Версия для печати 308 Материалы по теме

Пока Минфин России активно работает над второй версией «Электронного бюджета» и анализирует пользовательский опыт, свое мнение о работе системы высказали федеральные аудиторы. Счетная палата опубликовала результаты аудита программно-целевого управления федеральными и иными ресурсами. Часть этого отчета посвящена оценке состояния данных подсистем управления государственными программами и национальными проектами ГИИС «Электронный бюджет».

Концепция «Электронного бюджета» предполагает формирование полноценного информационного ресурса, позволяющего получать актуальную информацию о параметрах и ходе исполнения госпрограмм, национальных и федеральных проектов. В 2018–2023 годах операторы системы провели масштабную работу над информатизацией процессов их формирования, реализации и мониторинга. Были запущены в эксплуатацию подсистемы управления национальными проектами (ПУНП) и государственными программами (ПУГП) ГИИС «Электронный бюджет». Они позволили минимизировать бумажный документооборот и перейти на качественно новый уровень программно-целевого управления и работы с соответствующими данными. Однако общие положительные выводы не исключают недостатков в деталях.

Противоречивость данных

Счетная палата проанализировала данные, содержащиеся в ПУНП и ПУГП, и пришла к выводу об их противоречивости. Например, по состоянию на 31 декабря 2022 года общие объемы финансового обеспечения, указанные в паспортах 36 госпрограмм, не соответствовали параметрам сводной бюджетной росписи с изменениями. Тем же самым отличились 12 национальных и ряд федеральных проектов. Такая рассинхронизация препятствует получению актуальной информации о параметрах программ и проектов, в том числе по состоянию на определенную дату. Стоит отметить, что действующие положения нормативных и методических документов о формировании и реализации программ и проектов допускают наличие таких несоответствий в тот или иной момент времени, однако, по мнению аудиторов, концепции «Электронного бюджета» это противоречит.

В региональном разрезе ситуация оказалась схожей. При анализе актуальности данных при реализации региональных проектов СП РФ изучила соответствие объемов финансового обеспечения в 2022 году в системе сведениям, представленным в отчете об исполнении бюджета (форма 0503117-НП). Аудиторы обратили внимание, что чаще всего отклонения встречаются в части отражения в региональных проектах средств бюджетов муниципальных образований и, соответственно, консолидированного бюджета субъекта РФ. Одна из причин — некорректное отражение средств бюджетов МО в паспортах региональных проектов. Внесение указанных средств в паспорт и в отчет о ходе реализации в ПУНП осуществляется в ручном режиме. Наличие отклонений также можно объяснить тем, что сведения по форме 0503117-НП предоставляют финансовые органы, а не ответственные за реализацию регпроектов, в том числе на муниципальном уровне.

Поделиться