«Электронный бюджет» — одна из важнейших информационных систем в стране. Число ее пользователей превышает полмиллиона. Это руководители финансовых подразделений абсолютно всех федеральных, региональных и муниципальных органов власти, государственных учреждений, госкомпаний. Кроме того, значительную часть пользователей составляют участники проектной деятельности в Правительстве РФ и системы управления государственными программами. Проще говоря, везде, где есть хоть копейка федерального софинансирования, работает «Электронный бюджет». Об особенностях информационной системы и перспективах ее развития мы узнали у директора Департамента информационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными финансами и информационного обеспечения бюджетного процесса Минфина России Елены Александровны Громовой.
— Елена Александровна, «Электронный бюджет» в эксплуатации больше 10 лет. Расскажите, что планировалось сделать изначально и к чему пришли в данный момент?
— Когда в 2010 году возникла сама идея электронного бюджета, стране очень нужна была единая, централизованная система для сферы управления общественными финансами. Как раз в то же время разработали автоматизированную систему Федерального казначейства, которая позволила управлять вопросами кассового обслуживания бюджетов. Но процессы, связанные с бюджетным планированием, зарплатой, учетом и отчетностью, управлением государственным долгом и активами, были децентрализованы, разбросаны по разным системам. Собственно, «Электронный бюджет» и стал ответом на необходимость общей интеграции.
Но мы тогда говорили про управление общественными финансами и не смотрели шире. Основные принципы были такими: обеспечение однократного ввода информации и переход к использованию единых формуляров документов, классификаторов, справочников. Это база, и она не изменилась. Но время шло, и потребности росли.
К 2018 году, когда было принято решение о реализации национальных проектов, Министерству финансов РФ было поручено автоматизировать проектную деятельность. Именно тогда «Электронный бюджет» начал эволюционировать: из системы, которая была просто инструментом финансистов, он превратился в инструмент и проектного управления.
— У «Электронного бюджета» появился новый функционал. А как вы решили этот вопрос архитектурно?
— Система росла за счет новых блоков. Причем я рассказала о главных вехах развития, на деле функционал «Электронного бюджета» увеличивался ежегодно. В 2013 году мы открыли систему для формирования федерального бюджета на
К зиме уже реализовали организацию исполнения федерального бюджета. К следующему году расширились на главных администраторов доходов. После этого был добавлен функционал для бюджетных и автономных учреждений, предназначенный для формирования государственных заданий и планов финансово-хозяйственной деятельности. Потом был важный скачок, когда автоматизировали заключение соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета. Причем в электронный формат был переведен весь спектр соглашений. Этот блок дал огромный положительный эффект. До начала его работы соглашения нужно было заключать до марта, а сейчас все соглашения заключаются до начала нового финансового года.
— Менялись с течением времени подходы к методологии?
— Для ответа на этот вопрос мне нужно сначала пояснить, что у нас существуют две методологии: первая связана именно с построением информационной системы, вторая — с выстраиванием процесса управления общественными финансами. Они соседствуют с друг другом и одновременно влияют друг на друга.
Централизация процессов и перевод их полностью в электронную форму позволили существенно оптимизировать как их длительность, так и количество операций. Но это не какие-то глобальные идеологические перемены, а нормальное планомерное развитие.
— Распоряжением Правительства РФ от 2 сентября 2023 года №
— На самом деле это было очень правильное решение, полностью отвечающее в том числе современным геополитическим вызовам, которые стоят перед нашей страной. «Гознак» — это акционерное общество, которое уже выполняло для нас функции единого поставщика, но для другой информационной системы — системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. Так что опыт у них есть.
Но главное все-таки не это. Мы понимаем, что самое ценное — это знания, нематериальный актив. «Электронный бюджет» настолько большой и значимый механизм, что люди, которые занимаются его проектированием, разработкой, тестированием, — это ценный и сложновосполнимый ресурс. Его важно сконцентрировать в одном месте, чтобы не зависеть ни от каких ситуаций. Мы должны себя обезопасить, потому что система такого уровня де-юре хоть и не относится к критической ИТ-инфраструктуре, но является такой де-факто.
— Какие еще задачи будут решены и что поменяется с практической точки зрения благодаря этому решению?
— Мы хотим объединить в одних руках не только вопросы разработки программного обеспечения, но и сопровождение всей ИТ-инфраструктуры министерства: телефоны, компьютеры, ИТ-оборудование, которое расположено в центрах обработки данных.
С практической точки зрения меняется то, что Минфину будет проще, эффективнее работать над электронным бюджетом. Раньше задачи для нас решали множественные поставщики, а теперь с нами работает один «Гознак». Естественно, постановка задач остается за нами, мы организуем работу. Но взаимодействовать со специалистами, включенными в единый процесс управления гораздо проще, чем при разной организации труда.
— Можно ли говорить о том, что все обозначенные вами преимущества, важны уже в первую очередь для второй версии «Электронного бюджета», над которой сегодня работает Минфин?
— Вы правы лишь отчасти. Говоря о переписывании «Электронного бюджета», не нужно думать, что мы все бросили и пошли изобретать что-то новое. Это будет такой же постепенный процесс, как было раньше, с последовательной заменой кубиков, начиная с планирования бюджета.
Нам сейчас легче, чем 10 лет назад, потому что мы понимаем, как сложились бизнес-процессы и что в них нужно оптимизировать. Проще говоря, у нас нет неизвестных областей. Мы сейчас сформировали и обобщили требования и приступаем непосредственно к реализации системы. Ее архитектуру мы сможем представить в конце лета. В конце года мы должны приступить к тестированию. Рассчитываем, что федеральный бюджет на
— Собирал ли Минфин мнения пользователей «Электронного бюджета», в том числе регионов, муниципалитетов, о том, что они ждут от новой версии системы?
— Обязательно. Такая работа у нас с субъектами организована. Мы прекрасно понимаем, что им в итоге работать с тем функционалом, который мы создадим. В феврале мы устроили интеллектуальные игры, пригласили всех к нам: давали в формате игры задания, чтобы вскрыть, с одной стороны, проблемы, а с другой стороны, найти бриллианты. Оказалось, что проблемы у всех примерно одинаковые, к счастью, не глобальные. Конкретные решения мы сейчас нащупываем. Будем продолжать работать в этом же направлении.
— Вы изучали передовой опыт других отраслей экономики РФ?
— Конечно, мы изучали лучшее, что есть сейчас в России, что эксплуатируется в больших нагруженных системах, стараемся привлекать экспертизу лидеров ИТ-рынка. Мы плотно взаимодействуем с Минцифры, все наши решения проходят ее серьезную экспертизу. Также мы смотрим в сторону единой государственной цифровой платформы «ГосТех» и исходим из того, чтобы наша система и эта платформа были совместимы в передовых архитектурных и технологических подходах.
Кстати, мы изучали и мировой опыт, как при создании первой версии «Электронного бюджета», так и сейчас. Любопытно, но мы нигде не нашли аналогов нашего решения в плане обеспечивания связи финансирования, результата и целеполагания.
— Чем «Электронный бюджет» 2.0 будет глобально отличаться от версии 1:0?
— Мы понимаем, какой функционал меняется чаще всего, и сейчас внедряем современные технологии, позволяющие вносить изменения без кодирования. Аналитик, используя инструменты, сможет быстро менять как минимум форму документов, настраивать цепочки бизнес-процессов.
Понятно, что абсолютно всю систему сделать конструктором невозможно, она очень сложная, это финансовая система. Для такой реализации мы выбираем именно то, что подвергается частым изменениях. Например, у нас очень часто меняются обоснования бюджетных ассигнований, поэтому мы сразу закладываем в базе реализацию без программирования, сервисную архитектуру, которая не будет сплошным монолитом. Это не наше ноу-хау, сейчас все большие системы устроены именно так. Но это самое важное из того, что невозможно было сделать в первой версии «Электронного бюджета».
— При таком подходе новая версия может просуществовать дольше, чем ее предшественница.
— Мы закладываем горизонт в 10 лет. Конечно, надо строить стратегию и на более длительный период, но пока мы остановились на таком жизненном цикле.
— Первый «Электронный бюджет» позволил России выполнить международные требования к открытости и прозрачности бюджетной системы в бюджетно-налоговой сфере, сформулированные Международным бюджетным партнерством и Международным валютным фондом. Вторая версия также будет им соответствовать?
— У нас есть «Электронный бюджет» — большая транзакционная система, реализующая бизнес-процессы, учет. А еще у нас есть единый портал бюджетной системы РФ — это лицо «Электронного бюджета», которое удовлетворяет всем требованиям открытости. Мы думаем о том, чтобы его переделать и пересмотреть состав информации, которую на нем публикуем. Но пока должны изучить все нюансы.
Есть множество заинтересованных в этой информации людей: студентов, преподавателей, журналистов и так далее. В то же время есть региональные минфины, которые жалуются, что им приходится выгружать слишком много данных и это тяжело. Но самое главное, конечно, это вопрос общей безопасности. Совокупность этой информации с хорошей аналитикой может дать лишние знания, которые в текущей геополитической ситуации предоставлять бы не хотелось.
— Когда и как вы планируете обучать представителей регионов и муниципалитетов работе в «Электронном бюджете» 2.0?
— Сейчас меняются подходы к вопросам обучения: все уже отошли от вебинаров и больших совещаний. Мы внедряем учебный портал, где размещаем короткие учебные ролики, чтобы их можно было посмотреть в режиме симулятора-тренажера. Стараемся уходить от больших многотомных инструкций, только короткие карточки по ситуациям.
Но самое главное — мы закладываем принцип клиентоцентричности как один из базовых. Пользователю не нужно тратить время, чтобы понять, на какую кнопку нажать, — система должна вести его по процессу, позволяя максимально быстро прийти к нужному результату. Ведь когда мы покупаем новый телефон, мы не изучаем его инструкцию,
— У многих субъектов РФ есть свои системы, в которых они работают. С началом работы «Электронного бюджета» 2.0 может возникнуть требование, что все должны перейти на единую систему?
— Ни в коем случае. Если есть своя система, конечно, никто не запретит работать в ней, одновременно мы рассчитываем усовершенствовать обмен данными между всеми системами. Вместе с тем мы стараемся дать всем максимум возможностей «Электронного бюджета». Например, по первой версии системы один регион обращался к нам с просьбой подключить его к блоку бюджетного планирования. А мы не могли этого сделать технически, функционал был ориентирован исключительно на федеральный бюджет. В новой версии мы закладываем такую возможность. То есть любой регион может по желанию подключаться к этому модулю и работать в нем.
— Минфин и Федеральное казначейство создают новые рабочие места для студентов Финансового университета, связанные с «Электронным бюджетом». Расскажите об этом опыте.
— Мы столкнулись с тем, что специалистов надо готовить с двух сторон. С одной стороны, это будущие сотрудники финансовых органов. «Электронный бюджет» используется всеми, и какие бы мы подсказки ни внедряли, нужно знать достаточно сложную предметную область — бюджетную сферу, особенности государственного и муниципального управления. Если мы еще на этапе вуза научим ребят работать в системе, это будет для них очень хорошим бонусом для дальнейшей реализации в профессии, в том числе за счет базового понимания, что сегодня все управление основано на цифровых решениях и тех возможностях, которые они предоставляют.
С другой стороны, нам нужны аналитики, разработчики, тестировщики, сотрудники службы сопровождения. В будущем мы рассматриваем вопросы разработки соответствующих учебных программ в вузе, чтобы готовить, возможно, будущих сотрудников «Гознака», нашего департамента.
— Пора вводить новую специальность — ИТ-финансиста?
— Наверное, вы правы. У нас самая большая сложность — найти именно аналитика. С разработчиками уже проще, если у них будет грамотно поставлена задача, они прекрасно сделают код, тест к программе. Но если задача сформулирована неверно... Самые дорогие ошибки — ошибки проектирования. Наш опыт говорит о том, что человека можно пускать в самостоятельное плавание только через два года, чтобы он мог стать хорошим постановщиком задач.
Руководством поставлена задача сделать соответствующую специализацию, чтобы мы готовили специалистов с колледжа, причем не ограничиваясь бизнес-аналитикой. Нам нужны и профессионалы, которые обслуживают ИТ-структуру и средства защиты информации. Ни для кого не секрет, что мы соревнуемся за специалистов. Информатизация превратилась в цифровизацию, и это как новое электричество. Не было электричества, все работали на ручных станках, а когда оно появилось, работа стала организовываться по-другому.
— В заключение нашего разговора расскажите, какие еще ИТ-новации планирует ваш департамент в обозримом будущем.
— «Электронный бюджет» 10 лет назад был финансовой системой, а сейчас это элемент, встроенный в общую схему цифрового государственного управления. И у нас постоянно появляются новые задачи. Я не могу предугадать, какая задача появится через
Следующая задача — обеспечить мониторинг. Например, при стройке необходимо, чтобы не люди отчитывались, что экспертиза пройдена или получено разрешение на ввод в эксплуатацию, вся эта информация должна приходить из иных информационных систем в режиме реального времени. Соответственно, мы должны выстраивать единую среду, когда системы сами между собой обмениваются информацией. Эта работа не происходит в вакууме, она идет благодаря горизонтальным связям.
Когда появляются новые задачи, не всегда Минфин является заказчиком, но мы должны обеспечить непрерывность процесса, выстроить связи с нашими партнерами. Именно в этих направлениях мы движемся и развиваемся.
Подготовила А. Ю. Ольховая