходной базы и эффективное управление муниципальным долгом.
Для того чтобы обеспечить рост налоговых и неналоговых доходов, в городе на постоянной основе ведется многоплановая работа по наращиванию налогооблагаемой базы по местным налогам, снижению недоимки по платежам в бюджет. В этом направлении мы проводим мониторинг поступлений налога на доходы физических лиц по 170 крупнейшим организациям. Выявляем юридических и физических лиц, занимающих земельные участки без правоустанавливающих документов, для последующего оформления прав на них. Так, за 2023 год проведено более 1,1 тысячи проверок, выявлено 413 земельных участков, дополнительно заключено 52 договора аренды земельных участков. С налогоплательщиками на постоянной основе идет информационно-разъяснительная работа. Помимо этого, администрация города в ходе совместных рейдовых мероприятий на дорогах и постах ГИБДД в целях проверки уплаты транспортного налога провела работу с более 1,2 тысячи автовладельцев. На регулярной основе проходят заседания комиссий по вопросам обеспечения доходов и сокращения задолженности по платежам в бюджет.
В связи с введением с 1 января 2023 года института единого налогового платежа и изменением сроков и порядка уплаты налогов, в течение всего прошлого года мы проводили разъяснительную работу с налогоплательщиками о необходимости своевременного предоставления уведомлений об исчисленных суммах авансовых платежей и налогов. Информационные материалы были размещены на сайте администрации Хабаровска и в социальных сетях, рассылались налогоплательщикам.
Результатом проведенных мероприятий стало увеличение налоговых поступлений в бюджет города на 286 миллионов рублей к уровню 2022 года. На сегодняшний день в планах сохранение и наращивание доходной базы бюджета. Это является одной из самых актуальных задач для администрации города, так как уровень финансовой обеспеченности напрямую влияет на повышение качества предоставляемых услуг населению, своевременное исполнение расходных обязательств и решение социальных вопросов.
Кроме того, большое внимание мы уделяем исполнению Федерального закона № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части планирования годовых объемов закупок преимущественно в первом полугодии. В 2023 году при плановом совокупном объеме закупок городского округа в 4,7 миллиарда рублей объем закупок конкурентными способами в первом полугодии составил 3,1 миллиарда рублей, или 66 процентов. Экономия бюджетных средств в результате проведения конкурентных процедур при муниципальных закупках составила 324 миллиона рублей, или 6,9 процента в общем объеме запланированных закупок.
В трехлетнем периоде мы планируем продолжить работу по привлечению межбюджетных трансфертов из регионального и федерального бюджетов на софинансирование мероприятий по решению вопросов местного значения в пределах имеющихся возможностей бюджета города. И конечно, мы обеспечим активное участие муниципального образования в государственных программах края и Российской Федерации в целях получения финансовой поддержки.
Подтверждением эффективности проделанной работы за 2023 год являются наши достижения. Это Диплом за качественное и оперативное управление финансовыми активами (институтами), Почетная грамота Министерства финансов Хабаровского края победителю регионального конкурса проектов по представлению бюджета для граждан в номинации «Современные формы представления проекта местного бюджета для граждан». Хабаровск признан муниципальным образованием с надлежащим качеством управления финансами.
— Что вы можете сказать об итогах реализации бюджета-2023? Удалось справиться с проблемами, которые вызвал единый налоговый платеж? И какие меры, на ваш взгляд, нужно принять на уровне Федерации, чтобы муниципалитеты могли успешно решать все задачи?
— Федеральные налоговые новации не могли не отразиться на процессе исполнения бюджета. Перенос сроков зачисления доходов в местный бюджет сказался на его наполняемости и привел к образованию кассовых разрывов. Несмотря на это, нам удалось исполнить доходную часть практически на 100 процентов.
К сожалению, для обеспечения действующих расходных обязательств и недопущения образования кредиторской задолженности по оплате труда работников бюджетной сферы нам пришлось привлекать кредитные ресурсы и тем самым нарастить муниципальный долг. Однако у нас получилось не допустить значительного роста долговой нагрузки на бюджет, ее уровень составил 10 процентов от объема собственных доходов бюджета.
В создавшихся непростых условиях в 2023 году администрация города сохранила социальную направленность в расходовании бюджетных средств. Исполнение расходов по разделам социально-культурной сферы составило 13 миллиардов рублей, или 62 процента от общего объема расходов бюджета. По сравнению с 2022 годом этот показатель увеличился на четыре процента, или на 1 миллиард рублей. На выплату заработной платы было направлено 12 миллиардов рублей. Обязательства по выплате заработной платы исполнены в полном объеме.
Для решения всех задач, которые стоят перед городом, и укрепления самостоятельности муниципальных образований на федеральном уровне необходимо закрепить нормативы отчислений в местные бюджеты по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы, транспортному налогу, налогу на имущество организаций, предусмотреть возможность зачисления в местные бюджеты налога на профессиональный доход. Требуется работающий механизм компенсации льгот, предоставляемых федеральным законодательством по уплате местных налогов. Кроме того, в целях своевременного и равномерного пополнения городского бюджета актуален вопрос внесения изменений в федеральное законодательство в части переноса срока уплаты имущественных налогов физическими лицами с 1 декабря на более ранний, а также срока уплаты налога с патентной системы с 31 декабря также на более ранний период.
