№ 6 июнь 2024 — 11 июня 2024

Третий указ. Национальные цели как отражение новых условий развития

Версия для печати 817 Материалы по теме
Третий указ. Национальные цели как отражение новых условий развития

7 мая Президент РФ В. В. Путин подписал указ № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Однако гораздо чаще этот фундаментальный документ уже называют просто — третий указ. Новые времена поставили перед страной новые задачи. В своей статье мы решили выделить наиболее яркие, на наш взгляд, изменения в системе национальных целей, задач и показателей.

Маргарита Идрисовна Лисина, старший аналитик ООО «Центр исследования бюджетных отношений»

Ольга Вячеславовна Манусаджян, старший научный сотрудник Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов НИФИ Минфина России

История вопроса

Необходимым условием успешного развития является определение ключевых стратегических направлений этого развития. В России начиная с 2018 года национальные цели развития страны и целевые показатели их достижения определяются указами Президента РФ:

  • указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 (первый указ) установил национальные цели на период до 2024 года;
  • указ Президента РФ от 21 мая 2020 года № 474 (второй указ) — на период до 2030 года;
  • указ Президента РФ от 7 мая 2024 года № 309 (третий указ) — на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года.

На текущий момент можно констатировать, что основа целеполагания стабильна. В приоритете социальный блок, экономическое развитие, актуальные технологии. Изменения касаются по большей части деталей и акцентов, которые позволяют учесть наиболее значимые вызовы. Например, в новом указе на перспективу до 2036 года выделены новые цели по экологическому благополучию и технологическому лидерству (таблица). Справедливости ради следует заметить, что на уровне показателей две новые цели учитывались в указах и ранее. Например, созвучный цели «технологическое лидерство» показатель «обеспечение вхождения РФ в число ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок» был и в прежних указах.

Таблица. Эволюция состава национальных целей за период с 2018 г.

Указ от 07.05.2024 № 309 на перспективу до 2036 г.

Указ от 21.07.2020 № 474 на период до 2030 г.

Указ от 07.05.2018 № 204 на период до 2024 г.

1) сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи

1) сохранение населения, здоровье и благополучие людей

2) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет)

1) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения РФ

4) снижение в два раза уровня бедности в РФ

2) реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности

2) возможности для самореализации и развития талантов

3) комфортная и безопасная среда для жизни

3) комфортная и безопасная среда для жизни

6) улучшение жилищных условий не менее 5 миллионов семей ежегодно

4) экологическое благополучие

5) устойчивая и динамичная экономика

4) достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство

7) вхождение РФ в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%

8) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и АПК, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами

3) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции

6) технологическое лидерство

5) ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа

7) цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы

5) цифровая трансформация

9) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере

Общее количество целей:

7

5

9

Источник: составлено авторами на основе анализа национальных целей и показателей.

Помимо перечня национальных целей, в указах содержатся целевые показатели и задачи, конкретизирующие каждую из заявленных целей. В новом указе преемственность многих целевых показателей и задач сохранена. Вместе с тем около трети показателей и задач — новые. Они учитывают вызовы времени, ориентируют на обеспечение устойчивости экономики в условиях санкционного давления, ускорение технологического развития, расширение внутреннего рынка газа и в целом повышение спроса внутри страны, активизацию обновления коммунальной инфраструктуры, удовлетворение потребности в кадрах. Также в документе подчеркнута важность ускорения роботизации, внимания к молодежи и участникам СВО. Далее предлагаем рассмотреть основные новации в составе целевых показателей и задач, установленных на период до 2030 года и перспективу до 2036 года.

Фокус на человека

Как и в предыдущих указах, первая национальная цель посвящена благополучию людей. Однако ее особенностью является выведение на национальный уровень показателей, оценивающих степень удовлетворенности граждан:

  • обеспечение к 2030 году повышения уровня удовлетворенности граждан качеством работы государственных и муниципальных служащих и работников организаций социальной сферы не менее чем на 50%;
  • повышение к 2030 году удовлетворенности граждан работой государственных и муниципальных организаций культуры, искусства и народного творчества;
  • повышение к 2030 году уровня удовлетворенности участников СВО условиями для медицинской реабилитации, переобучения и трудоустройства.

Таким образом, тренд на повышение значимости мнения граждан для оценки эффективности деятельности власти сохраняется. Определить состав социологических показателей и обеспечить их постоянный мониторинг поручено администрации Президента РФ и Госсовету.

В рамках повышения благополучия населения запланировано снижение коэффициента Джини[1], определяющего дифференциацию жителей по доходам. К 2030 году запланировано достижение значения 0,37, в 2036 году — 0,33. Таких значений в постсоветской России еще не наблюдалось. Согласно данным Росстата, по итогам 2023 года коэффициент Джини в целом по России составил 0,405, по итогам 2022 года — 0,398. Минимальное значение (0,397) коэффициент принимал в 2001 и 2002 годах, максимальное (0,422) — в 2007-м. В регионах наибольшее значение коэффициента Джинни в Ямало-Ненецком автономном округе (0,463). Наименьшее расслоение населения по доходам по итогам 2023 года в Республике Крым и Ростовской области (коэффициент Джинни 0,331). Планы на 2030 год достаточно амбициозны, однако совокупность мер по поддержке семей с детьми, росту заработных плат, развитию предпринимательства, сокращению безработицы и прогрессивному налогообложению делает снижение доходного неравенства возможным.

В третьем указе появилось два новых показателя, посвященных российской молодежи:

  • увеличение к 2030 году доли молодых людей, участвующих в проектах и программах, направленных на профессиональное, личностное развитие и патриотическое воспитание, не менее чем до 75%;
  • увеличение к 2030 году доли молодых людей, верящих в возможности самореализации в России, не менее чем до 85%.

Примечательно, что идея «возможности для самореализации и развития талантов» давно присутствует в повестке дня. Она была установлена во втором указе в качестве национальной цели на период до 2030 года. Однако оценивание веры молодых людей в самореализацию в РФ появилось впервые и представляется очень своевременным.

Третий указ отличается от предыдущих большим вниманием государства к нуждам человека. Это выразилось во введении новых целевых показателей, оценивающих удовлетворение потребностей людей. К ним относится и новый показатель «обеспечение граждан жильем общей площадью не менее 33 квадратных метров на человека к 2030 году и не менее 38 квадратных метров к 2036 году». Фактическое состояние данного показателя заметно хуже, однако сложившиеся темпы его изменения обнадеживают. По данным Росстата, общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, на конец 2023 года составила 28,8 квадратного метра, на конец 2022 года — 28,2. Темп прироста общей площади за последние два года составил 2,13%. При условии сохранения указанного темпа роста обеспеченность граждан жильем к 2033 году достигнет планового значения 33,34 квадратного метра на человека, а к 3038 году превысит целевое значение на 1,5 квадратного метра.

Комфортная среда

Полагаем, что аварии на объектах коммунальной инфраструктуры, произошедшие в начале этого года в нескольких регионах России, и общее неудовлетворительное состояние коммунальных объектов стали решающими факторами при введении нового показателя «реализация программы модернизации коммунальной инфраструктуры и улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг для 20 миллионов человек к 2030 году».

К новым задачам, отвечающим за обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни, отнесены также рост энергетической и ресурсной эффективности в ЖКХ и строительстве, подключение к сетевому природному газу домохозяйств в рамках программы социальной газификации населения. Не забыли в документе и про необходимость увеличения парка общественного транспорта, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, и авиационной подвижности населения при обеспечении не менее половины самолетов отечественного производства в парке российских авиаперевозчиков. Еще одна новая задача — оснащение необходимым оборудованием центров воспроизведения аудиовизуального контента в малых населенных пунктах.

Технологическое лидерство

В период активного санкционного давления как никогда актуальны технологический суверенитет, развитие цифровых и инновационных технологий. Включение в число целевых индикаторов и задач показателя «обеспечение технологической независимости и формирование новых рынков по таким направлениям, как биоэкономика, сбережение здоровья граждан, продовольственная безопасность, беспилотные авиационные системы, средства производства и автоматизации, транспортная мобильность (включая автономные транспортные средства), экономика данных и цифровая трансформация, искусственный интеллект, новые материалы и химия, перспективные космические технологии и сервисы, новые энергетические технологии (в том числе атомные)» ориентирует на усиление научно-технического и экономического потенциала страны. Работа в этом направлении призвана содействовать успешному участию России в глобальной технологической конкуренции.

Одним из условий достижения технологической независимости является наращивание объема выпуска отечественных высокотехнологичных товаров и услуг, созданных на основе собственных линий разработки. И как следствие, закономерно введение нового показателя, оценивающего увеличение доли таких товаров в общем объеме потребления.

В современных реалиях большую роль в достижении технологического лидерства играют малые технологические компании, способные генерировать новые идеи в сфере технологических инноваций, гибкие и адаптивные. Третьим указом запланировано увеличение к 2030 году выручки малых технологических компаний не менее чем в семь раз по сравнению с 2023 годом. Предпосылки для развития малых технологических компаний созданы — Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 478‑ФЗ «О развитии технологических компаний в Российской Федерации» устанавливает критерии отнесения организаций к малым технологическим компаниям и предусматривает получение ими мер государственной поддержки. А предпосылки для расширения практики автоматизации и роботизации производства создает новый показатель «вхождение к 2030 году Российской Федерации в число 25 ведущих стран мира по показателю плотности роботизации».

Под плотностью роботизации понимается количество промышленных роботов на 10 тысяч работников, занятых в промышленности. По данным International Federation of Robotics, по итогам 2019 года Россия заняла 25-е место по количеству новых установленных промроботов (1410 штук). Однако по плотности роботизации наша страна существенно отстает. Среднемировая плотность роботизации в 2019 году оценивалась 113 штук на 10 тысяч работников. В России этот показатель в 2019 году был равен шести, а на текущий момент, по экспертным оценкам, составляет 10 роботов на 10 тысяч работников. К 2030 году, по мнению замглавы Минпромторга России М. И. Иванова, плотность роботизации будет увеличена до 56 роботов на 10 тысяч человек.

Заметим, что роботизацию производства будет отслеживать и государственная статистика. С этого года Росстат ввел новую форму отчетности о применении роботов на производстве[2]. Сдавать ежегодный отчет предприятия и субъекты малого предпринимательства, занятые в обрабатывающей промышленности, начали с апреля этого года.

На активизацию снижения социально-экономической дифференциации регионов ориентирует введенный в третьем указе показатель «снижение к 2036 году не более чем до двух раз разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными субъектами РФ (с учетом оказания финансовой поддержки из федерального бюджета в форме целевых межбюджетных трансфертов)». Исходя из данных Минфина России, запланированные значения выглядят достижимыми.

В третьем указе уделено внимание роли туризма, вносящего вклад в экономику через развитие малого и среднего бизнеса, инфраструктуры, создание рабочих мест. Развитие туристической отрасли будут отслеживать два целевых показателя: «увеличение к 2030 году доли туристской отрасли в валовом внутреннем продукте до 5%» и «увеличение к 2030 году экспорта туристских услуг в три раза по сравнению с уровнем 2023 года».

Кадры решают все

Не секрет, что высококвалифицированные кадры являются важным стратегическим ресурсом любой организации. В третий указ вернулась задача по подготовке высококвалифицированных кадров: предусматривается создание к 2030 году эффективной системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для приоритетных отраслей экономики исходя из прогноза потребности в них. Также поставлена новая важная задача: формирование системы подбора, развития и ротации кадров для органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе принципов равных возможностей, приоритета профессиональных знаний и квалификаций, включая механизмы регулярной оценки и обратной связи в рамках единой цифровой платформы.

В 2023 году, по оценкам экспертов, сложилась ситуация дефицита кадров. Информационный сервис для поиска сотрудников SuperJob зафиксировал кадровый голод в 85% компаний России. Для подготовки сотрудников, готовых совмещать несколько специальностей, поставлена новая задача: создать к 2030 году условия для одновременного освоения не менее чем 30% студентов нескольких квалификаций в рамках профессионального образования.

В ближайшее время предстоит большая работа по имплементации целей, задач и показателей из нового указа в другие документы, а также принятие мер по достижению заявленных параметров развития. Благодаря последовательности и непротиворечивости установления национальных приоритетов и вместе с тем гибкому учету изменений в геополитике и внутренних вызовов созданы возможности для выстраивания текущей работы на последовательной, непротиворечивой и в то же время гибкой основе.



[1] Статистический показатель степени расслоения общества. Используется для оценки экономического неравенства.

[2] Приказ Росстата от 13 марта 2024 года № 96 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за применением промышленной робототехники на обрабатывающем производстве».

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно