В мероприятии приняли участие представители Федерального Собрания РФ, Министерства финансов РФ, Министерства регионального развития РФ, 30 субъектов РФ и 65 муниципальных образований.
Форум открыл губернатор Вологодской области В. Е. Позгалев, который приветствовал участников заседания и отметил, что Вологодчина – исконно русская земля, богатая традициями, памятниками культуры, своими людьми. Докладчик подчеркнул, что время и место проведения форума выбраны не случайно, а тема очень актуальна. Вологодская область стала площадкой для реализации реформ управления общественными финансами, местного самоуправления. В новых условиях финансистам регионов и муниципальных образований важно сверить проводимую региональную бюджетную и налоговую политику с общим курсом Правительства РФ.
Далее участников форума приветствовал заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Е. В. Лукьянов. Он выразил надежду, что обсуждение бюджетной политики в условиях экономического кризиса позволит регионам принимать грамотные взвешенные решения, которые обеспечат сохранение качества жизни граждан.
Заместитель министра финансов РФ А. г. Силуанов обратил особое внимание на то, что бюджетная политика Российской Федерации направлена на преодоление финансового кризиса. Минфин России совместно с Центральным баком реализует принятые Правительством РФ основополагающие решения по преодолению кризиса, в условиях которого необходима оптимизация расходных обязательств бюджетов всех уровней.
Председатель совета Сообщества финансистов России, депутат Государственной Думы РФ Н. С. Максимова остановилась на особенностях формирования межбюджетных отношений в условиях трехлетнего бюджета, в том числе бюджета на 2009 г., и рассказала о его новеллах.
Основным итогам и перспективам бюджетной реформы в России посвятил выступление директор Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ А. М. Лавров, об основных вопросах совершенствования межбюджетных отношений рассказала начальник отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ С. А. Карчевская, а налоговым и бюджетным инструментам обеспечения сбалансированного регионального развития уделила особое внимание заместитель директора Департамента развития межбюджетных отношений Министерства регионального развития РФ Е. В. Шинкарук.
С предложениями по изменению бюджетного и налогового законодательства выступили начальник Департамента финансов Вологодской области, первый заместитель губернатора области, руководитель секции «Субъекты РФ» Сообщества финансистов России С. С. Тугарин и первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор Департамента финансов, руководитель секции «Муниципальные образования» Сообщества финансистов России А. Н. Домбровский.
Субъектам РФ и муниципальным образованиям была предоставлена возможность совместно обсудить итоги и перспективы бюджетной реформы в России, выработать предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства в целях создания эффективной системы межбюджетных отношений в Российской Федерации. Предложения направлены также на повышение экономической самостоятельности территорий.
В рамках форума состоялся обмен опытом по реализации реформы местного самоуправления, прошли выездные совещания в Кирилловском, Тотемском и Шекснинском районах, где участники мероприятия познакомились с ситуацией на местах.
В завершение Всероссийского форума была принята резолюция, обращенная к Государственной Думе РФ, Правительству РФ, Министерству финансов РФ. Резолюция содержит предложения:
1. По внесению изменений в Бюджетный кодекс РФ. В целях построения эффективной системы межбюджетных отношений и обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований:
предоставить субъектам РФ право устанавливать единые нормативы отчислений от налоговых источников в местные бюджеты в зависимости от статуса муниципального образования;
сохранить за субъектами РФ право на бессрочной основе устанавливать дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений от налоговых источников в местные бюджеты на замещение дотаций.
2. По внесению изменений в Налоговый кодекс РФ: отменить установленные
Налоговым кодексом и законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» льготы по региональным и местным налогам;
внести изменения в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса в части отмены действующего порядка уплаты налога на прибыль организациями, имеющими несколько обособленных подразделений на территории субъекта РФ, и в части переноса срока уплаты налога и налога в виде авансовых платежей с 28 на 25 число месяца;
внести изменения в гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса в части введения повышающего коэффициента к ставкам земельного налога, учитывающего ежегодный уровень инфляции;
ускорить принятие главы «Налог на недвижимость» Налогового кодекса и обеспечить ее введение на территории Российской Федерации с 1 января 2011 г.
3. По внесению изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
исключить статьи, регулирующие бюджетные правоотношения, которые установлены Бюджетным кодексом РФ;
исключить требования, предусмотренные законом по осуществлению расходов муниципальными районами, в которых представительный орган сформирован из глав и депутатов поселений, за счет субвенций на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, предоставляемых из бюджетов поселений, в связи с тем что Бюджетный кодекс не предусматривает возможности применения различных подходов к формированию межбюджетных отношений с муниципальными образованиями;
внести изменения, предусматривающие единые требования к формированию финансовых органов местного самоуправления, в том числе к их статусу;
внести дополнения в части установления права органов местного самоуправления передавать отдельные бюджетные полномочия уполномоченным органам исполнительной власти субъекта РФ на основе соглашения;
внести изменения в ст. 14 и 15 в части более четкого разграничения полномочий по вопросам местного значения муниципальных образований в области культуры, физической культуры и спорта, а также конкретизации остальных полномочий, указанных в статьях.
4. По внесению изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.» (в процессе исполнения федерального бюджета в 2009 г.) в части:
компенсации субъектам РФ выпадающих доходов от уплаты налога на игорный бизнес в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
выделения субъектам РФ субсидии для компенсации расходов региональных и местных бюджетов независимо от их бюджетной обеспеченности на проведение мероприятий по описанию границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства; разработке и утверждению генеральных планов поселений и городских округов; оформлению технической документации и права собственности на объекты муниципального имущества, в том числе дорог;
увеличения объема субвенции из федерального бюджета на обеспечение жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», в том числе на реализацию мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».
Приглашаем читателей журнала «Бюджет» к обсуждению указанных предложений.
Форум открыл губернатор Вологодской области В. Е. Позгалев, который приветствовал участников заседания и отметил, что Вологодчина – исконно русская земля, богатая традициями, памятниками культуры, своими людьми. Докладчик подчеркнул, что время и место проведения форума выбраны не случайно, а тема очень актуальна. Вологодская область стала площадкой для реализации реформ управления общественными финансами, местного самоуправления. В новых условиях финансистам регионов и муниципальных образований важно сверить проводимую региональную бюджетную и налоговую политику с общим курсом Правительства РФ.
Далее участников форума приветствовал заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Е. В. Лукьянов. Он выразил надежду, что обсуждение бюджетной политики в условиях экономического кризиса позволит регионам принимать грамотные взвешенные решения, которые обеспечат сохранение качества жизни граждан.
Заместитель министра финансов РФ А. г. Силуанов обратил особое внимание на то, что бюджетная политика Российской Федерации направлена на преодоление финансового кризиса. Минфин России совместно с Центральным баком реализует принятые Правительством РФ основополагающие решения по преодолению кризиса, в условиях которого необходима оптимизация расходных обязательств бюджетов всех уровней.
Председатель совета Сообщества финансистов России, депутат Государственной Думы РФ Н. С. Максимова остановилась на особенностях формирования межбюджетных отношений в условиях трехлетнего бюджета, в том числе бюджета на 2009 г., и рассказала о его новеллах.
Основным итогам и перспективам бюджетной реформы в России посвятил выступление директор Департамента бюджетной политики и методологии Министерства финансов РФ А. М. Лавров, об основных вопросах совершенствования межбюджетных отношений рассказала начальник отдела муниципальных образований Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ С. А. Карчевская, а налоговым и бюджетным инструментам обеспечения сбалансированного регионального развития уделила особое внимание заместитель директора Департамента развития межбюджетных отношений Министерства регионального развития РФ Е. В. Шинкарук.
С предложениями по изменению бюджетного и налогового законодательства выступили начальник Департамента финансов Вологодской области, первый заместитель губернатора области, руководитель секции «Субъекты РФ» Сообщества финансистов России С. С. Тугарин и первый заместитель главы муниципального образования город Краснодар, директор Департамента финансов, руководитель секции «Муниципальные образования» Сообщества финансистов России А. Н. Домбровский.
Субъектам РФ и муниципальным образованиям была предоставлена возможность совместно обсудить итоги и перспективы бюджетной реформы в России, выработать предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства в целях создания эффективной системы межбюджетных отношений в Российской Федерации. Предложения направлены также на повышение экономической самостоятельности территорий.
В рамках форума состоялся обмен опытом по реализации реформы местного самоуправления, прошли выездные совещания в Кирилловском, Тотемском и Шекснинском районах, где участники мероприятия познакомились с ситуацией на местах.
В завершение Всероссийского форума была принята резолюция, обращенная к Государственной Думе РФ, Правительству РФ, Министерству финансов РФ. Резолюция содержит предложения:
1. По внесению изменений в Бюджетный кодекс РФ. В целях построения эффективной системы межбюджетных отношений и обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных образований:
предоставить субъектам РФ право устанавливать единые нормативы отчислений от налоговых источников в местные бюджеты в зависимости от статуса муниципального образования;
сохранить за субъектами РФ право на бессрочной основе устанавливать дополнительные (дифференцированные) нормативы отчислений от налоговых источников в местные бюджеты на замещение дотаций.
2. По внесению изменений в Налоговый кодекс РФ: отменить установленные
Налоговым кодексом и законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» льготы по региональным и местным налогам;
внести изменения в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса в части отмены действующего порядка уплаты налога на прибыль организациями, имеющими несколько обособленных подразделений на территории субъекта РФ, и в части переноса срока уплаты налога и налога в виде авансовых платежей с 28 на 25 число месяца;
внести изменения в гл. 31 «Земельный налог» Налогового кодекса в части введения повышающего коэффициента к ставкам земельного налога, учитывающего ежегодный уровень инфляции;
ускорить принятие главы «Налог на недвижимость» Налогового кодекса и обеспечить ее введение на территории Российской Федерации с 1 января 2011 г.
3. По внесению изменений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:
исключить статьи, регулирующие бюджетные правоотношения, которые установлены Бюджетным кодексом РФ;
исключить требования, предусмотренные законом по осуществлению расходов муниципальными районами, в которых представительный орган сформирован из глав и депутатов поселений, за счет субвенций на решение вопросов местного значения межмуниципального характера, предоставляемых из бюджетов поселений, в связи с тем что Бюджетный кодекс не предусматривает возможности применения различных подходов к формированию межбюджетных отношений с муниципальными образованиями;
внести изменения, предусматривающие единые требования к формированию финансовых органов местного самоуправления, в том числе к их статусу;
внести дополнения в части установления права органов местного самоуправления передавать отдельные бюджетные полномочия уполномоченным органам исполнительной власти субъекта РФ на основе соглашения;
внести изменения в ст. 14 и 15 в части более четкого разграничения полномочий по вопросам местного значения муниципальных образований в области культуры, физической культуры и спорта, а также конкретизации остальных полномочий, указанных в статьях.
4. По внесению изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.» (в процессе исполнения федерального бюджета в 2009 г.) в части:
компенсации субъектам РФ выпадающих доходов от уплаты налога на игорный бизнес в связи со вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
выделения субъектам РФ субсидии для компенсации расходов региональных и местных бюджетов независимо от их бюджетной обеспеченности на проведение мероприятий по описанию границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства; разработке и утверждению генеральных планов поселений и городских округов; оформлению технической документации и права собственности на объекты муниципального имущества, в том числе дорог;
увеличения объема субвенции из федерального бюджета на обеспечение жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», в том числе на реализацию мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».
Приглашаем читателей журнала «Бюджет» к обсуждению указанных предложений.