— Вы уже немного затронули тему долговой политики Хабаровска. Если ее углубить: какие задачи перед собой ставите в этом направлении?
— Следствием изменения порядка зачисления доходов в бюджеты бюджетной системы, связанного с переходом на единый налоговый платеж, и возникновением кассовых разрывов по причине неравномерного наполнения бюджета стал рекордно высокий за последние несколько лет объем муниципального долга. По итогам 2023 года его объем составил 1,1 миллиарда рублей. Ну и конечно, для снижения долговой нагрузки и сохранения высокого уровня долговой устойчивости основными задачами города на ближайшую перспективу являются сокращение объема муниципального долга в абсолютном выражении и снижение его удельного веса в собственных доходах бюджета.
В этом направлении мы ставим перед собой следующие задачи: продолжить практику управления свободными остатками средств муниципальных бюджетных и автономных учреждений, полученных ими для выполнения муниципального задания; проводить замещение коммерческих кредитов бюджетными; направлять экономию от проведения аукционов на покрытие муниципального долга. Мы контролируем финансовые риски, связанные с привлечением заимствований и обеспечиваем открытость информации о муниципальном долге.
— Федерация сегодня предлагает много инструментов для решения задач, в том числе на муниципальном уровне. Какие инструменты у вас востребованы? Насколько они эффективны?
— Получение межбюджетных трансфертов на решение вопросов местного значения — это, пожалуй, одна из основных мер поддержки для города. Ежегодно на условиях софинансирования в целях возможности участия города в мероприятиях государственных программ регионального и федерального уровней муниципальный бюджет получает около 3 миллиардов рублей из вышестоящих бюджетов. Это позволяет реализовывать на территории Хабаровска многие финансово затратные и при этом социально значимые проекты.
С 2019 года мы принимаем участие в национальных проектах. В 2023 году в городском округе реализовывались мероприятия пяти национальных проектов: «Образование», «Культура», «Демография», «Безопасные качественные дороги» и «Жилье и городская среда». На эти цели было направлено 1,4 миллиарда рублей, из них 139 миллионов составили средства местного бюджета.
В ходе реализации федерального проекта «Спорт — норма жизни» (нацпроект «Демография») приобретен спортивный инвентарь и спортивная экипировка, в том числе для школ олимпийского резерва. Проводятся учебно-тренировочные сборы за пределами Хабаровска.
На базе Центральной городской библиотеки открыта модельная библиотека, оснащенная новейшим оборудованием и имеющая большие цифровые возможности. Появилась она благодаря средствам федерального бюджета, предоставленным в рамках федерального проекта «Культурная среда» (нацпроект «Культура»).
Участие в федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды» (нацпроект «Жилье и городская среда») позволяет городу проводить работы по благоустройству не менее пяти общественных территорий ежегодно.
С 2019 года на территории Хабаровска успешно реализуются мероприятия национального проекта «Безопасные качественные дороги». И результаты выполнения дорожной программы ощутили тысячи автомобилистов. Ежегодно городской бюджет пополняется более чем на миллиард рублей межбюджетных трансфертов, что позволило привести в нормативное состояние около 500 километров городских дорог. В текущем году предстоит отремонтировать еще порядка 24 километров автомагистралей Хабаровска.
При содействии вышестоящих бюджетов за все время реализации федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» более 800 граждан удалось расселить из аварийного жилищного фонда, предоставив им благоустроенное жилье. Только за последние три года на эти цели направлено 385 миллионов рублей.
Учитывая реальную эффективность такой государственной поддержки, муниципалитет на постоянной основе ведет активную работу по вхождению в государственные федеральные и региональные программы.
— Большое внимание финансовый департамент уделяет цифровизации и диджитализации бюджетных процессов.
— Президент России В. В. Путин в своих выступлениях неоднократно отмечал, что наша страна должна стать одним из мировых лидеров в цифровизации всех областей жизни. Конечно же, этот процесс не мог пройти мимо сферы управления общественными финансами. Цифровые технологии стали частью современного государственного (муниципального) управления, это повышает роль автоматизации в эффективном управлении финансами на муниципальном уровне.
Мы много лет занимаемся внедрением цифровизации в бюджетный процесс города. Результатом можно считать активное использование современной программной платформы. Предназначена она не только для программно-целевого планирования бюджета, которое включает планирование расходов, прогнозирование доходов, формирование, ведение и оценку эффективности муниципальных программ, муниципальных заданий и планов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных учреждений, но и для автоматизации процессов анализа и исполнения бюджета городского округа. Автоматизация бюджетных процессов и использование аналитических инструментов для принятия более обоснованных решений снижает вероятность ошибок и упрощает процесс контроля исполнения бюджета.
Подготовила Н. Н. Штода