24 октября 2008 г. в Москве состоялась Вторая общероссийская конференция «Актуальные вопросы местного самоуправления в России. Финансово-экономические, законодательные и технологические аспекты».
В конференции приняли участие руководители и специалисты департаментов по развитию местного самоуправления, финансовых органов, служб информатизации субъектов РФ и муниципальных образований. С докладами выступили представители Министерства финансов РФ, Министерства регионального развития РФ, органов власти субъектов РФ.
Участники обсудили наиболее важные проблемы реформирования местного самоуправления в России: вопросы изменения законодательства, повышения качества управления муниципальными финансами, оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления. Для представителей органов власти субъектов РФ конференция стала площадкой по обмену опытом развития местного самоуправления, а также применения современных информационных технологий для повышения эффективности управления финансами.
Заместитель директора Департамента развития федеративных отношений и местного самоуправления Минрегиона России Е. А. Кодина рассказала об итогах переходного периода реформы местного самоуправления. По ее словам, на сегодняшний день 63 субъекта РФ заявляют о готовности реализации Федерального закона № 131-ФЗ в полном объеме, тогда как в 2006 г., в начале переходного периода, об этом сообщили только 46 субъектов РФ.
По результатам опроса, проведенного среди регионов и муниципалитетов, их главными проблемами были и остаются низкая доля местных налогов в наполняемости бюджетов и недостаточность финансовых средств для реализации вопросов местного значения, отметила Е. А. Кодина. Много сложностей связано с перераспределением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципалитетами разного уровня (городскими округами, районами и поселениями). В частности, необходимо выделить те полномочия поселений, которые могут находиться исключительно в их ведении, и те, которые можно передавать на вышестоящий уровень власти – в район. Сформированный в настоящее время перечень вопросов местного значения (ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ) не содержит такого разделения полномочий, в связи с чем процесс разграничения существенно затруднен.
Поскольку основной задачей реформы местного самоуправления является формирование самостоятельной эффективной системы финансового обеспечения местного самоуправления, необходимо внесение ряда изменений в законодательство. Как сообщила Е. А. Кодина, до конца текущего года Государственной Думой будет принята законодательная инициатива, разработанная совместно Минрегионом России и Комитетом Госдумы по вопросам местного самоуправления. Законопроект представляет собой перечень необходимых дополнений и изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ и другие законы и будет разослан по всем субъектам РФ с целью получения предложений по его доработке.
Среди предлагаемых изменений можно назвать создание в целом ряде федеральных законов механизма передачи отдельных полномочий по вопросам социального обеспечения граждан от субъектов РФ на уровень местного самоуправления с соответствующей передачей финансирования; изменение основ законодательства о нотариате, с тем чтобы право совершения нотариально значимых действий передавалось поселениями муниципальным районам; передача полномочий по осуществлению социальной поддержки граждан, имеющих детей, на уровень муниципалитетов.
Федеральный закон № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» будет дополнен новой ст. 7.1 «Условия предоставления пенсий государственным служащим субъектов и муниципальным служащим», определяющей установление пенсий за выслугу лет субъектами РФ за счет средств субъектов и муниципалитетов.
В Федеральном законе № 131-ФЗ появится новая ст. 13.2 о территориальных основах местного самоуправления. Недавно в закон была внесена статья о возможности упразднения муниципальных образований, теперь необходимо прописать механизм создания вновь образованных поселений.
Есть также предложения, связанные с формированием имущественного комплекса муниципальных образований. Порядок разграничения имущества между муниципальными районами и поселениями установлен на уровне федерального законодательства, теперь в этот порядок будут вноситься изменения, обусловленные необходимостью соблюдения интересов как принимающей, так и передающей имущество стороны. В случае одобрения этих законодательных инициатив со следующего года передача имущества без согласия обеих сторон будет невозможна.
Заместитель руководителя Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Л. А. Ерошкина рассказала об основных принципах формирования федерального бюджета на трехлетний период 2009–2011 гг., а также изложила предложения Минфина России в части повышения качества управления региональными и муниципальными финансами. Как рассказала Л. А. Ерошкина, в 2008 г. заканчивается реализация Концепции реформирования межбюджетных отношений и повышения качества управления финансами, принятой Правительством РФ в 2006 г. В связи с этим Министерство финансов подготовило новый проект концепции на 2009–2011 гг., предусматривающий развитие по четырем направлениям, среди которых наиболее актуальным аспектом, по мнению Л. А. Ерошкиной, является формирование нового качества управления общественными финансами.
В ходе конференции участники подвели итоги проведенной работы в сфере повышения качества управления региональными и муниципальными финансами, обменялись мнениями о недоработках в законодательстве, касающемся местного самоуправления, а также в его практической реализации.
В конференции приняли участие руководители и специалисты департаментов по развитию местного самоуправления, финансовых органов, служб информатизации субъектов РФ и муниципальных образований. С докладами выступили представители Министерства финансов РФ, Министерства регионального развития РФ, органов власти субъектов РФ.
Участники обсудили наиболее важные проблемы реформирования местного самоуправления в России: вопросы изменения законодательства, повышения качества управления муниципальными финансами, оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления. Для представителей органов власти субъектов РФ конференция стала площадкой по обмену опытом развития местного самоуправления, а также применения современных информационных технологий для повышения эффективности управления финансами.
Заместитель директора Департамента развития федеративных отношений и местного самоуправления Минрегиона России Е. А. Кодина рассказала об итогах переходного периода реформы местного самоуправления. По ее словам, на сегодняшний день 63 субъекта РФ заявляют о готовности реализации Федерального закона № 131-ФЗ в полном объеме, тогда как в 2006 г., в начале переходного периода, об этом сообщили только 46 субъектов РФ.
По результатам опроса, проведенного среди регионов и муниципалитетов, их главными проблемами были и остаются низкая доля местных налогов в наполняемости бюджетов и недостаточность финансовых средств для реализации вопросов местного значения, отметила Е. А. Кодина. Много сложностей связано с перераспределением полномочий между субъектами РФ и муниципальными образованиями, а также между муниципалитетами разного уровня (городскими округами, районами и поселениями). В частности, необходимо выделить те полномочия поселений, которые могут находиться исключительно в их ведении, и те, которые можно передавать на вышестоящий уровень власти – в район. Сформированный в настоящее время перечень вопросов местного значения (ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ) не содержит такого разделения полномочий, в связи с чем процесс разграничения существенно затруднен.
Поскольку основной задачей реформы местного самоуправления является формирование самостоятельной эффективной системы финансового обеспечения местного самоуправления, необходимо внесение ряда изменений в законодательство. Как сообщила Е. А. Кодина, до конца текущего года Государственной Думой будет принята законодательная инициатива, разработанная совместно Минрегионом России и Комитетом Госдумы по вопросам местного самоуправления. Законопроект представляет собой перечень необходимых дополнений и изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ и другие законы и будет разослан по всем субъектам РФ с целью получения предложений по его доработке.
Среди предлагаемых изменений можно назвать создание в целом ряде федеральных законов механизма передачи отдельных полномочий по вопросам социального обеспечения граждан от субъектов РФ на уровень местного самоуправления с соответствующей передачей финансирования; изменение основ законодательства о нотариате, с тем чтобы право совершения нотариально значимых действий передавалось поселениями муниципальным районам; передача полномочий по осуществлению социальной поддержки граждан, имеющих детей, на уровень муниципалитетов.
Федеральный закон № 166 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» будет дополнен новой ст. 7.1 «Условия предоставления пенсий государственным служащим субъектов и муниципальным служащим», определяющей установление пенсий за выслугу лет субъектами РФ за счет средств субъектов и муниципалитетов.
В Федеральном законе № 131-ФЗ появится новая ст. 13.2 о территориальных основах местного самоуправления. Недавно в закон была внесена статья о возможности упразднения муниципальных образований, теперь необходимо прописать механизм создания вновь образованных поселений.
Есть также предложения, связанные с формированием имущественного комплекса муниципальных образований. Порядок разграничения имущества между муниципальными районами и поселениями установлен на уровне федерального законодательства, теперь в этот порядок будут вноситься изменения, обусловленные необходимостью соблюдения интересов как принимающей, так и передающей имущество стороны. В случае одобрения этих законодательных инициатив со следующего года передача имущества без согласия обеих сторон будет невозможна.
Заместитель руководителя Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Л. А. Ерошкина рассказала об основных принципах формирования федерального бюджета на трехлетний период 2009–2011 гг., а также изложила предложения Минфина России в части повышения качества управления региональными и муниципальными финансами. Как рассказала Л. А. Ерошкина, в 2008 г. заканчивается реализация Концепции реформирования межбюджетных отношений и повышения качества управления финансами, принятой Правительством РФ в 2006 г. В связи с этим Министерство финансов подготовило новый проект концепции на 2009–2011 гг., предусматривающий развитие по четырем направлениям, среди которых наиболее актуальным аспектом, по мнению Л. А. Ерошкиной, является формирование нового качества управления общественными финансами.
В ходе конференции участники подвели итоги проведенной работы в сфере повышения качества управления региональными и муниципальными финансами, обменялись мнениями о недоработках в законодательстве, касающемся местного самоуправления, а также в его практической реализации.