Версия для печати 281 Материалы по теме
Конкурентная среда — ключ к эффективному распределению бюджетных средств

24 апреля 2024 года на площадке НИУ ВШЭ состоялся круглый стол «Конкурентное распределение бюджетных средств: шкала роста. Субсидии, социальный заказ, ГЧП». Организатором мероприятия выступила кафедра финансового менеджмента в государственном секторе факультета социальных наук НИУ ВШЭ. Модерировал дискуссию заведующий кафедрой, заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров.

В Белом зале Дома Дурасова представители органов государственной власти и гражданского общества, ученые-исследователи обсудили вопросы развития конкуренции в бюджетной среде. Прежде всего в фокусе внимания собравшихся были механизмы конкурентного распределения бюджетных средств среди юридических лиц. Они в последнее время широко внедряются в бюджетный процесс, начиная с межбюджетных трансфертов и заканчивая предоставлением средств государственной поддержки юрлицам, финансированием бюджетных услуг. Для повышения эффективности бюджетных расходов в данном сегменте государство создает процедуры отбора, которые должны обеспечить прозрачное и справедливое распределение целевых средств получателям, способным в наилучшей мере достичь прогнозируемых результатов.

Практики себя оправдывают

В рамках состоявшейся дискуссии участники обсудили основные формы конкурентного распределения средств, способствующие эффективному развитию отраслей экономики, результаты проделанной работы и ее перспективы. С точки зрения заместителя министра науки и высшего образования РФ А. В. Омельчука, практики применения механизмов конкурентного распределения бюджетных средств в основном себя оправдывают. Среди преимуществ этих механизмов — электронное взаимодействие между организатором конкурса и юридическим лицом (получателем средств). «Электронная подача документов при предоставлении субсидий юридическим лицам снимает с участников отбора риски, освобождает организатора конкурса от огромного пласта работы, которая связана с выверкой требований к документам, — отметил Омельчук. — Второй аргумент в пользу нового подхода — в нем достигнуто единство всей юридической конструкции отборочного механизма; третий — сокращаются сроки на обработку информации.

Все понимают, что конкуренцию, в том числе в социальной сфере, надо развивать, привлекать некоммерческий сектор, делать эти процедуры более понятными, прозрачными, легкими для всех участников. При этом важно, чтобы конкуренция была честная. А самое важное — не перегрузить участников избыточной отчетностью, избыточными сложностями с администрированием бюджетных средств».

Оценки удовлетворенности

Ректор Финансового университета при Правительстве РФ С. Е. Прокофьев рассказал о результатах проведенного в феврале — апреле 2024 года Финуниверситетом при поддержке Минфина России социологического исследования «Эффективность реализации государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» в 34 субъектах РФ. В анкетном онлайн-опросе потребителей услуг приняли участие более 44,3 тысячи человек (непосредственные получатели услуг или их близкие родственники) и более 2,5 тысячи организаций, оказывающих эти услуги. По результатам исследования были рассчитаны средние оценки удовлетворенности граждан апробируемыми социальными услугами в баллах. Самая высокая средняя оценка удовлетворенности получена по социальному обслуживанию населения (4,64 балла), самая низкая — по оказанию паллиативной медицинской помощи (4,38 балла).

Поделиться