В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Вологодская область с 2009 г. переходит на долгосрочное финансовое планирование и утверждение проекта областного бюджета на трехлетний период. Соответствующие поправки в закон «О бюджетном процессе» вологодские депутаты приняли на 177-й сессии. О бюджетной политике, проводимой в регионе, мы беседуем с заместителем председателя Законодательного собрания области, председателем профильного комитета по бюджету и налогам Владимиром СВЕРЧКОВЫМ.
– Владимир Александрович, Вологодская область не относится к регионам с богатыми природными ресурсами. Однако уже много лет подряд вы прочно удерживаете позиции бездотационной территории; более того, входите в десятку субъектов – доноров федерального бюджета. Как удается добиваться таких результатов?
– Да, в Вологодской области нет месторождений газа, нефти или каменного угля – всего, что составляет экономическое благополучие сырьевых регионов. Зато хорошо развита промышленность – это основа экономики области. В последние годы наш регион, не самый большой и не самый богатый природными ресурсами, занимает четвертое место по производству промышленной продукции на душу населения. Дореформенный уровень промышленного производства был достигнут еще в 2006 г. Растет выпуск продукции в наиболее перспективных видах экономической деятельности: металлургии, химии, лесопромышленном комплексе, стекольном производстве, производстве экологически чистого продовольствия. С учетом сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации и сложившихся тенденций в экономике области ожидается, что промышленное производство в среднесрочной перспективе будет прибавлять по 3–4% в год и к 2010 г. увеличится на 11% (к уровню 2007 г.). Замечу, что доля промышленности в получаемой прибыли составляет более 90%, а в собираемых налогах – около 60%. В реальных цифрах прибыль рентабельных предприятий в 2008 г. прогнозируется в объеме 62,3 млрд руб., а в 2009 г. – 64,1 млрд. Это и есть основной источник получения устойчивых доходов в бюджет. Финансовая помощь в Вологодскую область поступает только в рамках целевых федеральных программ и на выполнение передаваемых из центра полномочий.
– Значит, вам удалось сохранить весь доперестроечный производственный комплекс и создать условия для его устойчивой работы?
– Не только сохранить, но и развить. С самого начала руководство области стремилось к диверсификации экономики, и сейчас зависимость областной казны от главного налогоплательщика области – ОАО «Северсталь» – постепенно снижается. Мы создали законодательную базу, которая улучшила инвестиционный климат Вологодской области и позволила ежегодно увеличивать приток инвестиций в регион. В 2008 г. мы ожидаем поступления более 77 млрд руб., а в целом за 2008–2009 гг. объем инвестиций в основной капитал составит почти 251 млрд – рост за три года на 24%. Причем к нам приходят не спекулянты, не портфельные инвесторы, а новые эффективные собственники с передовыми технологиями и современным оборудованием. Как результат растет производительность труда. На уровне мировых стандартов сегодня работают предприятия металлургии и химической отрасли, быстрыми темпами развивается лесопромышленный комплекс. Учитывая богатые лесные ресурсы региона, мы объявили приоритетным направлением создание условий для структурирования и развития лесного кластера. В 2,2 раза вырастут вложения в производство высококачественной бумаги. Согласитесь, ситуация, когда Россия экспортирует круглый лес, а потом покупает готовую бумагу вдвое дороже, абсурдна. Поэтому сегодня подготовлены три крупных лесных проекта, реализация которых позволит за 2008–2009 гг. привлечь в ЛПК области порядка 9,3 млрд руб. инвестиций – как государственных, так и частных.
В 2007 г. депутаты поддержали губернатора и правительство области, выступивших с инициативой создания особой экономической зоны вблизи череповецкой промышленной площадки. Областной закон «О создании индустриального парка “Шексна”» был принят единогласно и уже эффективно работает. За счет средств областного бюджета построены подъездные пути и объекты инфраструктуры, подведены коммуникации. И бизнес не заставил себя ждать. ОАО «Северсталь» приступило к строительству
трубопрофильного завода – предприятия по выпуску профиля для каркасного домостроения. Финская лесопромышленная компания «ЮПМ-Кюммене» и российская группа «Свеза» тоже намерены открыть здесь три завода по переработке леса: лесопильный, целлюлозный и завод по производству плит ОСБ. Но это еще не все крупные проекты, которые будут реализованы в ближайшие годы.
– Во многих регионах рост промышленного производства сдерживается нехваткой энергоресурсов…
– Вологодская область не исключение. У нас тоже имеется дефицит электроэнергии, почти половину нужного объема регион закупает на федеральном оптовом рынке. Поэтому правительство области приняло план комплексного развития энергетики Вологодчины до 2020 г., в рамках которого планируется расширение Череповецкой ГРЭС, строительство парогазовой установки на Вологодской ТЭЦ, развитие малой энергетики. И конечно, транспортная инфраструктура, газификация области, жилищное строительство – все эти направления в центре пристального внимания властей.
– А уровень жизни вологжан на фоне такого экономического бума повышается?
– Развитие экономики позволило добиться устойчивого роста уровня жизни населения. Доходы вологжан в 2008 г. в 2,6 раза превысили прожиточный минимум, установленный в регионе. Область полностью выполнила задачу, поставленную Председателем Правительства РФ В. В. Путиным, – «обеспечить ежегодный прирост заработной платы на 10%». Средняя зарплата в 2007 г. в регионе составила 12 700 руб., увеличившись по сравнению с 2006 г. в реальном выражении на 9,7%. За пять месяцев текущего года среднемесячная заработная плата приблизилась к 15 тыс., рост с учетом инфляции составил 8,8%. Доля населения с доходами ниже 2 тыс. руб. в месяц уменьшилась до 2,5%, в то же время каждый шестой житель области имеет доходы свыше 15 тыс. руб. в месяц.
Однако для дальнейшего продвижения вперед необходимо просчитать все варианты развития и по оптимистическому, и по пессимистическому сценарию. Ведь область, как и страна в целом, все больше интегрируется в мировую экономику, а значит, и зависит от нее. Поэтому мы должны предусмотреть все возможные риски. Вот почему область собирается с 2009 г. перейти на трехлетнее планирование бюджетных расходов и доходов. Первые шаги в этом направлении были сделаны уже при составлении бюджета на 2008 г.: хотя показатели планировались на один год, правительство области утвердило подробный среднесрочный финансовый план на 2009–2010 гг.
В настоящее время принята областная целевая программа «Реформирование региональных финансов в Вологодской области». В целях реализации мероприятий программы на июньской (177-й) сессии приняты поправки в закон «О бюджетном процессе в Вологодской области», предусматривающие формирование областного бюджета начиная с 2009 г. на трехлетний период.
– Что это даст региону?
– Как считают эксперты, многолетнее бюджетное планирование позволяет получить определенные преимущества. Во-первых, обеспечивается преемственность и предсказуемость бюджетной и налоговой политики, а это важно для тех, кто работает в реальной экономике. Во-вторых, принимаются более точные и согласованные решения относительно приоритетов
бюджетной и налоговой политики. В-третьих, повышается прозрачность бюджетного процесса благодаря возможности систематического пересмотра намеченных обязательств и их приоритетности. Возникнет правовая основа для заключения многолетних государственных контрактов, появятся среднесрочные ориентиры для бизнеса. Кроме того, многолетнее планирование будет способствовать укреплению сотрудничества между различными структурными подразделениями органов исполнительной власти, позволит координировать деятельность чиновников.
– Сегодня много говорят об эффективности расходования бюджетных средств, о цене конечного, а не ожидаемого результата. Как будет решаться эта задача?
– Трехлетний бюджет повысит обоснованность планирования бюджетных расходов, позволит заключать государственные контракты на три года или на весь срок реализации долгосрочных целевых программ, что будет способствовать более эффективному использованию бюджетных средств.
– Как быть, если ситуация изменится и жизнь выдвинет другие приоритеты – отличающиеся от тех, которые были определены двумя-тремя годами раньше?
– Утверждение проектировок на второй и третий годы не означает запрета на их корректировку в следующем бюджетном цикле. Однако эти изменения не должны ухудшать положение главных распорядителей бюджетных средств и получателей межбюджетных трансфертов. Таким образом, «скользящая трехлетка», с одной стороны, обеспечит стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок, а с другой – предоставит возможность реагирования на меняющуюся ситуацию, позволит проводить реструктуризацию обязательств, создавать новые приоритеты бюджетной политики.
– Может ли что-то помешать переходу на долгосрочное планирование?
– Эффективному внедрению долгосрочного бюджетного планирования на данном этапе препятствуют отсутствие совершенных методик планирования доходной базы областного бюджета, а также недостаточная системность в принятии управленческих решений.
– Эта проблема преодолима или она относится к разряду извечных российских бед?
– В Бюджетном послании Президента РФ отмечается, что для полноценного использования преимуществ трехлетнего бюджета следует минимизировать внесение поправок в действующий бюджет. Это не только позволит эффективно использовать уже запланированные бюджетные ассигнования, но и сбережет ресурсы для принятия новых расходных обязательств в очередном бюджетном цикле. В конечном итоге мы должны научиться грамотно управлять результатами при работе с общественными финансами. Ведь политика бюджетирования, ориентированного на результат, предъявляет новые, более высокие требования к деятельности всех уровней власти.
– А какова при этом роль Законодательного собрания области?
– Исходя из поставленных задач Законодательному собранию области потребуется взвешенная законотворческая деятельность, направленная на реализацию задач стратегического развития территории. Сегодня в Вологодской области на фоне других регионов Северо-Запада успешно решаются вопросы государственной поддержки бюджетников, ветеранов, студентов, людей с ограниченными возможностями. В текущем году на указанные цели была направлена большая часть дополнительных доходов бюджета.
– Не приведет ли это к тому, что бюджет постепенно превратится в «социальную кормушку»?
– В одном из последних выступлений перед депутатами губернатор действительно сказал, что мы «проедаем» бюджет, так как большая его часть уходит на финансирование социальной сферы. Однако сокращения принятых обязательств не планируется, то есть меры социальной поддержки ветеранов, бюджетников и других малообеспеченных категорий граждан будут сохранены.
– Может ли бюджет быть инструментом развития экономики?
– Не только может, но и должен! Как бывший производственник, я уверен, что необходимо инвестировать средства в развитие экономики, капитальное строительство, модернизацию действующих и создание новых предприятий. Это поможет решить проблемы
занятости, увеличения доходов населения и в конечном итоге приведет к росту материальной обеспеченности граждан.
Кстати, на последней перед летними каникулами сессии большую часть дополнительных доходов депутаты направили именно на капитальное строительство: более 3 млрд руб. из 6 млрд составят капитальные вложения. Замечу, что по объему расходов консолидированного бюджета, выделенных на увеличение стоимости основных средств и активов (в абсолютных цифрах), Вологодская область занимает третье место в Северо-Западном округе – после Санкт-Петербурга и Ленинградской области. А вот по удельному весу в расходах на эти цели наш результат до сих пор был вдвое ниже, чем в среднем по России, – 12,6% против 22,6%. Эта задача будет решаться в ближайшей перспективе, тем более что в проекте областного бюджета на трехлетний период, который уже внесен в Законодательное собрание области, удельный вес капитальных расходов увеличен до 23%. В абсолютном выражении это 11 млрд руб. Объем капитальных расходов в социальной сфере по отношению к 2008 г. возрастет в 2 раза. При этом все публичные обязательства области будут выполнены в полном объеме. Социальные выплаты и компенсации планируется проиндексировать в соответствии с уровнем инфляции. А сам трехлетний бюджет сохранит свою социальную направленность.
– Понятно, что экономика Вологодчины крепко стоит на ногах благодаря таким промышленным гигантам, как «Северсталь», предприятия химического и машиностроительного комплекса. А как живется малому бизнесу? Какова его доля в формировании доходов областного бюджета?
– Сегодня в Вологодской области работает около 160 тыс. предпринимателей – 25% от всего трудоспособного населения области. И их число с каждым годом растет. Например, только за прошлый год свой бизнес зарегистрировали 9 тыс. человек. Бурно развивается частный сектор в районах области. По темпам развития альтернативной экономики Вологодчина занимает одно из первых мест в северо-западной части России.
Правительству области совместно с депутатами регионального парламента удалось создать такие условия для бизнеса, при которых предприниматели работают открыто и честно. Во-первых, был принят целый ряд областных законов, которые регламентируют взаимоотношения между бизнесом и властью. Во-вторых, налоговые органы перестали выполнять только фискальную функцию, а стали предлагать предпринимателям свои услуги для профилактики возможных нарушений.
Результаты такой политики уже заметны. Например, в 2007 г. оборот малых предприятий превысил 80 млрд руб. Доля малого бизнеса в промышленном обороте составляет 15%. Растут и поступления в бюджет: так, сборы единого налога от малых предпринимателей увеличились на 60%, достигнув 665 млн руб., поступления налога на вмененный доход выросли на 4,2% – до 470 млн. В некоторых районах, главным образом сельских, доля малого бизнеса составляет от 50 до 70% бюджета.
Но малый бизнес не только доходная статья бюджета, но еще и решение проблемы занятости населения. Поэтому на сентябрьской сессии Законодательного собрания области депутаты единогласно поддержали инициативу губернатора о предоставлении предприятиям малого предпринимательства преимущественного права выкупа арендуемых ими помещений, находящихся в областной и муниципальной собственности, площадью до 1,5 тыс. кв. м. Поскольку финансовые возможности предпринимателей ограничены, мы приняли такую норму закона, которая позволяет им выкупать арендуемые помещения в рассрочку в течение пяти лет. Такое решение станет еще одной формой поддержки малого бизнеса. В свою очередь, мы надеемся, что малое предпринимательство будет надежным стратегическим партнером в формировании устойчивой бюджетной политики в регионе – и на год, и на три, и на 10 лет вперед.
Материал подготовила Наталья СТОЛЯРОВА
– Владимир Александрович, Вологодская область не относится к регионам с богатыми природными ресурсами. Однако уже много лет подряд вы прочно удерживаете позиции бездотационной территории; более того, входите в десятку субъектов – доноров федерального бюджета. Как удается добиваться таких результатов?
– Да, в Вологодской области нет месторождений газа, нефти или каменного угля – всего, что составляет экономическое благополучие сырьевых регионов. Зато хорошо развита промышленность – это основа экономики области. В последние годы наш регион, не самый большой и не самый богатый природными ресурсами, занимает четвертое место по производству промышленной продукции на душу населения. Дореформенный уровень промышленного производства был достигнут еще в 2006 г. Растет выпуск продукции в наиболее перспективных видах экономической деятельности: металлургии, химии, лесопромышленном комплексе, стекольном производстве, производстве экологически чистого продовольствия. С учетом сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации и сложившихся тенденций в экономике области ожидается, что промышленное производство в среднесрочной перспективе будет прибавлять по 3–4% в год и к 2010 г. увеличится на 11% (к уровню 2007 г.). Замечу, что доля промышленности в получаемой прибыли составляет более 90%, а в собираемых налогах – около 60%. В реальных цифрах прибыль рентабельных предприятий в 2008 г. прогнозируется в объеме 62,3 млрд руб., а в 2009 г. – 64,1 млрд. Это и есть основной источник получения устойчивых доходов в бюджет. Финансовая помощь в Вологодскую область поступает только в рамках целевых федеральных программ и на выполнение передаваемых из центра полномочий.
– Значит, вам удалось сохранить весь доперестроечный производственный комплекс и создать условия для его устойчивой работы?
– Не только сохранить, но и развить. С самого начала руководство области стремилось к диверсификации экономики, и сейчас зависимость областной казны от главного налогоплательщика области – ОАО «Северсталь» – постепенно снижается. Мы создали законодательную базу, которая улучшила инвестиционный климат Вологодской области и позволила ежегодно увеличивать приток инвестиций в регион. В 2008 г. мы ожидаем поступления более 77 млрд руб., а в целом за 2008–2009 гг. объем инвестиций в основной капитал составит почти 251 млрд – рост за три года на 24%. Причем к нам приходят не спекулянты, не портфельные инвесторы, а новые эффективные собственники с передовыми технологиями и современным оборудованием. Как результат растет производительность труда. На уровне мировых стандартов сегодня работают предприятия металлургии и химической отрасли, быстрыми темпами развивается лесопромышленный комплекс. Учитывая богатые лесные ресурсы региона, мы объявили приоритетным направлением создание условий для структурирования и развития лесного кластера. В 2,2 раза вырастут вложения в производство высококачественной бумаги. Согласитесь, ситуация, когда Россия экспортирует круглый лес, а потом покупает готовую бумагу вдвое дороже, абсурдна. Поэтому сегодня подготовлены три крупных лесных проекта, реализация которых позволит за 2008–2009 гг. привлечь в ЛПК области порядка 9,3 млрд руб. инвестиций – как государственных, так и частных.
В 2007 г. депутаты поддержали губернатора и правительство области, выступивших с инициативой создания особой экономической зоны вблизи череповецкой промышленной площадки. Областной закон «О создании индустриального парка “Шексна”» был принят единогласно и уже эффективно работает. За счет средств областного бюджета построены подъездные пути и объекты инфраструктуры, подведены коммуникации. И бизнес не заставил себя ждать. ОАО «Северсталь» приступило к строительству
трубопрофильного завода – предприятия по выпуску профиля для каркасного домостроения. Финская лесопромышленная компания «ЮПМ-Кюммене» и российская группа «Свеза» тоже намерены открыть здесь три завода по переработке леса: лесопильный, целлюлозный и завод по производству плит ОСБ. Но это еще не все крупные проекты, которые будут реализованы в ближайшие годы.
– Во многих регионах рост промышленного производства сдерживается нехваткой энергоресурсов…
– Вологодская область не исключение. У нас тоже имеется дефицит электроэнергии, почти половину нужного объема регион закупает на федеральном оптовом рынке. Поэтому правительство области приняло план комплексного развития энергетики Вологодчины до 2020 г., в рамках которого планируется расширение Череповецкой ГРЭС, строительство парогазовой установки на Вологодской ТЭЦ, развитие малой энергетики. И конечно, транспортная инфраструктура, газификация области, жилищное строительство – все эти направления в центре пристального внимания властей.
– А уровень жизни вологжан на фоне такого экономического бума повышается?
– Развитие экономики позволило добиться устойчивого роста уровня жизни населения. Доходы вологжан в 2008 г. в 2,6 раза превысили прожиточный минимум, установленный в регионе. Область полностью выполнила задачу, поставленную Председателем Правительства РФ В. В. Путиным, – «обеспечить ежегодный прирост заработной платы на 10%». Средняя зарплата в 2007 г. в регионе составила 12 700 руб., увеличившись по сравнению с 2006 г. в реальном выражении на 9,7%. За пять месяцев текущего года среднемесячная заработная плата приблизилась к 15 тыс., рост с учетом инфляции составил 8,8%. Доля населения с доходами ниже 2 тыс. руб. в месяц уменьшилась до 2,5%, в то же время каждый шестой житель области имеет доходы свыше 15 тыс. руб. в месяц.
Однако для дальнейшего продвижения вперед необходимо просчитать все варианты развития и по оптимистическому, и по пессимистическому сценарию. Ведь область, как и страна в целом, все больше интегрируется в мировую экономику, а значит, и зависит от нее. Поэтому мы должны предусмотреть все возможные риски. Вот почему область собирается с 2009 г. перейти на трехлетнее планирование бюджетных расходов и доходов. Первые шаги в этом направлении были сделаны уже при составлении бюджета на 2008 г.: хотя показатели планировались на один год, правительство области утвердило подробный среднесрочный финансовый план на 2009–2010 гг.
В настоящее время принята областная целевая программа «Реформирование региональных финансов в Вологодской области». В целях реализации мероприятий программы на июньской (177-й) сессии приняты поправки в закон «О бюджетном процессе в Вологодской области», предусматривающие формирование областного бюджета начиная с 2009 г. на трехлетний период.
– Что это даст региону?
– Как считают эксперты, многолетнее бюджетное планирование позволяет получить определенные преимущества. Во-первых, обеспечивается преемственность и предсказуемость бюджетной и налоговой политики, а это важно для тех, кто работает в реальной экономике. Во-вторых, принимаются более точные и согласованные решения относительно приоритетов
бюджетной и налоговой политики. В-третьих, повышается прозрачность бюджетного процесса благодаря возможности систематического пересмотра намеченных обязательств и их приоритетности. Возникнет правовая основа для заключения многолетних государственных контрактов, появятся среднесрочные ориентиры для бизнеса. Кроме того, многолетнее планирование будет способствовать укреплению сотрудничества между различными структурными подразделениями органов исполнительной власти, позволит координировать деятельность чиновников.
– Сегодня много говорят об эффективности расходования бюджетных средств, о цене конечного, а не ожидаемого результата. Как будет решаться эта задача?
– Трехлетний бюджет повысит обоснованность планирования бюджетных расходов, позволит заключать государственные контракты на три года или на весь срок реализации долгосрочных целевых программ, что будет способствовать более эффективному использованию бюджетных средств.
– Как быть, если ситуация изменится и жизнь выдвинет другие приоритеты – отличающиеся от тех, которые были определены двумя-тремя годами раньше?
– Утверждение проектировок на второй и третий годы не означает запрета на их корректировку в следующем бюджетном цикле. Однако эти изменения не должны ухудшать положение главных распорядителей бюджетных средств и получателей межбюджетных трансфертов. Таким образом, «скользящая трехлетка», с одной стороны, обеспечит стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок, а с другой – предоставит возможность реагирования на меняющуюся ситуацию, позволит проводить реструктуризацию обязательств, создавать новые приоритеты бюджетной политики.
– Может ли что-то помешать переходу на долгосрочное планирование?
– Эффективному внедрению долгосрочного бюджетного планирования на данном этапе препятствуют отсутствие совершенных методик планирования доходной базы областного бюджета, а также недостаточная системность в принятии управленческих решений.
– Эта проблема преодолима или она относится к разряду извечных российских бед?
– В Бюджетном послании Президента РФ отмечается, что для полноценного использования преимуществ трехлетнего бюджета следует минимизировать внесение поправок в действующий бюджет. Это не только позволит эффективно использовать уже запланированные бюджетные ассигнования, но и сбережет ресурсы для принятия новых расходных обязательств в очередном бюджетном цикле. В конечном итоге мы должны научиться грамотно управлять результатами при работе с общественными финансами. Ведь политика бюджетирования, ориентированного на результат, предъявляет новые, более высокие требования к деятельности всех уровней власти.
– А какова при этом роль Законодательного собрания области?
– Исходя из поставленных задач Законодательному собранию области потребуется взвешенная законотворческая деятельность, направленная на реализацию задач стратегического развития территории. Сегодня в Вологодской области на фоне других регионов Северо-Запада успешно решаются вопросы государственной поддержки бюджетников, ветеранов, студентов, людей с ограниченными возможностями. В текущем году на указанные цели была направлена большая часть дополнительных доходов бюджета.
– Не приведет ли это к тому, что бюджет постепенно превратится в «социальную кормушку»?
– В одном из последних выступлений перед депутатами губернатор действительно сказал, что мы «проедаем» бюджет, так как большая его часть уходит на финансирование социальной сферы. Однако сокращения принятых обязательств не планируется, то есть меры социальной поддержки ветеранов, бюджетников и других малообеспеченных категорий граждан будут сохранены.
– Может ли бюджет быть инструментом развития экономики?
– Не только может, но и должен! Как бывший производственник, я уверен, что необходимо инвестировать средства в развитие экономики, капитальное строительство, модернизацию действующих и создание новых предприятий. Это поможет решить проблемы
занятости, увеличения доходов населения и в конечном итоге приведет к росту материальной обеспеченности граждан.
Кстати, на последней перед летними каникулами сессии большую часть дополнительных доходов депутаты направили именно на капитальное строительство: более 3 млрд руб. из 6 млрд составят капитальные вложения. Замечу, что по объему расходов консолидированного бюджета, выделенных на увеличение стоимости основных средств и активов (в абсолютных цифрах), Вологодская область занимает третье место в Северо-Западном округе – после Санкт-Петербурга и Ленинградской области. А вот по удельному весу в расходах на эти цели наш результат до сих пор был вдвое ниже, чем в среднем по России, – 12,6% против 22,6%. Эта задача будет решаться в ближайшей перспективе, тем более что в проекте областного бюджета на трехлетний период, который уже внесен в Законодательное собрание области, удельный вес капитальных расходов увеличен до 23%. В абсолютном выражении это 11 млрд руб. Объем капитальных расходов в социальной сфере по отношению к 2008 г. возрастет в 2 раза. При этом все публичные обязательства области будут выполнены в полном объеме. Социальные выплаты и компенсации планируется проиндексировать в соответствии с уровнем инфляции. А сам трехлетний бюджет сохранит свою социальную направленность.
– Понятно, что экономика Вологодчины крепко стоит на ногах благодаря таким промышленным гигантам, как «Северсталь», предприятия химического и машиностроительного комплекса. А как живется малому бизнесу? Какова его доля в формировании доходов областного бюджета?
– Сегодня в Вологодской области работает около 160 тыс. предпринимателей – 25% от всего трудоспособного населения области. И их число с каждым годом растет. Например, только за прошлый год свой бизнес зарегистрировали 9 тыс. человек. Бурно развивается частный сектор в районах области. По темпам развития альтернативной экономики Вологодчина занимает одно из первых мест в северо-западной части России.
Правительству области совместно с депутатами регионального парламента удалось создать такие условия для бизнеса, при которых предприниматели работают открыто и честно. Во-первых, был принят целый ряд областных законов, которые регламентируют взаимоотношения между бизнесом и властью. Во-вторых, налоговые органы перестали выполнять только фискальную функцию, а стали предлагать предпринимателям свои услуги для профилактики возможных нарушений.
Результаты такой политики уже заметны. Например, в 2007 г. оборот малых предприятий превысил 80 млрд руб. Доля малого бизнеса в промышленном обороте составляет 15%. Растут и поступления в бюджет: так, сборы единого налога от малых предпринимателей увеличились на 60%, достигнув 665 млн руб., поступления налога на вмененный доход выросли на 4,2% – до 470 млн. В некоторых районах, главным образом сельских, доля малого бизнеса составляет от 50 до 70% бюджета.
Но малый бизнес не только доходная статья бюджета, но еще и решение проблемы занятости населения. Поэтому на сентябрьской сессии Законодательного собрания области депутаты единогласно поддержали инициативу губернатора о предоставлении предприятиям малого предпринимательства преимущественного права выкупа арендуемых ими помещений, находящихся в областной и муниципальной собственности, площадью до 1,5 тыс. кв. м. Поскольку финансовые возможности предпринимателей ограничены, мы приняли такую норму закона, которая позволяет им выкупать арендуемые помещения в рассрочку в течение пяти лет. Такое решение станет еще одной формой поддержки малого бизнеса. В свою очередь, мы надеемся, что малое предпринимательство будет надежным стратегическим партнером в формировании устойчивой бюджетной политики в регионе – и на год, и на три, и на 10 лет вперед.
Материал подготовила Наталья СТОЛЯРОВА