№ 6 июнь 2024 — 11 июня 2024

Стратегическое бюджетное планирование. Мировой опыт и перспективы развития

Версия для печати 205 Материалы по теме
Стратегическое бюджетное планирование. Мировой опыт и перспективы развития

В условиях новых масштабных научно-технологических вызовов и сложности решаемых социально-экономических проблем резко повышаются требования к планированию, распределению и использованию бюджетных ресурсов. В этой связи повышение качества стратегического и бюджетного планирования, их синхронизация имеют большое государственное значение.

Валерий Дмитриевич Дзгоев, руководитель объединенной редакции ИД «Бюджет», председатель Союза развития государственных финансов

Александр Николаевич Домбровский, научный редактор журнала «Бюджет», председатель Наблюдательного совета Союза развития государственных финансов

Общая цель стратегического бюджетного планирования — обеспечить отражение политических решений высокого уровня в подробных финансовых ассигнованиях, составляющих бюджет. Мировой опыт свидетельствует, что эффективное распределение и использование бюджетных средств возможно только при высоком качестве всех этапов планирования: от стратегического планирования социально-экономического развития государства до планирования бюджетных ассигнований по конкретным отраслям, объектам и получателям средств.

Планирование в историях успеха

В США в период преодоления последствий Великой депрессии, в ходе реализации «нового курса» Ф. Д. Рузвельта вместе с кейнсианскими подходами в сфере экономического регулирования были активно использованы элементы планирования среднесрочных мер стабилизации экономики и общественного развития. В послевоенный период наиболее показательными с этой точки зрения оказались «истории успеха» Франции — во многом в результате создания уникальной системы индикативного планирования и «дирижистской» экономической политики, Германии, где реформы Л. Эрхарда были направлены на стимулирование рыночных сил, но включали ряд инструментов планирования, и отчасти Японии. В экономической политике этих стран рыночные меры сочетались с элементами средне- и долгосрочного планирования.

Несколько позднее этот успех повторили, используя похожие смешанные подходы к экономической политике, Южная Корея, Китай и ряд стран Юго-Восточной Азии. Начиная с 1970-х годов, когда развитые страны начали постепенно сокращать элементы планирования в экономической политике, практика долгосрочного прогноза, плана и стратегии развития стала важной частью управления транснациональных корпораций.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно