Сегодня Москва – это целый мир, где проживает более 7% населения России. Это крупнейший научно-производственный, социально-культурный комплекс, соединяющий в себе производственные и непроизводственные виды экономической деятельности.
В городе сосредоточены федеральные органы государственной власти, центры управления крупнейших российских и зарубежных компаний, банки и финансовые организации.
Юрий КОРОСТЕЛЕВ, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов
Столицу можно без преувеличения назвать экономическим лидером среди регионов страны. Объем регионального продукта Москвы составляет порядка 20% ВВП России, налоговые поступления по территории обеспечивают формирование 30% консолидированного бюджета России, а доля города в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет более 10%. Москва дает более четверти объема оборота розничной торговли, треть оптовой торговли продовольственными товарами, значительную долю внешнеторгового оборота страны; кроме того, город оказывает четвертую часть из общего объема платных услуг населению России.
Экономика города характеризуется устойчивым ростом. Валовой региональный продукт на душу населения в Москве за восемь последних лет увеличился более чем вдвое и сейчас значительно превосходит данный показатель по России в целом, сопоставимыми темпами повышаются объемы промышленного производства и реальные доходы населения. Объемы иностранных инвестиций в экономику города также стабильно растут, достигая десятков миллиардов долларов ежегодно. Увеличивается товарооборот между столицей и регионами Российской Федерации.
Устойчивое развитие и функционирование всех систем, комплексов и предприятий городского хозяйства, реализация программ реконструкции и развития столицы стали возможны благодаря стабильной и полнокровной финансовой базе, продуманной и четко организованной бюджетной политики Правительства Москвы.
Основными приоритетами бюджетной политики города из года в год являются:
финансовое обеспечение действующих социальных обязательств перед москвичами;
поддержка малообеспеченных и незащищенных жителей города;
совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы;
создание условий для стабильного функционирования учреждений образования, здравоохранения, культуры, массового спорта, поддержание и развитие городской инженерной и транспортной инфраструктуры.
К этим основополагающим принципам в последние годы добавилось еще несколько: повышение качественного уровня предоставляемых городом государственных услуг, активное участие в реализации приоритетных национальных проектов, поддержка реального сектора экономики Москвы, развитие инновационной деятельности, среднего и малого предпринимательства.
О доходах столичного бюджета
Поступления бюджета Москвы в последнее время имеют положительную динамику роста, значительно опережая инфляционные процессы в экономике. Если в 2006 г. доходы бюджета сложились в сумме 728 млрд руб., то в 2008 г., по прогнозам, бюджет столицы получит 1,3 трлн, то есть доходная база бюджета за три года увеличится почти в 2 раза. В 2008 г. доходы бюджета в расчете на одного жителя столицы составят более 120 тыс. руб. (для сравнения: в 2000 г. данный показатель составлял 19 тыс. руб.). Поступления в бюджет ежегодно увеличиваются в соответствии с теми мерами, которые Правительство Москвы принимает для развития производственных отраслей экономики города, торговли и сферы услуг.
Основными источниками поступлений в бюджет города являются налоговые доходы, в объеме которых подавляющую часть (почти 80%) составляют налог на прибыль и налог на доходы физических лиц.
Стабильная динамика поступлений по налогу на прибыль в последние годы обеспечивается показателями роста ВВП и важнейших отраслей городской экономики, среди которых – крупнейшие предприятия обрабатывающих отраслей (производство электрооборудования, электроники, средств транспорта), нефтепереработки и строительных материалов, финансово-банковский сектор и др. Рост покупательной способности населения и расширение торговых площадей крупных сетевых предприятий розничной торговли обусловили повышение объемов торговой выручки, что в итоге сказалось на увеличении отчислений налога на прибыль.
На долю налога на доходы физических лиц приходится более 30% от общей суммы ежегодных поступлений. С 2005 г. объем поступлений данного налога увеличился более чем в 2 раза. Положительная динамика поступлений сумм налога в бюджет обусловлена, в числе прочего, контрольной и профилактической работой по легализации налоговой базы и сокращению убыточных организаций, активно проводимой налоговыми органами совместно со структурными подразделениями исполнительной власти города Москвы.
