Всероссийский семинар-совещание «Социальный заказ. Итоги» в четвертый раз собрал представителей всех 38 регионов, которые участвуют в пилотном проекте по апробации Федерального закона № 189‑ФЗ. На этот раз семинар прошел в городе на Неве — Санкт-Петербурге. На профессиональной площадке по обсуждению вопросов развития механизма собрались представители Минфина России, Федерального казначейства, региональных финансовых ведомств, исследовательских центров и общественных организаций. По мнению экспертов, соцзаказ подтвердил свою эффективность. И сегодня стоит вопрос о переводе пилотного проекта в русло постоянно действующей программы.
Опыт Санкт-Петербурга
Напомним, что апробация механизма началась с 2020 года и продолжается по сей день. В эксперименте участвуют 38 регионов Российской Федерации — словом, пилот охватил уже значительную часть страны. И на данный момент делаются конкретные шаги, чтобы распространить социальный заказ на всей территории России уже с 1 января 2025 года — соответствующий законопроект опубликован на портале проектов нормативных правовых актов.
По словам вице-губернатора Санкт-Петербурга А. А. Коробейникова, оказывать социальные услуги в новом формате в регионе стали сразу после принятия Федерального закона № 189‑ФЗ[1] в 2020 году. Власти культурной столицы смогли сразу убедиться, что инструмент, который предлагает Министерство финансов РФ, действительно способствует повышению эффективности оказания социальных услуг в государственной сфере. «Это происходит прежде всего за счет развития конкуренции среди государственных и негосударственных поставщиков услуг. Мы понимаем, что там, где высокая конкуренция, там более интересное ценообразование и более высокое качество», — отметил Коробейников.
Для апробации механизма первоначально была определена государственная услуга по организации и сопровождению занятости инвалидов. В 2022 году состоялся первый конкурсный отбор исполнителей — государственных и негосударственных организаций. Услугой «Содействие занятости инвалидов» за первый год было охвачено 100 человек, в 2023 году — 224 человека, а в 2024 году — уже 400. Цифры, по словам вице-губернатора, относительно небольшие, но каждый год они удваиваются. А это говорит о популярности услуги среди населения.
Но самым массовым и крупным направлением, где применяется принцип конкуренции государства с негосударственным сектором, является обслуживание граждан на дому в полустационарной и стационарной формах. На эти цели в бюджете Санкт-Петербурга каждый год выделяется более 2 миллиардов рублей. Услуги получают более семи тысяч человек, нуждающихся в социальном обслуживании. Поэтому для негосударственного сектора это достаточно привлекательный с экономической точки зрения инструмент. И на практике происходит постоянное расширение мощностей поставщиков социальных услуг за счет строительства новых социальных объектов на территории города.
«В настоящее время в реестр поставщиков социальных услуг входят 119 организаций, оказывающих социальные услуги населению, в том числе 82 государственных учреждения, 37 негосударственных организаций, — рассказал Коробейников. — Также с 2023 года мы приняли решение о расширении реализации социального заказа по направлению „Социальное обслуживание на дому“ путем предоставления социального сертификата».
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти