№ 4 апрель 2024 — 06 апреля 2024

Отечественная традиция наставничества и проблемы ее возрождения

Версия для печати 252 Материалы по теме
Отечественная традиция наставничества и проблемы ее возрождения

Формирование кадрового корпуса государственной службы компетентными, квалифицированными специалистами, мотивированными на реализацию предписанной Конституцией РФ миссии общественного служения, предполагает неукоснительное соблюдение каждым госслужащим духа закона, гражданского и служебного долга, добросовестное исполнение должностных обязанностей. Это важнейшие условия повышения доверия граждан к органам власти, репутации и престижа госслужбы, противодействия коррупции. Такой процесс обеспечивается совокупностью кадровых технологий, первостепенное место среди которых сегодня занимает всестороннее развитие каждого сотрудника на всех этапах его профессионального и духовно-нравственного становления. Его важнейший компонент — наставничество.

Наталия Николаевна Шувалова, доцент кафедры государственной службы и кадровой политики Института государственной службы и управления РАНХиГС при Президенте РФ, кандидат философских наук

Проблемы терминологии

Наставничество — древнейший способ сохранения и передачи знаний и опыта от старшего поколения к молодому в любой сфере человеческой деятельности, который во все времена надежно обеспечивал преемственность и прогресс в развитии общества. Несмотря на это, в его теоретико-концептуальной и правовой основе остается много пробелов. До сих пор в науке царит разноголосие даже в определении содержания таких ключевых терминов, как «наставничество», «государственная служба», «профессиональное развитие государственной службы». Следствием неопределенности смысловых границ этих понятий стали нечеткость, а порой и искажение назначения, цели и функций наставничества. А также нелегитимность статуса наставников, неупорядоченность прав и обязанностей наставляемых, ответственности сторон в процессе их взаимодействия и перед государственным органом. Это грозит превращением важного инструмента формирования кадрового корпуса государственной службы в формальное «показательное выступление», за которым не видится ожидаемого результата.

По мнению исследователей, термин «наставничество» в его нынешнем понимании впервые стал употребляться в XVII веке. Однако истоки наставничества восходят еще к апостольской эпохе. В Библии понятие «наставник» встречается девять раз. В IV веке в монашеской среде уже сформировалась традиция выбирать священника (духовника или духовного отца), обладавшего пастырским и жизненным опытом, в обязанности которого входило духовное руководство насельниками. По сути, наставника и руководителя духовной жизни христианина.

В русской армии с начала XIX века появилось понятие «дядька», легитимное толкование которого дано в Своде военных постановлений 1838 года: «...старослужащий, испытанной доброй нравственности солдат, которого называют дядькой». В 1813 году постановлением Министерства народного просвещения в учебных заведениях была введена должность наставника, в обязанности которого входило неустанно наблюдать за учениками, «поправлять делаемые ими ошибки», «внушать приличия и вкусы», «своими разговорами и поступками вкоренять в их сердца правила нравственности».

Поделиться