В поступлениях региональных и местных налогов и налогов, поступающих по специальным налоговым режимам, наибольший удельный вес – около 5% – имеет налог на имущество организаций. По данному источнику доходов также отмечается тенденция к ежегодному увеличению: с 2005 г. объемы выросли в 2 раза. Активизация инвестиционных вложений в реальный сектор экономики города способствует техническому переоснащению и развитию материально-технической базы предприятий и увеличению стоимости их имущества, а следовательно, и налогооблагаемой базы по данному налогу.
Объем поступлений по неналоговым доходам, как правило, составляет около 12% от общего объема. Основными источниками служат арендная плата за землю и нежилые помещения, а также продажа права на заключение договоров аренды земли. С 2004 г. новым источником неналоговых доходов стали проценты от размещения временно свободных средств бюджета города в кредитных учреждениях. По итогам 2008 г. дополнительно в бюджет Москвы планируется получить около 20 млрд руб.
Отличительной особенностью столичного бюджета является его утверждение с дефицитом, финансирование которого осуществляется через механизм привлечения заемных средств. В 1997 г. создана и успешно функционирует система государственных заимствований, отработан полноценный механизм профессионального управления государственным долгом Москвы, получивший международное признание, что подтверждается последовательным повышением международного инвестиционного рейтинга столицы.
Сегодня заемная система функционирует с прибылью для города.
Направляя заемные средства исключительно на финансирование крупных инвестиционных проектов, так необходимых Москве сегодня, столица экономит государственные средства, поскольку аналогичный объем работ в последующие годы обходится дороже как минимум на величину инфляции.
Посредством данного инструмента обеспечивается баланс финансовых ресурсов с потребностями в бюджетном обеспечении. Кроме того, в составе источников финансирования дефицита бюджета, который ежегодно планируется на уровне 10% от общего объема доходов, учитываются остатки средств бюджета на начало каждого финансового года, средства от возврата бюджетных кредитов и доходы от продажи акций.
Стратегические направления расходов
Стратегической целью Правительства Москвы остается повышение качества жизни горожан на основе поступательного развития экономики и социальной сферы. Со стороны органов исполнительной власти города постоянно осуществляется контроль за реализацией социальных гарантий для жителей города, оказанием им услуг, принимаются соответствующие законодательные инициативы, направленные на упорядочение механизмов предоставления мер социальной поддержки, в том числе установленных на федеральном уровне.
Только прямые социальные расходы составляют 40% от общего объема расходуемых государственных средств, а различными формами материальной поддержки и социальной защиты в настоящее время охвачено более 5 млн человек. За счет средств бюджета осуществляется социальная поддержка (в виде различных выплат и компенсаций) инвалидов, семей с детьми, ветеранов войны и труда, тружеников тыла и других категорий граждан, имеющих право на льготы. Город поддерживает неработающих пенсионеров (более 2,2 млн человек), доводя размер их пенсии до величины прожиточного минимума. Принято решение о поэтапном повышении доплат к пенсиям до уровня двукратного прожиточного минимума к 1 января 2010 г.
На протяжении ряда лет постепенно увеличивается уровень оплаты труда в бюджетной сфере. За четыре года заработная плата работников социальной сферы выросла более чем в 6 раз.
Объем ассигнований, выделяемых на развитие столичного здравоохранения, составляет десятую часть от всего объема городского бюджета и постоянно увеличивается. В системе здравоохранения Москвы функционирует более 830 различных учреждения, в том числе 148 больниц и диспансеров, 569 поликлинических учреждений, санатории для детей и подростков, родильные дома и дома ребенка, станции переливания крови и скорой медицинской помощи, 13 научно-практических центров и иных научно-исследовательских учреждений.
Постоянное внимание уделяется укреплению материально-технической базы лечебных учреждений города. Принципиально новым в последние годы стало развитие детского здравоохранения. Только за 2007 г. на проведение капитального ремонта и оснащение детских лечебных учреждений бюджетных средств выделено столько же, сколько за предыдущие пять лет.
Введение новых тарифных ставок в отрасли, а также реализация национального проекта «Здоровье» среди отдельных категорий медицинских работников позволили повысить уровень зарплаты на 25%. Значительные средства выделяются на обеспечение москвичей льготными медикаментами.
В результате принимаемых мер по финансированию отрасли наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению уровня смертности. Показатель общей смертности москвичей существенно ниже аналогичной величины по стране в целом. В настоящее время прирост рождаемости в Москве составляет более 20%, имеется благоприятная тенденция к уменьшению показателя младенческой смертности.
Ежегодно расходы бюджета города по системе образования увеличиваются более чем на 30%. За счет бюджетных средств обеспечивается содержание более 4 тыс. образовательных учреждений, а это почти 2 тыс. дошкольных учреждений, 1,5 тыс. общеобразовательных школ, детские дома, школы-интернаты, колледжи, высшие учебные заведения, специализированные школы в области культуры, спорта, медицины. С 2006 г. система московского образования развивается в соответствии с целями, определенными приоритетным национальным проектом «Образование».
Сейчас экономика столицы ощущает резкий дефицит кадров рабочих специальностей, поэтому для укрепления производственного сектора особое внимание уделяется системе профессионально-технического образования столицы.
Уже много лет высшим учебным заведениям федерального подчинения, находящимся на территории города, оказывается финансовая помощь в виде материально-технического обеспечения учреждений, выплаты надбавок к заработной плате профессорско-преподавательского состава и других работников вузов.
Задачи, поставленные Президентом РФ в области улучшения демографии, поддержки семьи и материнства, дали новый импульс развитию региональной системы социальной защиты населения. Выделение дополнительных бюджетных средств под эгидой проведения Года ребенка и Года семьи позволило подготовить базу, определить вектор дальнейшей деятельности городских властей и стало первым этапом системной работы по улучшению положения детей и семей с детьми. Меняется инфраструктура города: появляются новые детские и спортивные площадки, открываются детские и семейные кафе, магазины детских товаров, учреждения, работающие с детьми, получают современное оборудование – Москва должна стать удобной для малышей и их родителей. В рамках реализации комплексных целевых программ по данным направлениям расходов установлены новые ежемесячные и увеличены отдельные виды городских выплат, расширен контингент получателей. В 2009 г. бюджетные средства столицы будут направлены на создание более удобной инфраструктуры для инвалидов.
Большое социальное значение имеют мероприятия правительства Москвы по поддержке культуры, развитию физической культуры и спорта. Расходы по данным направлениям ежегодно увеличиваются на 40%.
Вторым по важности направлением расходования средств является финансирование городского хозяйства. Помимо традиционных расходов по благоустройству Москвы, ремонту и содержанию улично-дорожной сети, охране окружающей среды, важнейшими направлениями в этой сфере бюджетного обеспечения являются расходы социального характера: предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг и при пользовании городским общественном транспортом и пригородным железнодорожным сообщением.
В столице с 2007 г. активно реализуются меры по реформированию жилищно-коммунальной сферы в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ. Приняты решения об изменении системы управления этой отраслью за счет полного разделения функций государственного заказчика и управляющей организации, определен механизм финансового обеспечения расходов по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, организована работа с собственниками и нанимателями квартир по определению системы управления жилищным фондом и созданию товариществ собственников жилья по вопросам реализации на практике нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы.
Кроме того, в столице выполняется целевая программа по ликвидации «недоремонта» жилых домов, накопившегося за последние годы, – это, можно сказать, долг государства перед москвичами. В течение 2008–2014 гг. предстоит капитально отремонтировать 117,5 млн кв. м жилой площади, чтобы затем передать жилые помещения в управление собственникам.
Отдельным категориям граждан за счет средств, выделяемых на финансирование городского хозяйства, предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, причем порядок предоставления такой поддержки не зависит от формы владения жилым помещением и способа управления многоквартирным домом. Отметим, что если по федеральным стандартам пороговый уровень для предоставления субсидий при оплате данных расходов равен 22% от совокупного дохода семьи, то для москвичей таким порогом является 10%.
Сегодня уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг собственниками и нанимателями жилья в среднем составляет чуть более 60% от их фактической стоимости. Указанная разница образуется в основном за счет предоставления услуг по теплоснабжению и расходов на содержание и ремонт общего имущества жилых домов, которая компенсируется за счет бюджетных субсидий теплоснабжающим и управляющим организациям.
Отдельным, исключительно важным направлением расходов бюджета являются инвестиционные расходы, которые во многом определяют потенциал города, в том числе и в росте валового регионального продукта. На протяжении последних лет одним из приоритетных направлений капитальных вложений столицы являлось строительство жилья в целях улучшения жилищных условий льготных категорий москвичей в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». В городе возводятся миллионы квадратных метров жилья в год, почти половина из них (около 2 млн) строится за счет бюджета и направляется на социальные нужды. Каждый год новоселье справляют 40 тыс. семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По инициативе московских органов власти в последние годы в городе принимались особые меры по обеспечению жильем военнослужащих. В этих целях приобретено и построено более 4 тыс. квартир, ключи от которых переданы кадровым военным.
С улучшением демографической ситуации в городе, в частности с увеличением рождаемости, перед властями города встала новая задача – обеспечение подрастающего поколения детскими дошкольными учреждениями. С 2006 г. в столице реализуется не имеющая аналогов в России программа строительства детских дошкольных учреждений. За два года введено в эксплуатацию около 200 учреждений, планируется создать еще 32 тыс. мест.
Ежегодный рост автомобильного парка диктует необходимость резкого увеличения финансирования дорожно-мостового строительства. С 1995 г., когда началась реализация программы реконструкции дорожной сети, в городе построено и реконструировано 200 км магистральных дорог, проложено более 35 км новых трасс. В 2006–2008 гг. Москва в 4,5 раза увеличила расходы на строительство метрополитена – основного вида городского общественного транспорта, имеющего стратегическое значение для обеспечения жизнедеятельности столицы.
Десятки миллиардов бюджетных средств выделяются на финансирование капитальных расходов социальной сферы города: строительство и реконструкцию школ, больниц, объектов культуры. За счет строительства в жилых микрорайонах физкультурно-оздоровительных комплексов решается задача обеспечения доступа широких слоев населения к занятиям физической культурой и развития массового спорта. В столице ежегодно вводится в эксплуатацию более 50 таких сооружений.
Реализация масштабных градостроительных планов и создание условий для привлечения частных инвестиций в экономику столичного мегаполиса требуют увеличения государственных вложений в развитие инженерной инфраструктуры – систем водопроводно-канализационного хозяйства, топливно-энергетического хозяйства и других объектов коммунального назначения. В частности, за два года реализации программы по увеличению энергомощностей города дополнительно введен ряд трансформаторных мощностей, позволивший снять одно из инфраструктурных ограничений для дальнейшего развития города и увеличения его экономического потенциала.
Все большее внимание Правительство Москвы уделяет мерам и формам поддержки реального сектора экономики. В рамках комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве осуществляется финансовое обеспечение мероприятий городской промышленной политики, направленной на создание условий по сохранению и развитию высокотехнологичных производств, обеспечивающих выход на внутренний и внешний рынки конкурентоспособной и наукоемкой продукции, по внедрению инноваций, стандартизации, формированию современной профессиональной структуры подготовки кадров, защите имущественных и производственных интересов товаропроизводителей. До 2008 г. такая поддержка осуществлялась в основном в виде бюджетных кредитов, а после внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ – путем предоставления бюджетных субсидий на компенсацию части затрат предприятия и процентных ставок по кредитам, привлеченным в коммерческих банках.
В столице зарегистрировано более 200 тыс. предприятий малого бизнеса, на которых работают более 2 млн человек. С 2007 г. начата реализация программы развития и поддержки малого предпринимательства. Бюджетные средства расходуются на совершенствование внешней среды развития предпринимательства, имущественную и финансовую поддержку, совершенствование деятельности инфраструктуры бизнеса (строительство технопарков и бизнес-инкубаторов). Принимаемые меры способствуют не только развитию самого бизнеса, но и созданию в городе новых рабочих мест.
За счет проводимых мероприятий по развитию кооперации и интеграции организаций оптового продовольственного комплекса города с сельскохозяйственными предприятиями регионов России, совершенствованию инфраструктуры оптового продовольственного рынка, созданию условий для поступления в Москву качественных и безопасных пищевых продуктов обеспечивается продовольственная безопасность столицы.
Программно-целевой метод формирования продовольственных ресурсов на основе годовых и трехлетних программ поставок сырья и продовольствия предприятий оптового продовольственного комплекса города с финансовой поддержкой из бюджета Москвы позволяет обеспечивать высокую эффективность использования бюджетных средств: на 1 руб. инвестированных бюджетных средств поставляется продовольствия на 8 руб.
Проведение стабилизационных операций с использованием городских резервов, дополнительная финансовая поддержка закупок продовольствия, применение различных форм поддержки предприятий обеспечивают постоянное наличие в городе продуктовых запасов, что, в свою очередь, способствует стабилизации цен на продовольственном рынке столицы.
Все те меры, которые столичные власти принимают для развития и совершенствования финансовой системы города, направлены на гармоничное развитие Москвы, обеспечение безопасности и увеличение комфортности проживания горожан, повышение их уровня жизни.
