№ 4 апрель 2024 — 06 апреля 2024

Как управлять проще и эффективнее. Система принципов Beyond Taylor и концепция клиентократии

Версия для печати 382 Материалы по теме
Как управлять проще и эффективнее. Система принципов Beyond Taylor и концепция клиентократии

Повестка эффективных моделей управления по-прежнему остается актуальной. Это и организационные технологии в деловой среде, и модели взаимодействия государства и гражданского общества. Распространено мнение, что в этом направлении настало время перемен, когда во главу угла ставят потребности человека, а не возможности конкурентов. Ответ на этот управленческий вызов в России сформулирован в виде концепции клиентократии.

Валерий Юрьевич Разгуляев, управляющий экспертизой компании Beyond Taylor

Клиентократия вместо бюрократии

Согласно исследованиям аналитиков из Beyond Taylor, 90% современных компаний работают по устаревшим и неэффективным моделям управления. Среди них — тейлоризм[1] и бюрократия. Последняя, к примеру, основана на донесении планов высшего руководства ниже по иерархический пирамиде сотрудникам, у которых, как и у клиентов, нет права голоса для изменения этих планов. Это влечет разрастание пропасти между производителями и потребителями, их реальными запросами.

Клиентократия предлагает новую структуру организации, применимую в разных сферах (госуправление, малый, средний и крупный бизнес). В ней значимую роль играют интересы клиентов. Реальные потребители могут оказывать влияние на принятие решений в компании. Основной фокус такого подхода — создаваемая для клиента ценность[2], которую обеспечивает система обещаний от сотрудников компании к потребителю (рисунок).

Для примера возьмем компанию по строительству домов. Боль-препятствие клиента — это отсутствие информации о технических возможностях дома. Ценность — полнота информации о технических характеристиках строения. Обещание — это обеспечение каждого дома паспортом его технических возможностей, позволяющим решить вопрос любого ремонта или настройки оборудования без дополнительных запросов. Таким образом, сотрудники и потребители работают сообща, благодаря чему мы получаем другой горизонт планирования и позитивный отбор кадров.

Система ценностей клиентократии коренным образом отличается от бюрократии и направлена на формирование и развитие сотрудника (таблица). Существует ряд принципов клиентократии, которые можно применять в разных сферах управления[3].

Поделиться