Повестка эффективных моделей управления по-прежнему остается актуальной. Это и организационные технологии в деловой среде, и модели взаимодействия государства и гражданского общества. Распространено мнение, что в этом направлении настало время перемен, когда во главу угла ставят потребности человека, а не возможности конкурентов. Ответ на этот управленческий вызов в России сформулирован в виде концепции клиентократии.
Валерий Юрьевич Разгуляев, управляющий экспертизой компании Beyond Taylor
Клиентократия вместо бюрократии
Согласно исследованиям аналитиков из Beyond Taylor, 90% современных компаний работают по устаревшим и неэффективным моделям управления. Среди них — тейлоризм[1] и бюрократия. Последняя, к примеру, основана на донесении планов высшего руководства ниже по иерархический пирамиде сотрудникам, у которых, как и у клиентов, нет права голоса для изменения этих планов. Это влечет разрастание пропасти между производителями и потребителями, их реальными запросами.
Клиентократия предлагает новую структуру организации, применимую в разных сферах (госуправление, малый, средний и крупный бизнес). В ней значимую роль играют интересы клиентов. Реальные потребители могут оказывать влияние на принятие решений в компании. Основной фокус такого подхода — создаваемая для клиента ценность[2], которую обеспечивает система обещаний от сотрудников компании к потребителю (рисунок).
Для примера возьмем компанию по строительству домов. Боль-препятствие клиента — это отсутствие информации о технических возможностях дома. Ценность — полнота информации о технических характеристиках строения. Обещание — это обеспечение каждого дома паспортом его технических возможностей, позволяющим решить вопрос любого ремонта или настройки оборудования без дополнительных запросов. Таким образом, сотрудники и потребители работают сообща, благодаря чему мы получаем другой горизонт планирования и позитивный отбор кадров.
Система ценностей клиентократии коренным образом отличается от бюрократии и направлена на формирование и развитие сотрудника (таблица). Существует ряд принципов клиентократии, которые можно применять в разных сферах управления[3].
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти