20–21 октября в Санкт-Петербурге в выставочном комплексе «Ленэкспо» состоялся VII Всероссийский форум «Стратегическое планирование в регионах и городах России». В работе форума приняли участие свыше 1 000 представителей федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, муниципалитетов, бизнеса, научного и экспертного сообщества.
На сайте bujet.ru есть библиотека статей, посвященная региональному стратегировнаию и региональным стратегиям. Ознакомиться с ней можно здесь.
Внушительным был список не только участников, но и организаторов мероприятия: Государственная Дума, Министерство регионального развития РФ, правительство Санкт-Петербурга, фонд «Центр стратегических разработок» и МЦСЭИ «Леонтьевский центр».
Как отметил председатель Государственной Думы Борис Грызлов в своем приветственном письме к участникам форума, вопросы стратегического планирования впервые рассматриваются в столь широком составе. У каждого региона, города, села есть собственный потенциал развития, успешная реализация которого зависит в первую очередь от их инициативы и качества кадров. Б. Грызлов выразил надежду, что форум станет эффективной федеральной площадкой для многостороннего диалога, направленного на поиск общих подходов к разработке единой системы стратегического планирования страны, согласование отраслевых и территориальных приоритетов государственной региональной политики.
В последний год теме стратегического планирования развития российских территорий уделяется особое внимание. Она постепенно превращается в одно из ключевых направлений государственной региональной политики. «Базовая цель региональной политики – сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов РФ, – заявил на первой пленарной сессии форума заместитель министра регионального развития РФ Дмитрий Аратский. – Стратегическое планирование является важным инструментом достижения этой цели». К сожалению, отметил замминистра, в настоящее время вопросы, касающиеся принципов стратегического планирования, а также порядка формирования и структуры соответствующих документов, юридически не оформлены, а большинство элементов сложилось по факту. Тем не менее уже можно говорить о том, что мы перешли к долгосрочному планированию развития территорий. Сейчас, полагает Д. Аратский, особенно важно пересмотреть ранее разработанные региональные целевые программы, увязав их с приоритетными социально-экономическими задачами общероссийского масштаба.
Разумеется, участники обсуждения не могли обойти актуальную тему – мировой финансовый кризис. Насколько уместно в сложившейся ситуации неопределенности обсуждать ориентиры долгосрочного (до 2020 г.) развития страны и ее регионов? Директор Департамента стратегического управления и бюджетирования МЭР России Олег Фомичев признал, что подобные упреки действительно звучат. «Позиция правительства такова: существуют краткосрочные и среднесрочные вызовы, но они лишь подтверждают необходимость установления долгосрочных ориентиров. Долгосрочные вызовы не меняются и отражены в Концепции социально-экономического развития России до 2020 г.». Среди этих вызовов – изменение характера глобализации, повышение роли человеческого капитала в экономическом развитии, а также такой специфический вызов, как исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития.
Последнее обстоятельство обусловливает необходимость поиска других источников экономического роста. Концепция ставит задачу наращивания доли наукоемких производств, повышения производительности труда, в особенности за счет внедрения энергосберегающих технологий. Было отмечено, что она представляет собой верхний уровень и ключевой элемент всей системы долгосрочного планирования в России. Однако этой системе еще предстоит получить юридическое оформление. С данной целью Министерство экономического развития РФ готовит проект федерального закона «О стратегическом планировании».
По словам первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике Галины Изотовой, каким бы ни было текущее состояние экономики, нужно думать о будущем страны, в первую очередь о повышении уровня жизни граждан. Долгосрочное
планирование территориального развития – важнейший инструмент и непременное условие достижения этой цели. Среди основных задач стратегического планирования – рациональное и эффективное размещение производственных мощностей, транспортной и социальной инфраструктуры. Потребуется интеграция инструментов стратегического планирования с бюджетным процессом, считает депутат. Бюджетный кодекс содержит лишь рамочные понятия «долгосрочная целевая программа» и «ведомственная целевая программа», которые сегодня являются основой долгосрочного планирования. Г. Изотова также напомнила об острой проблеме, связанной с необходимостью укрепления собственной налоговой базы регионов и муниципалитетов.
Говоря о задачах регионального развития, губернатор Пермского края Олег Чиркунов акцентировал внимание на важности выстраивания последовательной системы приоритетов, а также четкого распределения ответственности за конкретные участки работы. «Начиная соответствующую деятельность 4,5 года назад, мы столкнулись с множеством несистематизированных задач, нечетким распределением ответственности», – заметил губернатор. Верное определение целей развития, по его мнению, может служить защитой региона от влияния негативных факторов экономической конъюнктуры.
О. Чиркунов представил функционально-целевую модель управления Пермского края, включающую в себя несколько основных блоков: экономическое развитие, развитие человеческого потенциала, управление ресурсами и развитие инфраструктуры, развитие территорий, управление государственными учреждениями.
Пленарная сессия второго дня форума была посвящена проблемам подготовки региональных стратегий и координации стратегического взаимодействия Российской Федерации и ее регионов.
Как отметил глава администрации Тамбовской области Олег Бетин, конкурентоспособность России как федеративного государства по мере развития экономики все в большей степени будет определяться конкурентоспособностью и устойчивым развитием регионов. «Естественно, это потребует создания системы понятных всем механизмов согласования и реализации стратегических приоритетов центра и регионов». Подводя итог, О. Бетин заявил, что при всем многообразии методик стратегического планирования наиболее актуальной задачей является «создание системного механизма их реализации. С этой целью целесообразно объединить потенциал институтов развития, наполнить его необходимыми финансовыми ресурсами, создать систему кредитования региональных проектов, которые соответствуют стратегическим задачам и имеют государственную поддержку».
Директор Департамента территориального планирования и регионального развития Минрегиона России Елена Бондаренко рассказала об анализе долгосрочных стратегий регионов, проведенном министерством. Анализ позволил выделить ряд типичных недостатков этих документов, в частности отсутствие учета федеральных ориентиров развития в региональных стратегиях, отсутствие доказательной базы для заявленных приоритетов развития, отсутствие выделения зон опережающего развития и анализа потенциальных рынков сбыта. В региональных стратегиях слишком мало внимания уделено развитию инфраструктуры. Вероятно, общей проблемой стратегических документов субъектов РФ можно назвать недостаток конкретных мер по их реализации.
Форум включил интенсивную программу круглых столов. Были обсуждены проблемы организации и функционирования институтов развития, налоговой и бюджетной политики, ее роль в региональном развитии, актуальные проблемы ключевых отраслей: ЖКХ, транспорта, энергетики. Отдельный круглый стол был посвящен европейскому опыту регионального развития и стратегического планирования. В рамках форума состоялась презентация рейтинга конкурентоспособности регионов, составленного компанией «БауманИнновейшн».
Также в ходе мероприятия был дан старт конкурсу региональных стратегий и программ социально-экономического развития среди субъектов РФ. Организаторы конкурса уверены, что он будет способствовать широкому распространению в регионах лучших практик стратегического планирования, включая развитие современных методов территориального планирования, выявление и распространение новых успешных подходов в области привлечения инвестиций, создания условий для развития бизнеса и человеческого потенциала.
На сайте bujet.ru есть библиотека статей, посвященная региональному стратегировнаию и региональным стратегиям. Ознакомиться с ней можно здесь.
Внушительным был список не только участников, но и организаторов мероприятия: Государственная Дума, Министерство регионального развития РФ, правительство Санкт-Петербурга, фонд «Центр стратегических разработок» и МЦСЭИ «Леонтьевский центр».
Как отметил председатель Государственной Думы Борис Грызлов в своем приветственном письме к участникам форума, вопросы стратегического планирования впервые рассматриваются в столь широком составе. У каждого региона, города, села есть собственный потенциал развития, успешная реализация которого зависит в первую очередь от их инициативы и качества кадров. Б. Грызлов выразил надежду, что форум станет эффективной федеральной площадкой для многостороннего диалога, направленного на поиск общих подходов к разработке единой системы стратегического планирования страны, согласование отраслевых и территориальных приоритетов государственной региональной политики.
В последний год теме стратегического планирования развития российских территорий уделяется особое внимание. Она постепенно превращается в одно из ключевых направлений государственной региональной политики. «Базовая цель региональной политики – сбалансированное социально-экономическое развитие субъектов РФ, – заявил на первой пленарной сессии форума заместитель министра регионального развития РФ Дмитрий Аратский. – Стратегическое планирование является важным инструментом достижения этой цели». К сожалению, отметил замминистра, в настоящее время вопросы, касающиеся принципов стратегического планирования, а также порядка формирования и структуры соответствующих документов, юридически не оформлены, а большинство элементов сложилось по факту. Тем не менее уже можно говорить о том, что мы перешли к долгосрочному планированию развития территорий. Сейчас, полагает Д. Аратский, особенно важно пересмотреть ранее разработанные региональные целевые программы, увязав их с приоритетными социально-экономическими задачами общероссийского масштаба.
Разумеется, участники обсуждения не могли обойти актуальную тему – мировой финансовый кризис. Насколько уместно в сложившейся ситуации неопределенности обсуждать ориентиры долгосрочного (до 2020 г.) развития страны и ее регионов? Директор Департамента стратегического управления и бюджетирования МЭР России Олег Фомичев признал, что подобные упреки действительно звучат. «Позиция правительства такова: существуют краткосрочные и среднесрочные вызовы, но они лишь подтверждают необходимость установления долгосрочных ориентиров. Долгосрочные вызовы не меняются и отражены в Концепции социально-экономического развития России до 2020 г.». Среди этих вызовов – изменение характера глобализации, повышение роли человеческого капитала в экономическом развитии, а также такой специфический вызов, как исчерпание источников экспортно-сырьевого типа развития.
Последнее обстоятельство обусловливает необходимость поиска других источников экономического роста. Концепция ставит задачу наращивания доли наукоемких производств, повышения производительности труда, в особенности за счет внедрения энергосберегающих технологий. Было отмечено, что она представляет собой верхний уровень и ключевой элемент всей системы долгосрочного планирования в России. Однако этой системе еще предстоит получить юридическое оформление. С данной целью Министерство экономического развития РФ готовит проект федерального закона «О стратегическом планировании».
По словам первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике Галины Изотовой, каким бы ни было текущее состояние экономики, нужно думать о будущем страны, в первую очередь о повышении уровня жизни граждан. Долгосрочное
планирование территориального развития – важнейший инструмент и непременное условие достижения этой цели. Среди основных задач стратегического планирования – рациональное и эффективное размещение производственных мощностей, транспортной и социальной инфраструктуры. Потребуется интеграция инструментов стратегического планирования с бюджетным процессом, считает депутат. Бюджетный кодекс содержит лишь рамочные понятия «долгосрочная целевая программа» и «ведомственная целевая программа», которые сегодня являются основой долгосрочного планирования. Г. Изотова также напомнила об острой проблеме, связанной с необходимостью укрепления собственной налоговой базы регионов и муниципалитетов.
Говоря о задачах регионального развития, губернатор Пермского края Олег Чиркунов акцентировал внимание на важности выстраивания последовательной системы приоритетов, а также четкого распределения ответственности за конкретные участки работы. «Начиная соответствующую деятельность 4,5 года назад, мы столкнулись с множеством несистематизированных задач, нечетким распределением ответственности», – заметил губернатор. Верное определение целей развития, по его мнению, может служить защитой региона от влияния негативных факторов экономической конъюнктуры.
О. Чиркунов представил функционально-целевую модель управления Пермского края, включающую в себя несколько основных блоков: экономическое развитие, развитие человеческого потенциала, управление ресурсами и развитие инфраструктуры, развитие территорий, управление государственными учреждениями.
Пленарная сессия второго дня форума была посвящена проблемам подготовки региональных стратегий и координации стратегического взаимодействия Российской Федерации и ее регионов.
Как отметил глава администрации Тамбовской области Олег Бетин, конкурентоспособность России как федеративного государства по мере развития экономики все в большей степени будет определяться конкурентоспособностью и устойчивым развитием регионов. «Естественно, это потребует создания системы понятных всем механизмов согласования и реализации стратегических приоритетов центра и регионов». Подводя итог, О. Бетин заявил, что при всем многообразии методик стратегического планирования наиболее актуальной задачей является «создание системного механизма их реализации. С этой целью целесообразно объединить потенциал институтов развития, наполнить его необходимыми финансовыми ресурсами, создать систему кредитования региональных проектов, которые соответствуют стратегическим задачам и имеют государственную поддержку».
Директор Департамента территориального планирования и регионального развития Минрегиона России Елена Бондаренко рассказала об анализе долгосрочных стратегий регионов, проведенном министерством. Анализ позволил выделить ряд типичных недостатков этих документов, в частности отсутствие учета федеральных ориентиров развития в региональных стратегиях, отсутствие доказательной базы для заявленных приоритетов развития, отсутствие выделения зон опережающего развития и анализа потенциальных рынков сбыта. В региональных стратегиях слишком мало внимания уделено развитию инфраструктуры. Вероятно, общей проблемой стратегических документов субъектов РФ можно назвать недостаток конкретных мер по их реализации.
Форум включил интенсивную программу круглых столов. Были обсуждены проблемы организации и функционирования институтов развития, налоговой и бюджетной политики, ее роль в региональном развитии, актуальные проблемы ключевых отраслей: ЖКХ, транспорта, энергетики. Отдельный круглый стол был посвящен европейскому опыту регионального развития и стратегического планирования. В рамках форума состоялась презентация рейтинга конкурентоспособности регионов, составленного компанией «БауманИнновейшн».
Также в ходе мероприятия был дан старт конкурсу региональных стратегий и программ социально-экономического развития среди субъектов РФ. Организаторы конкурса уверены, что он будет способствовать широкому распространению в регионах лучших практик стратегического планирования, включая развитие современных методов территориального планирования, выявление и распространение новых успешных подходов в области привлечения инвестиций, создания условий для развития бизнеса и человеческого потенциала.