Задача бюджета в период преодоления кризисных тенденций – при сохранении курса постепенного перехода от инерционной модели развития к инновационной – состоит в активизации поддержки экономики.
Александр ЯКОВЛЕВ, вице-губернатор Ленинградской области – председатель регионального комитета финансов
За переориентацию экономики, эффективное продолжение социальных преобразований предстоит заплатить справедливую цену. В не столь далеком 2006 г. на поддержку экономики из областного бюджета было выделено немногим более 3 млрд руб., что в структуре расходов составило 12,2%. Годом позже был сделан шаг вперед: экономика области получила из бюджета 5,8 млрд руб., или 17,5% бюджетных ассигнований.
В 2008 и 2009 гг. на те же цели предстоит израсходовать соответственно более чем 10,5 млрд руб. ежегодно. В 2009 г. это позволит фактически удвоить (относительно 2006 г.) удельный вес бюджетных трат на экономику и довести его в общем объеме расходной части до 21,7%.
В частности, должна наполниться новым финансовым содержанием поддержка дорожного хозяйства. В 2006 г. по всему транспортному подразделу удалось освоить 1,6 млрд руб., в 2007 г. – 2,3 млрд. В будущем году расходы на дорожную отрасль возрастут в 2,7 раза – до 6,1 млрд руб., в том числе на совершенствование и развитие областной дорожной сети предстоит направить 4,8 млрд, то есть на 20% больше, чем в нынешнем году. Основную часть этой суммы составят затраты на содержание и ремонт дорог. Муниципальные образования получат субсидии в размере 67,1 млн руб. на ремонт трасс, соединяющих населенные пункты, и около 40 млн – на развитие уличной дорожной сети городов и поселков. Впервые им будет направляться половина доходов, получаемых по транспортному налогу.
В целом в рамках бюджетной трехлетки на дорожное хозяйство, если не вмешается финансовый кризис, запланировано выделить около 11 млрд руб. Эта цифра не окончательная, поскольку Концепция развития дорожного хозяйства региона до 2015 г. находится еще в стадии разработки. Предстоят переговоры и с Федеральным дорожным агентством.
Сельское хозяйство области стало отраслью, интегрировавшей за последние годы значительные средства бюджетного и внебюджетного финансирования. Благодаря национальному проекту, который сейчас трансформирован в программу, создан эффективный
механизм кредитования животноводства. В этом процессе активно участвует бюджет, способствуя погашению процентных ставок по кредитам, оказанию помощи в производстве сельхозпродукции.
Результаты налицо. По данным Росстата, за январь-август сельскохозяйственными организациями области произведено куриных яиц в два раза больше, чем ближайшими конкурентами из других российских субъектов. Область также вошла в число ведущих регионов по производству мяса скота и птицы и валовому надою молока.
Сегодня речь идет о возрастании роли крупного регионального агропромышленного комплекса в решении задач продовольственной безопасности. Естественно, будет продолжена позитивно зарекомендовавшая себя бюджетная практика поддержки АПК. За 2009–2011 гг. из областного бюджета на указанные цели предполагается выделить 4 млрд руб., в том числе 1,3 млрд – в следующем году. При этом на возмещение части затрат производителей на обслуживание процентной ставки будет выделено 340 млн руб., на производство сельхозпродукции – 368,4 млн. Предстоит более внимательно, чем в прежние годы, анализировать ситуацию в секторе банковского кредитования отрасли.
Экономическую и социальную части областного бюджета соединяет стратегический мост – адресная инвестиционная программа. Ее финансирование в следующем году относительно 2008 г. вырастет на 6% и составит 3,8 млрд руб.
Ряд проектов, которые предстоит реализовать, ориентированы как на достижение позитивных перемен в ведущих отраслях экономики, так и на решение ключевых социальных задач. Вот лишь несколько примеров. В 2009 г. по сравнению с нынешним годом только в рамках адресной программы на 14,4% увеличатся расходы на проекты социального развития села с объемом финансирования 444,8 млн руб., на 33% – расходы на развитие физической культуры и спорта (около 440 млн), на 51% – на обеспечение населения питьевой водой (около 175 млн). Реализация жилищных проектов на будущий год потребует 732 млн руб., что в 2,3 раза больше аналогичного показателя прошлого года.
Еще одно важное направление работы связано с прошлогодним решением Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ. Фонд готов выделить области до 2012 г. 3,4 млрд руб. на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Теперь как можно больше муниципальных образований должно включиться в освоение этой рекордной для жилищной сферы региона суммы капитальных вло-
жений.
Кроме того, на строительство и реконструкцию объектов социально-культурного назначения в 2009 г. будет выделено 1,5 млрд руб. – на 35% больше, чем в этом году. Наконец, 349 млн руб. предстоит направить на строительство и реконструкцию 19 объектов коммунальной инфраструктуры, 200 млн – на газификацию более 60 населенных пунктов.
Цели капитальных расходов понятны: развитие инфраструктуры городов и населенных пунктов, улучшение качества жизни людей, включая уровень их образования, здоровья, условия проживания. В том числе особого внимания требует проблема закрепления кадров на селе, притока работников в такие важные для региона отрасли, как строительство, сельское хозяйство, обрабатывающие и добывающие производства.
Александр ЯКОВЛЕВ, вице-губернатор Ленинградской области – председатель регионального комитета финансов
За переориентацию экономики, эффективное продолжение социальных преобразований предстоит заплатить справедливую цену. В не столь далеком 2006 г. на поддержку экономики из областного бюджета было выделено немногим более 3 млрд руб., что в структуре расходов составило 12,2%. Годом позже был сделан шаг вперед: экономика области получила из бюджета 5,8 млрд руб., или 17,5% бюджетных ассигнований.
В 2008 и 2009 гг. на те же цели предстоит израсходовать соответственно более чем 10,5 млрд руб. ежегодно. В 2009 г. это позволит фактически удвоить (относительно 2006 г.) удельный вес бюджетных трат на экономику и довести его в общем объеме расходной части до 21,7%.
В частности, должна наполниться новым финансовым содержанием поддержка дорожного хозяйства. В 2006 г. по всему транспортному подразделу удалось освоить 1,6 млрд руб., в 2007 г. – 2,3 млрд. В будущем году расходы на дорожную отрасль возрастут в 2,7 раза – до 6,1 млрд руб., в том числе на совершенствование и развитие областной дорожной сети предстоит направить 4,8 млрд, то есть на 20% больше, чем в нынешнем году. Основную часть этой суммы составят затраты на содержание и ремонт дорог. Муниципальные образования получат субсидии в размере 67,1 млн руб. на ремонт трасс, соединяющих населенные пункты, и около 40 млн – на развитие уличной дорожной сети городов и поселков. Впервые им будет направляться половина доходов, получаемых по транспортному налогу.
В целом в рамках бюджетной трехлетки на дорожное хозяйство, если не вмешается финансовый кризис, запланировано выделить около 11 млрд руб. Эта цифра не окончательная, поскольку Концепция развития дорожного хозяйства региона до 2015 г. находится еще в стадии разработки. Предстоят переговоры и с Федеральным дорожным агентством.
Сельское хозяйство области стало отраслью, интегрировавшей за последние годы значительные средства бюджетного и внебюджетного финансирования. Благодаря национальному проекту, который сейчас трансформирован в программу, создан эффективный
механизм кредитования животноводства. В этом процессе активно участвует бюджет, способствуя погашению процентных ставок по кредитам, оказанию помощи в производстве сельхозпродукции.
Результаты налицо. По данным Росстата, за январь-август сельскохозяйственными организациями области произведено куриных яиц в два раза больше, чем ближайшими конкурентами из других российских субъектов. Область также вошла в число ведущих регионов по производству мяса скота и птицы и валовому надою молока.
Сегодня речь идет о возрастании роли крупного регионального агропромышленного комплекса в решении задач продовольственной безопасности. Естественно, будет продолжена позитивно зарекомендовавшая себя бюджетная практика поддержки АПК. За 2009–2011 гг. из областного бюджета на указанные цели предполагается выделить 4 млрд руб., в том числе 1,3 млрд – в следующем году. При этом на возмещение части затрат производителей на обслуживание процентной ставки будет выделено 340 млн руб., на производство сельхозпродукции – 368,4 млн. Предстоит более внимательно, чем в прежние годы, анализировать ситуацию в секторе банковского кредитования отрасли.
Экономическую и социальную части областного бюджета соединяет стратегический мост – адресная инвестиционная программа. Ее финансирование в следующем году относительно 2008 г. вырастет на 6% и составит 3,8 млрд руб.
Ряд проектов, которые предстоит реализовать, ориентированы как на достижение позитивных перемен в ведущих отраслях экономики, так и на решение ключевых социальных задач. Вот лишь несколько примеров. В 2009 г. по сравнению с нынешним годом только в рамках адресной программы на 14,4% увеличатся расходы на проекты социального развития села с объемом финансирования 444,8 млн руб., на 33% – расходы на развитие физической культуры и спорта (около 440 млн), на 51% – на обеспечение населения питьевой водой (около 175 млн). Реализация жилищных проектов на будущий год потребует 732 млн руб., что в 2,3 раза больше аналогичного показателя прошлого года.
Еще одно важное направление работы связано с прошлогодним решением Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ. Фонд готов выделить области до 2012 г. 3,4 млрд руб. на капитальный ремонт многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Теперь как можно больше муниципальных образований должно включиться в освоение этой рекордной для жилищной сферы региона суммы капитальных вло-
жений.
Кроме того, на строительство и реконструкцию объектов социально-культурного назначения в 2009 г. будет выделено 1,5 млрд руб. – на 35% больше, чем в этом году. Наконец, 349 млн руб. предстоит направить на строительство и реконструкцию 19 объектов коммунальной инфраструктуры, 200 млн – на газификацию более 60 населенных пунктов.
Цели капитальных расходов понятны: развитие инфраструктуры городов и населенных пунктов, улучшение качества жизни людей, включая уровень их образования, здоровья, условия проживания. В том числе особого внимания требует проблема закрепления кадров на селе, притока работников в такие важные для региона отрасли, как строительство, сельское хозяйство, обрабатывающие и добывающие производства.