В городе сосредоточены федеральные органы государственной власти, центры управления крупнейших российских и зарубежных компаний, банки и финансовые организации.
Юрий КОРОСТЕЛЕВ, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов
Столицу можно без преувеличения назвать экономическим лидером среди регионов страны. Объем регионального продукта Москвы составляет порядка 20% ВВП России, налоговые поступления по территории обеспечивают формирование 30% консолидированного бюджета России, а доля города в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет более 10%. Москва дает более четверти объема оборота розничной торговли, треть оптовой торговли продовольственными товарами, значительную долю внешнеторгового оборота страны; кроме того, город оказывает четвертую часть из общего объема платных услуг населению России.
Экономика города характеризуется устойчивым ростом. Валовой региональный продукт на душу населения в Москве за восемь последних лет увеличился более чем вдвое и сейчас значительно превосходит данный показатель по России в целом, сопоставимыми темпами повышаются объемы промышленного производства и реальные доходы населения. Объемы иностранных инвестиций в экономику города также стабильно растут, достигая десятков миллиардов долларов ежегодно. Увеличивается товарооборот между столицей и регионами Российской Федерации.
Устойчивое развитие и функционирование всех систем, комплексов и предприятий городского хозяйства, реализация программ реконструкции и развития столицы стали возможны благодаря стабильной и полнокровной финансовой базе, продуманной и четко организованной бюджетной политики Правительства Москвы.
Основными приоритетами бюджетной политики города из года в год являются:
финансовое обеспечение действующих социальных обязательств перед москвичами;
поддержка малообеспеченных и незащищенных жителей города;
совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы;
создание условий для стабильного функционирования учреждений образования, здравоохранения, культуры, массового спорта, поддержание и развитие городской инженерной и транспортной инфраструктуры.
К этим основополагающим принципам в последние годы добавилось еще несколько: повышение качественного уровня предоставляемых городом государственных услуг, активное участие в реализации приоритетных национальных проектов, поддержка реального сектора экономики Москвы, развитие инновационной деятельности, среднего и малого предпринимательства.
О доходах столичного бюджета
Поступления бюджета Москвы в последнее время имеют положительную динамику роста, значительно опережая инфляционные процессы в экономике. Если в 2006 г. доходы бюджета сложились в сумме 728 млрд руб., то в 2008 г., по прогнозам, бюджет столицы получит 1,3 трлн, то есть доходная база бюджета за три года увеличится почти в 2 раза. В 2008 г. доходы бюджета в расчете на одного жителя столицы составят более 120 тыс. руб. (для сравнения: в 2000 г. данный показатель составлял 19 тыс. руб.). Поступления в бюджет ежегодно увеличиваются в соответствии с теми мерами, которые Правительство Москвы принимает для развития производственных отраслей экономики города, торговли и сферы услуг.
Основными источниками поступлений в бюджет города являются налоговые доходы, в объеме которых подавляющую часть (почти 80%) составляют налог на прибыль и налог на доходы физических лиц.
Стабильная динамика поступлений по налогу на прибыль в последние годы обеспечивается показателями роста ВВП и важнейших отраслей городской экономики, среди которых – крупнейшие предприятия обрабатывающих отраслей (производство электрооборудования, электроники, средств транспорта), нефтепереработки и строительных материалов, финансово-банковский сектор и др. Рост покупательной способности населения и расширение торговых площадей крупных сетевых предприятий розничной торговли обусловили повышение объемов торговой выручки, что в итоге сказалось на увеличении отчислений налога на прибыль.
На долю налога на доходы физических лиц приходится более 30% от общей суммы ежегодных поступлений. С 2005 г. объем поступлений данного налога увеличился более чем в 2 раза. Положительная динамика поступлений сумм налога в бюджет обусловлена, в числе прочего, контрольной и профилактической работой по легализации налоговой базы и сокращению убыточных организаций, активно проводимой налоговыми органами совместно со структурными подразделениями исполнительной власти города Москвы.
В поступлениях региональных и местных налогов и налогов, поступающих по специальным налоговым режимам, наибольший удельный вес – около 5% – имеет налог на имущество организаций. По данному источнику доходов также отмечается тенденция к ежегодному увеличению: с 2005 г. объемы выросли в 2 раза. Активизация инвестиционных вложений в реальный сектор экономики города способствует техническому переоснащению и развитию материально-технической базы предприятий и увеличению стоимости их имущества, а следовательно, и налогооблагаемой базы по данному налогу.
Объем поступлений по неналоговым доходам, как правило, составляет около 12% от общего объема. Основными источниками служат арендная плата за землю и нежилые помещения, а также продажа права на заключение договоров аренды земли. С 2004 г. новым источником неналоговых доходов стали проценты от размещения временно свободных средств бюджета города в кредитных учреждениях. По итогам 2008 г. дополнительно в бюджет Москвы планируется получить около 20 млрд руб.
Отличительной особенностью столичного бюджета является его утверждение с дефицитом, финансирование которого осуществляется через механизм привлечения заемных средств. В 1997 г. создана и успешно функционирует система государственных заимствований, отработан полноценный механизм профессионального управления государственным долгом Москвы, получивший международное признание, что подтверждается последовательным повышением международного инвестиционного рейтинга столицы.
Сегодня заемная система функционирует с прибылью для города.
Направляя заемные средства исключительно на финансирование крупных инвестиционных проектов, так необходимых Москве сегодня, столица экономит государственные средства, поскольку аналогичный объем работ в последующие годы обходится дороже как минимум на величину инфляции.
Посредством данного инструмента обеспечивается баланс финансовых ресурсов с потребностями в бюджетном обеспечении. Кроме того, в составе источников финансирования дефицита бюджета, который ежегодно планируется на уровне 10% от общего объема доходов, учитываются остатки средств бюджета на начало каждого финансового года, средства от возврата бюджетных кредитов и доходы от продажи акций.
Стратегические направления расходов
Стратегической целью Правительства Москвы остается повышение качества жизни горожан на основе поступательного развития экономики и социальной сферы. Со стороны органов исполнительной власти города постоянно осуществляется контроль за реализацией социальных гарантий для жителей города, оказанием им услуг, принимаются соответствующие законодательные инициативы, направленные на упорядочение механизмов предоставления мер социальной поддержки, в том числе установленных на федеральном уровне.
Только прямые социальные расходы составляют 40% от общего объема расходуемых государственных средств, а различными формами материальной поддержки и социальной защиты в настоящее время охвачено более 5 млн человек. За счет средств бюджета осуществляется социальная поддержка (в виде различных выплат и компенсаций) инвалидов, семей с детьми, ветеранов войны и труда, тружеников тыла и других категорий граждан, имеющих право на льготы. Город поддерживает неработающих пенсионеров (более 2,2 млн человек), доводя размер их пенсии до величины прожиточного минимума. Принято решение о поэтапном повышении доплат к пенсиям до уровня двукратного прожиточного минимума к 1 января 2010 г.
На протяжении ряда лет постепенно увеличивается уровень оплаты труда в бюджетной сфере. За четыре года заработная плата работников социальной сферы выросла более чем в 6 раз.
Объем ассигнований, выделяемых на развитие столичного здравоохранения, составляет десятую часть от всего объема городского бюджета и постоянно увеличивается. В системе здравоохранения Москвы функционирует более 830 различных учреждения, в том числе 148 больниц и диспансеров, 569 поликлинических учреждений, санатории для детей и подростков, родильные дома и дома ребенка, станции переливания крови и скорой медицинской помощи, 13 научно-практических центров и иных научно-исследовательских учреждений.
Постоянное внимание уделяется укреплению материально-технической базы лечебных учреждений города. Принципиально новым в последние годы стало развитие детского здравоохранения. Только за 2007 г. на проведение капитального ремонта и оснащение детских лечебных учреждений бюджетных средств выделено столько же, сколько за предыдущие пять лет.
Введение новых тарифных ставок в отрасли, а также реализация национального проекта «Здоровье» среди отдельных категорий медицинских работников позволили повысить уровень зарплаты на 25%. Значительные средства выделяются на обеспечение москвичей льготными медикаментами.
В результате принимаемых мер по финансированию отрасли наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению уровня смертности. Показатель общей смертности москвичей существенно ниже аналогичной величины по стране в целом. В настоящее время прирост рождаемости в Москве составляет более 20%, имеется благоприятная тенденция к уменьшению показателя младенческой смертности.
