В текущих геополитических и социально-экономических условиях внимание бизнеса концентрируется на развитии промышленных центров России. Компании стремятся сделать свои города комфортными для проживания. Проводя модернизацию систем жилищно-коммунального хозяйства, развивая городскую среду, транспортную систему, вкладывая в объекты социальной сферы, бизнес становится надежным партнером государства.
Татьяна Игоревна Караваева, заместитель генерального директора Центра стратегических разработок, руководитель направления «Пространственное развитие»
Социальные инвестиции
За последние пару лет кратно вырос объем выпускаемой промышленной продукции, что требует обеспеченности кадровым ресурсом. Для многих бизнес-структур в настоящее время кадровая проблема является основной, и компании ищут пути не только удержания, но и привлечения квалифицированных специалистов. В условиях усиливающейся конкуренции за кадры территория проживания становится полноценным бизнес-активом. Де-факто социальные инвестиции встроены в современный инвестиционный процесс компаний — их учет необходим на первоначальной стадии реализации проекта. При этом понятие «социальные инвестиции» не только никак не регламентируется законодательством, но и трактуется достаточно свободно.
С учетом накопленного мирового опыта данный термин можно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, через направление корпоративной социальной ответственности (Corporate Social Responsibility). Оно предполагает добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах и реализуется в форме предоставления нефинансовой отчетности. Компании используют различные термины (social investment, corporate citizen projects) для обозначения инвестиций в поддержку местных сообществ. Обобщая, можно сказать, что данный тип вложений направлен на повышение качества человеческого капитала.
Во-вторых, отдельно выделяются инвестиции социального воздействия (Impact investing), которые не только обеспечивают экономическую выгоду, но и способствуют достижению существенного и измеримого положительного социального или экологического эффекта. В международной практике получили распространение социальные облигации, представляющие собой многосторонний контракт, в котором выплаты (обычно со стороны правительства) первоначальным инвесторам увязаны с достижением определенных счетных целей по решению социальной проблемы. Например, Великобритания в качестве дополнительной поддержки подрядчиков по данному типу контрактов вводила налоговые льготы. С точки зрения российского законодательства данный тип инвестиций можно отнести к социальному предпринимательству, которое касается МСП, но не крупного бизнеса.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти