Версия для печати 4165 Материалы по теме
коростелев-2
Сегодня Москва – это целый мир, где проживает более 7% населения России. Это крупнейший научно-производ­ственный,  социально-культурный комплекс, соединяющий в себе производственные и непроизводственные виды экономической деятельности.
В городе сосредоточены федеральные органы государственной власти, центры управления крупнейших российских и зарубежных компаний, банки и финансовые организации.
Юрий КОРОСТЕЛЕВ, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов

Столицу можно без преувеличения назвать экономическим лидером среди регионов страны. Объем регионального продукта Москвы составляет порядка 20% ВВП России, налоговые поступления по территории обеспечивают формирование 30% консолидированного бюджета России, а доля города в общем объеме инвестиций в основной капитал составляет более 10%. Москва дает более четверти объема оборота розничной торговли, треть оптовой торговли продовольственными товарами, значительную долю внешнеторгового оборота страны; кроме того, город оказывает четвертую часть из общего объема платных услуг населению России.
Экономика города характеризуется устойчивым ростом. Валовой региональный продукт на душу населения в Москве за восемь последних лет увеличился более чем вдвое и сейчас значительно превосходит данный показатель по России в целом, сопоставимыми темпами повышаются объемы промышленного производства и реальные доходы населения. Объемы иностранных инвестиций в экономику города также стабильно растут, достигая десятков миллиардов долларов ежегодно. Увеличивается товарооборот между столицей и регионами Российской Федерации.
Устойчивое развитие и функционирование всех систем, комплексов и предприятий городского хозяйства, реализация программ реконструкции и развития столицы стали возможны благодаря стабильной и полнокровной финансовой базе, продуманной и четко организованной бюджетной политики Правительства Москвы.
Основными приоритетами бюджетной политики города из года в год являются:
финансовое обеспечение действующих социальных обязательств перед москвичами;
поддержка малообеспеченных и незащищенных жителей города;
совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы;
создание условий для стабильного функционирования учреждений образования, здравоохранения, культуры, массового спорта, поддержание и развитие городской инженерной и транспортной инфраструктуры.
К этим основополагающим принципам в последние годы добавилось еще несколько: повышение качественного уровня предоставляемых городом государственных услуг, активное участие в реализации приоритетных национальных проектов, поддержка реального сектора экономики Москвы, развитие инновационной деятельности, среднего и малого предпринимательства.

О доходах столичного бюджета
Поступления бюджета Москвы в последнее время имеют положительную динамику роста, значительно опережая инфляционные процессы в экономике. Если в 2006 г. доходы бюджета сложились в сумме 728 млрд руб., то в 2008 г., по прогнозам, бюджет столицы получит 1,3 трлн, то есть доходная база бюджета за три года увеличится почти в 2 раза. В 2008 г. доходы бюджета в расчете на одного жителя столицы составят более 120 тыс. руб. (для сравнения: в 2000 г. данный показатель составлял 19 тыс. руб.). Поступления в бюджет ежегодно увеличиваются в соответствии с теми мерами, которые Правительство Москвы принимает для развития производственных отраслей экономики города, торговли и сферы услуг.
Основными источниками поступлений в бюджет города являются налоговые доходы, в объеме которых подавляющую часть (почти 80%) составляют налог на прибыль и налог на доходы физических лиц.
Стабильная динамика поступлений по налогу на прибыль в последние годы обеспечивается показателями роста ВВП и важнейших отраслей городской экономики, среди которых – крупнейшие предприятия обрабатывающих отраслей (производство электрооборудования, электроники, средств транспорта), нефтепереработки и строительных материалов, финансово-банковский сектор и др. Рост покупательной способности населения и расширение торговых площадей крупных сетевых предприятий розничной торговли обусловили повышение объемов торговой выручки, что в итоге сказалось на увеличении отчислений налога на прибыль.
На долю налога на доходы физических лиц приходится более 30% от общей суммы ежегодных поступлений. С 2005 г. объем поступлений данного налога увеличился более чем в 2 раза. Положительная динамика поступлений сумм налога в бюджет обусловлена, в числе прочего, контрольной и профилактической работой по легализации налоговой базы и сокращению убыточных организаций, активно проводимой налоговыми органами совместно со структурными подразделениями исполнительной власти города Москвы.
В поступлениях региональных и местных налогов и налогов, поступающих по специальным налоговым режимам, наибольший удельный вес – около 5% – имеет налог на имущество организаций. По данному источнику доходов также отмечается тенденция к ежегодному увеличению: с 2005 г. объемы выросли в 2 раза. Активизация инвестиционных вложений в реальный сектор экономики города способствует техническому переоснащению и развитию материально-технической базы предприятий и увеличению стоимости их имущества, а следовательно, и налогооблагаемой базы по данному налогу.
Объем поступлений по неналоговым доходам, как правило, составляет около 12% от общего объема. Основными источниками служат арендная плата за землю и нежилые помещения, а также продажа права на заключение договоров аренды земли. С 2004 г. новым источником неналоговых доходов стали проценты от размещения временно свободных средств бюджета города в кредитных учреждениях. По итогам 2008 г. дополнительно в бюджет Москвы планируется получить около 20 млрд руб.
Отличительной особенностью столичного бюджета является его утверждение с дефицитом, финансирование которого осуществляется через механизм привлечения заемных средств. В 1997 г. создана и успешно функционирует система государственных заимствований, отработан полноценный механизм профессионального управления государственным долгом Москвы, получивший международное признание, что подтверждается последовательным повышением международного инвестиционного рейтинга столицы.
Сегодня заемная система функционирует с прибылью для города.
Направляя заемные средства исключительно на финансирование крупных инвестиционных проектов, так необходимых Москве сегодня, столица экономит государственные средства, поскольку аналогичный объем работ в последующие годы обходится дороже как минимум на величину инфляции.
Посредством данного инструмента обеспечивается баланс финансовых ресурсов с потребностями в бюджетном обеспечении. Кроме того, в составе источников финансирования дефицита бюджета, который ежегодно планируется на уровне 10% от общего объема доходов, учитываются остатки средств бюджета на начало каждого финансового года, средства от возврата бюджетных кредитов и доходы от продажи акций.

Стратегические направления расходов
Стратегической целью Правительства Москвы остается повышение качества жизни горожан на основе поступательного развития экономики и социальной сферы. Со стороны органов исполнительной власти города постоянно осуществляется контроль за реализацией социальных гарантий для жителей города, оказанием им услуг, принимаются соответствующие законодательные инициативы, направленные на упорядочение механизмов предо­ставления мер социальной поддержки, в том числе установленных на федеральном уровне.
Только прямые социальные расходы составляют 40% от общего объема расходуемых государственных средств, а различными формами материальной поддержки и социальной защиты в настоящее время охвачено более 5 млн человек. За счет средств бюджета осуществляется социальная поддержка (в виде различных выплат и компенсаций) инвалидов, семей с детьми, ветеранов войны и труда, тружеников тыла и других категорий граждан, имеющих право на льготы. Город поддерживает неработающих пенсионеров (более 2,2 млн человек), доводя размер их пенсии до величины прожиточного минимума. Принято решение о поэтапном повышении доплат к пенсиям до уровня двукратного прожиточного минимума к 1 января 2010 г.
На протяжении ряда лет постепенно увеличивается уровень оплаты труда в бюджетной сфере. За четыре года заработная плата работников социальной сферы выросла более чем в 6 раз.
Объем ассигнований, выделяемых на развитие столичного здравоохранения, составляет десятую часть от всего объема городского бюджета и постоянно увеличивается. В системе здравоохранения Москвы функционирует более 830 различных учреждения, в том числе 148 больниц и диспансеров, 569 поликлинических учреждений, санатории для детей и подростков, родильные дома и дома ребенка, станции переливания крови и скорой медицинской помощи, 13 научно-практических центров и иных научно-исследовательских учреждений.
Постоянное внимание уделяется укреплению материально-технической базы лечебных учреждений города. Принципиально новым в последние годы стало развитие детского здравоохранения. Только за 2007 г. на проведение капитального ремонта и оснащение детских лечебных учреждений бюджетных средств выделено столько же, сколько за предыдущие пять лет.
Введение новых тарифных ставок в отрасли, а также реализация национального проекта «Здоровье» среди отдельных категорий медицинских работников позволили повысить уровень зарплаты на 25%. Значительные средства выделяются на обеспечение москвичей льготными медикаментами.
В результате принимаемых мер по финансированию отрасли наблюдается устойчивая тенденция к уменьшению уровня смертности. Показатель общей смертности москвичей существенно ниже аналогичной величины по стране в целом. В настоящее время прирост рождаемости в Москве составляет более 20%, имеется благоприятная тенденция к уменьшению показателя младенческой смертности.
Ежегодно расходы бюджета города по системе образования увеличиваются более чем на 30%. За счет бюджетных средств обеспечивается содержание более 4 тыс. образовательных учреждений, а это почти 2 тыс. дошкольных учреждений, 1,5 тыс. общеобразовательных школ, детские дома, школы-интернаты, колледжи, высшие учебные заведения, специализированные школы в области культуры, спорта, медицины. С 2006 г. система московского образования развивается в соответствии с целями, определенными приоритетным национальным проектом «Образование».
Сейчас экономика столицы ощущает резкий дефицит кадров рабочих специальностей, поэтому для укрепления производственного сектора особое внимание уделяется системе профес­сионально-технического образования столицы.
Уже много лет высшим учебным заведениям федерального подчинения, находящимся на территории города, оказывается финансовая помощь в виде материально-технического обеспечения учреждений, выплаты надбавок к заработной плате профессорско-преподавательского состава и других работников вузов.
Задачи, поставленные Президентом РФ в области улучшения демографии, поддержки семьи и материнства, дали новый импульс развитию региональной системы социальной защиты населения. Выделение дополнительных бюджетных средств под эгидой проведения Года ребенка и Года семьи позволило подготовить базу, определить вектор дальнейшей деятельности городских властей и стало первым этапом системной работы по улучшению положения детей и семей с детьми. Меняется инфраструктура города: появляются новые детские и спортивные площадки, открываются детские и семейные кафе, магазины детских товаров, учреждения, работающие с детьми, получают современное оборудование – Москва должна стать удобной для малышей и их родителей. В рамках реализации комплексных целевых программ по данным направлениям расходов установлены новые ежемесячные и увеличены отдельные виды городских выплат, расширен контингент получателей. В 2009 г. бюджетные средства столицы будут направлены на создание более удобной инфраструктуры для инвалидов.
Большое социальное значение имеют мероприятия правительства Москвы по поддержке культуры, развитию физической культуры и спорта. Расходы по данным направлениям ежегодно увеличиваются на 40%.
Вторым по важности направлением расходования средств является финансирование городского хозяйства. Помимо традиционных расходов по благоустройству Москвы, ремонту и содержанию улично-дорожной сети, охране окружающей среды, важнейшими направлениями в этой сфере бюджетного обеспечения являются расходы социального характера: предо­ставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг и при пользовании городским общественном транспортом и пригородным железнодорожным сообщением.
В столице с 2007 г. активно реализуются меры по реформированию жилищно-коммунальной сферы в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ. Приняты решения об изменении системы управления этой отраслью за счет полного разделения функций государственного заказчика и управляющей организации, определен механизм финансового обеспечения расходов по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, организована работа с собственниками и нанимателями квартир по определению системы управления жилищным фондом и созданию товариществ собственников жилья по вопросам реализации на практике нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы.
Кроме того, в столице выполняется целевая программа по ликвидации «недоремонта» жилых домов, накопившегося за последние годы, – это, можно сказать, долг государства перед москвичами. В течение 2008–2014 гг. предстоит капитально отремонтировать 117,5 млн кв. м жилой площади, чтобы затем передать жилые помещения в управление собственникам.
Отдельным категориям граждан за счет средств, выделяемых на финансирование городского хозяйства, предо­ставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, причем порядок предоставления такой поддержки не зависит от формы владения жилым помещением и способа управления многоквартирным домом. Отметим, что если по федеральным стандартам пороговый уровень для предоставления субсидий при оплате данных расходов равен 22% от совокупного дохода семьи, то для москвичей таким порогом является 10%.
Сегодня уровень оплаты жилищно-коммунальных услуг собственниками и нанимателями жилья в среднем составляет чуть более 60% от их фактической стоимости. Указанная разница образуется в основном за счет предоставления услуг по теплоснабжению и расходов на содержание и ремонт общего имущества жилых домов, которая компенсируется за счет бюджетных субсидий теплоснабжающим и управляющим организациям.
Отдельным, исключительно важным направлением расходов бюджета являются инвестиционные расходы, которые во многом определяют потенциал города, в том числе и в росте валового регионального продукта. На протяжении последних лет одним из приоритетных направлений капитальных вложений столицы являлось строительство жилья в целях улучшения жилищных условий льготных категорий москвичей в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». В городе возводятся миллионы квадратных метров жилья в год, почти половина из них (около 2 млн) строится за счет бюджета и направляется на социальные нужды. Каждый год новоселье справляют 40 тыс. семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
По инициативе московских органов власти в последние годы в городе принимались особые меры по обеспечению жильем военнослужащих. В этих целях приобретено и построено более 4 тыс. квартир, ключи от которых переданы кадровым военным.
С улучшением демографической ситуации в городе, в частности с увеличением рождаемости, перед властями города встала новая задача – обеспечение подрастающего поколения детскими дошкольными учреждениями. С 2006 г. в столице реализуется не имеющая аналогов в России программа строительства детских дошкольных учреждений. За два года введено в эксплуатацию около 200 учреждений, планируется создать еще 32 тыс. мест.
Ежегодный рост автомобильного парка диктует необходимость резкого увеличения финансирования дорожно-мостового строительства. С 1995 г., когда началась реализация программы реконструкции дорожной сети, в городе построено и реконструировано 200 км магистральных дорог, проложено более 35 км новых трасс. В 2006–2008 гг. Москва в 4,5 раза увеличила расходы на строительство метрополитена – основного вида городского общественного транспорта, имеющего стратегическое значение для обеспечения жизнедеятельности столицы.
Десятки миллиардов бюджетных средств выделяются на финансирование капитальных расходов социальной сферы города: строительство и реконструкцию школ, больниц, объектов культуры. За счет строительства в жилых микрорайонах физкультурно-оздоровительных комплексов решается задача обеспечения доступа широких слоев населения к занятиям физической культурой и развития массового спорта. В столице ежегодно вводится в эксплуатацию более 50 таких сооружений.
Реализация масштабных градостроительных планов и создание условий для привлечения частных инвестиций в экономику столичного мегаполиса требуют увеличения государственных вложений в развитие инженерной инфраструктуры – систем водопроводно-канализационного хозяйства, топливно-энергетического хозяйства и других объектов коммунального назначения. В частности, за два года реализации программы по увеличению энергомощностей города дополнительно введен ряд трансформаторных мощностей, позволивший снять одно из инфраструктурных ограничений для дальнейшего развития города и увеличения его экономического потенциала.
Все большее внимание Правительство Москвы уделяет мерам и формам поддержки реального сектора экономики. В рамках комплексной программы промышленной деятельности в городе Москве осуществляется финансовое обеспечение мероприятий городской промышленной политики, направленной на создание условий по сохранению и развитию высокотехнологичных производств, обеспечивающих выход на внутренний и внешний рынки конкурентоспособной и наукоемкой продукции, по внедрению инноваций, стандартизации, формированию современной профессиональной структуры подготовки кадров, защите имущественных и производственных интересов товаропроизводителей. До 2008 г. такая поддержка осуществлялась в основном в виде бюджетных кредитов, а после внесения изменений в Бюджетный кодекс РФ – путем предоставления бюджетных субсидий на компенсацию части затрат предприятия и процентных ставок по кредитам, привлеченным в коммерческих банках.
В столице зарегистрировано более 200 тыс. предприятий малого бизнеса, на которых работают более 2 млн человек. С 2007 г. начата реализация программы развития и поддержки малого предпринимательства. Бюджетные средства расходуются на совершенствование внешней среды развития предпринимательства, имущественную и финансовую поддержку, совершенствование деятельности инфраструктуры бизнеса (строительство технопарков и бизнес-инкубаторов). Принимаемые меры способствуют не только развитию самого бизнеса, но и созданию в городе новых рабочих мест.
За счет проводимых мероприятий по развитию кооперации и интеграции организаций оптового продовольственного комплекса города с сельскохозяйственными предприятиями регионов России, совершенствованию инфраструктуры оптового продовольственного рынка, созданию условий для поступления в Москву качественных и безопасных пищевых продуктов обеспечивается продовольственная безопасность столицы.
Программно-целевой метод формирования продовольственных ресурсов на основе годовых и трехлетних программ поставок сырья и продовольствия предприятий оптового продовольственного комплекса города с финансовой поддержкой из бюджета Москвы позволяет обеспечивать высокую эффективность использования бюджетных средств: на 1 руб. инвестированных бюджетных средств поставляется продовольствия на 8 руб.
Проведение стабилизационных операций с использованием городских резервов, дополнительная финансовая поддержка закупок продовольствия, применение различных форм поддержки предприятий обеспечивают постоянное наличие в городе продуктовых запасов, что, в свою очередь, способствует стабилизации цен на продовольственном рынке столицы.
Все те меры, которые столичные власти принимают для развития и совершенствования финансовой системы города, направлены на гармоничное развитие Москвы, обеспечение безопасности и увеличение комфортности проживания горожан, повышение их уровня жизни.
Поделиться