Ежегодно расходы бюджета города по системе образования увеличиваются более чем на 30%. За счет бюджетных средств обеспечивается содержание более 4 тыс. образовательных учреждений, а это почти 2 тыс. дошкольных учреждений, 1,5 тыс. общеобразовательных школ, детские дома, школы-интернаты, колледжи, высшие учебные заведения, специализированные школы в области культуры, спорта, медицины. С 2006 г. система московского образования развивается в соответствии с целями, определенными приоритетным национальным проектом «Образование».
Сейчас экономика столицы ощущает резкий дефицит кадров рабочих специальностей, поэтому для укрепления производственного сектора особое внимание уделяется системе профессионально-технического образования столицы.
Уже много лет высшим учебным заведениям федерального подчинения, находящимся на территории города, оказывается финансовая помощь в виде материально-технического обеспечения учреждений, выплаты надбавок к заработной плате профессорско-преподавательского состава и других работников вузов.
Задачи, поставленные Президентом РФ в области улучшения демографии, поддержки семьи и материнства, дали новый импульс развитию региональной системы социальной защиты населения. Выделение дополнительных бюджетных средств под эгидой проведения Года ребенка и Года семьи позволило подготовить базу, определить вектор дальнейшей деятельности городских властей и стало первым этапом системной работы по улучшению положения детей и семей с детьми. Меняется инфраструктура города: появляются новые детские и спортивные площадки, открываются детские и семейные кафе, магазины детских товаров, учреждения, работающие с детьми, получают современное оборудование – Москва должна стать удобной для малышей и их родителей. В рамках реализации комплексных целевых программ по данным направлениям расходов установлены новые ежемесячные и увеличены отдельные виды городских выплат, расширен контингент получателей. В 2009 г. бюджетные средства столицы будут направлены на создание более удобной инфраструктуры для инвалидов.
Большое социальное значение имеют мероприятия правительства Москвы по поддержке культуры, развитию физической культуры и спорта. Расходы по данным направлениям ежегодно увеличиваются на 40%.
Вторым по важности направлением расходования средств является финансирование городского хозяйства. Помимо традиционных расходов по благоустройству Москвы, ремонту и содержанию улично-дорожной сети, охране окружающей среды, важнейшими направлениями в этой сфере бюджетного обеспечения являются расходы социального характера: предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг и при пользовании городским общественном транспортом и пригородным железнодорожным сообщением.
В столице с 2007 г. активно реализуются меры по реформированию жилищно-коммунальной сферы в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ. Приняты решения об изменении системы управления этой отраслью за счет полного разделения функций государственного заказчика и управляющей организации, определен механизм финансового обеспечения расходов по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, организована работа с собственниками и нанимателями квартир по определению системы управления жилищным фондом и созданию товариществ собственников жилья по вопросам реализации на практике нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы.
Кроме того, в столице выполняется целевая программа по ликвидации «недоремонта» жилых домов, накопившегося за последние годы, – это, можно сказать, долг государства перед москвичами. В течение 2008–2014 гг. предстоит капитально отремонтировать 117,5 млн кв. м жилой площади, чтобы затем передать жилые помещения в управление собственникам.
Отдельным категориям граждан за счет средств, выделяемых на финансирование городского хозяйства, предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, причем порядок предоставления такой поддержки не зависит от формы владения жилым помещением и способа управления многоквартирным домом. Отметим, что если по федеральным стандартам пороговый уровень для предоставления субсидий при оплате данных расходов равен 22% от совокупного дохода семьи, то для москвичей таким порогом является 10%.
Сегодня уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг собственниками и нанимателями жилья в среднем составляет чуть более 60% от их фактической стоимости. Указанная разница образуется в основном за счет предоставления услуг по теплоснабжению и расходов на содержание и ремонт общего имущества жилых домов, которая компенсируется за счет бюджетных субсидий теплоснабжающим и управляющим организациям.
Отдельным, исключительно важным направлением расходов бюджета являются инвестиционные расходы, которые во многом определяют потенциал города, в том числе и в росте валового регионального продукта. На протяжении последних лет одним из приоритетных направлений капитальных вложений столицы являлось строительство жилья в целях улучшения жилищных условий льготных категорий москвичей в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». В городе возводятся миллионы квадратных метров жилья в год, почти половина из них (около 2 млн) строится за счет бюджета и направляется на социальные нужды. Каждый год новоселье справляют 40 тыс. семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По инициативе московских органов власти в последние годы в городе принимались особые меры по обеспечению жильем военнослужащих. В этих целях приобретено и построено более 4 тыс. квартир, ключи от которых переданы кадровым военным.
С улучшением демографической ситуации в городе, в частности с увеличением рождаемости, перед властями города встала новая задача – обеспечение подрастающего поколения детскими дошкольными учреждениями. С 2006 г. в столице реализуется не имеющая аналогов в России программа строительства детских дошкольных учреждений. За два года введено в эксплуатацию около 200 учреждений, планируется создать еще 32 тыс. мест.
Ежегодный рост автомобильного парка диктует необходимость резкого увеличения финансирования дорожно-мостового строительства. С 1995 г., когда началась реализация программы реконструкции дорожной сети, в городе построено и реконструировано 200 км магистральных дорог, проложено более 35 км новых трасс. В 2006–2008 гг. Москва в 4,5 раза увеличила расходы на строительство метрополитена – основного вида городского общественного транспорта, имеющего стратегическое значение для обеспечения жизнедеятельности столицы.
Десятки миллиардов бюджетных средств выделяются на финансирование капитальных расходов социальной сферы города: строительство и реконструкцию школ, больниц, объектов культуры. За счет строительства в жилых микрорайонах физкультурно-оздоровительных комплексов решается задача обеспечения доступа широких слоев населения к занятиям физической культурой и развития массового спорта. В столице ежегодно вводится в эксплуатацию более 50 таких сооружений.
Реализация масштабных градостроительных планов и создание условий для привлечения частных инвестиций в экономику столичного мегаполиса требуют увеличения государственных вложений в развитие инженерной инфраструктуры – систем водопроводно-канализационного хозяйства, топливно-энергетического хозяйства и других объектов коммунального назначения. В частности, за два года реализации программы по увеличению энергомощностей города дополнительно введен ряд трансформаторных мощностей, позволивший снять одно из инфраструктурных ограничений для дальнейшего развития города и увеличения его экономического потенциала.
Все большее внимание Правительство Москвы уделяет мерам и формам поддержки реального сектора экономики. В рамках комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве осуществляется финансовое обеспечение мероприятий городской промышленной политики, направленной на создание условий по сохранению и развитию высокотехнологичных производств, обеспечивающих выход на внутренний и внешний рынки конкурентоспособной и наукоемкой продукции, по внедрению инноваций, стандартизации, формированию современной профессиональной структуры подготовки кадров, защите имущественных и производственных интересов товаропроизводителей. До 2008 г. такая поддержка осуществлялась в основном в виде бюджетных кредитов, а после внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ – путем предоставления бюджетных субсидий на компенсацию части затрат предприятия и процентных ставок по кредитам, привлеченным в коммерческих банках.
В столице зарегистрировано более 200 тыс. предприятий малого бизнеса, на которых работают более 2 млн человек. С 2007 г. начата реализация программы развития и поддержки малого предпринимательства. Бюджетные средства расходуются на совершенствование внешней среды развития предпринимательства, имущественную и финансовую поддержку, совершенствование деятельности инфраструктуры бизнеса (строительство технопарков и бизнес-инкубаторов). Принимаемые меры способствуют не только развитию самого бизнеса, но и созданию в городе новых рабочих мест.
За счет проводимых мероприятий по развитию кооперации и интеграции организаций оптового продовольственного комплекса города с сельскохозяйственными предприятиями регионов России, совершенствованию инфраструктуры оптового продовольственного рынка, созданию условий для поступления в Москву качественных и безопасных пищевых продуктов обеспечивается продовольственная безопасность столицы.
Программно-целевой метод формирования продовольственных ресурсов на основе годовых и трехлетних программ поставок сырья и продовольствия предприятий оптового продовольственного комплекса города с финансовой поддержкой из бюджета Москвы позволяет обеспечивать высокую эффективность использования бюджетных средств: на 1 руб. инвестированных бюджетных средств поставляется продовольствия на 8 руб.
Проведение стабилизационных операций с использованием городских резервов, дополнительная финансовая поддержка закупок продовольствия, применение различных форм поддержки предприятий обеспечивают постоянное наличие в городе продуктовых запасов, что, в свою очередь, способствует стабилизации цен на продовольственном рынке столицы.
Все те меры, которые столичные власти принимают для развития и совершенствования финансовой системы города, направлены на гармоничное развитие Москвы, обеспечение безопасности и увеличение комфортности проживания горожан, повышение их уровня жизни.