Тематика внедрения искусственного интеллекта (ИИ) в рабочие процессы в последнее время становится все более актуальной. Высокая степень цифровизации закупочных отношений (например, в сфере структурированного контракта) заставляет примерять подобную перспективу и на сферу деятельности отдела закупок. О том, какие риски и перспективы для этой сферы обозначает внедрение искусственного интеллекта, рассуждает Дмитрий Александрович Казанцев, главный аналитик АО «Гринатом», член Совета ТПП РФ по развитию закупок, к. ю. н.
Искусственный интеллект как инструмент оптимизации производства и снижения себестоимости услуг сегодня постепенно внедряется во всех развитых странах мира. Роботы управляют производствами, просчитывают оптимальные маршруты доставки товаров и даже прогнозируют потребительский спрос. Отставание в роботизации сегодня может стать серьезным препятствием для конкурентоспособности экономики завтра.
И в этом контексте важно не забывать о важном тезисе: искусственного интеллекта не существует. Пока не существует. И в этой статье, и в широкой дискуссии сам термин «искусственный интеллект» употребляется с известной долей условности. Пресловутые нейросети и схожие с ними инструменты обработки информации на сегодня все еще нельзя назвать искусственным интеллектом в собственном смысле этого слова. И дело даже не в том, что сама модель обработки информации этими инструментами несопоставима с мыслительными способностями человека. Самое главное — даже нейросеть является инструментом обработки уже имеющейся информации.
Да, это инструмент высокого порядка. Его способности по количественному охвату информации и скорости ее обработки уже сегодня качественно превосходят способности любого человека или даже группы лиц. Нейросеть имеет способности к саморазвитию, условно именуемые машинным обучением. Но результаты ее работы в любом случае представляют собой высокоуровневую компиляцию на основании изначально заданного массива данных. И данные эти задает человек. Эта предельно лаконичная оговорка важна для того, чтобы понимать реальные возможности и ограничения по внедрению ИИ в закупочную работу.
Три качественных перехода
Максимально обобщая, в сфере развития закупок российский бизнес, а за ним и контрактная система прошли два качественных этапа технологического развития, каждый из которых означал выход не только инструментов, но и самой логики работы с закупками на принципиально иной уровень.
Первый технологический переход стартовал еще в начале XXI века и представлял собой постепенную цифровизацию закупочных отношений. Сперва была урегулирована сама технология заключения сделки в электронной форме: потребовалось немало времени для того, чтобы привыкнуть к электронным подписям и к тому, что оригиналом юридически значимого документа может быть файл, а не бумага с двумя синими оттисками печатей. Затем в электронной форме стали проводить конкурентные процедуры, и Россия пережила недолгий расцвет рынка электронных торговых площадок, которые темпами развития и многообразием своей функциональности претендовали едва ли не на мировое лидерство.
Вскоре в электронной форме стало проводиться планирование закупок. Венцом развития этой системы стало внедрение в компаниях с развитыми закупочными практиками системы S2P, которая позволяла перенести в электронную среду весь спектр закупочных вопросов, а именно:
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти