Вопросы и проблемы вхождения новых регионов России в правовое поле контрактной системы обсудили участники дискуссии «Адаптация новых территорий: первый закупочный опыт и перспективы полноценной интеграции». Мероприятие прошло в рамках форума-выставки «Госзаказ-2024». Участниками дискуссии стали эксперты в сфере закупок, представители новых регионов РФ.
Напомним, что в конце декабря 2022 года было принято постановление Правительства РФ № 2559[1], установившее для государственных заказчиков в новых субъектах РФ режим закупок у единственного поставщика. Также положения документа предусматривают, что госзаказчики новых территорий могут проводить свои закупки в бумажной форме, не предъявлять к поставщикам квалификационные требования, не требовать обеспечения исполнения контракта или выполнения гарантийных обязательств, не выполнять квоты по закупкам у малого бизнеса и т. д. Принятые нормы позволят новым регионам адаптироваться к правилам осуществления закупок по Закону № 44‑ФЗ.
Такой изменчивый 44‑ФЗ
Как подчеркнул П. В. Лисин, руководитель АНО ДПО «Академия Контрактных Отношений» и модератор дискуссии, закон о контрактной системе очень сложный и, пожалуй, самый изменчивый. За все время действия 44‑ФЗ, а это чуть более 11 лет, принято более 100 законов, внесших в него изменения. Стоит заметить, что 44‑ФЗ начал меняться сразу же после принятия и в своей первоначальной редакции закон не работал ни одного дня. К тому моменту, когда закон начал действовать (1 января 2014 года), в него уже были внесены изменения двумя законопроектами.
Вместе с тем, по мнению Лисина, 100 изменений не предел. Сейчас на стадии проработки находятся как минимум две серьезные новации в 44‑ФЗ. Первая касается национального режима (законопроект готовится ко второму чтению), вторая затронет закупки по офсетным контрактам. Законопроект по данному вопросу подготовил Совет Федерации.
Законодательная база о контрактной системе — не только Закон № 44‑ФЗ, но и еще более сотни подзаконных актов. Все это очень усложняет правоприменительную практику в сфере закупок. И здесь остро встает вопрос кодификации данной сферы — необходимости сведения в единый кодекс всех нормативных актов. Как считают сторонники такого подхода, единый кодекс нужен для удобства прочтения законодательства о закупках. По словам модератора, уже сформирована рабочая группа, в которую вошли представители ФАС, Минфина России, Минпромторга России, Минэкономразвития России, Федерального казначейства.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти