№ 7 июль 2024 — 07 июля 2024

Экосистема государственных финансовых сервисов

Версия для печати 183 Материалы по теме
Экосистема государственных финансовых сервисов

Развитие цифровых технологий в последние годы предопределяет будущие успехи в ключевых направлениях: принятии управленческих решений на основании данных, повышении производительности труда, улучшении качества и персонализации предоставляемых сервисов. Федеральное казначейство, выступающее в качестве сервисной организации, на обслуживании в которой находятся все организации государственного сектора, а также являющееся управляющим пулом государственных средств, уделяет значительное внимание вопросам цифровизации процессов. Без преувеличения, нам удалось создать полноценную государственную финтехплатформу, удовлетворяющую потребностям как государства, так и населения и бизнеса.

Александр Сергеевич Албычев, заместитель руководителя Федерального казначейства

Датацентричность и ИИ

В 2023 году бюджетная система получила более 600 миллиардов рублей дополнительных доходов от управления средствами единого казначейского счета, которые поступили в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. Казначейство России стало третьим администратором доходов среди государственных органов. Увеличение производительности труда, повышение качественных показателей работы за счет экстенсивного роста человеческих ресурсов исчерпали себя. Требуется применять более эффективные современные подходы, основанные на данных, и новые инструменты, включая искусственный интеллект.

Казначейство России на сегодняшний день можно назвать датацентричным ведомством. Объем бизнес-данных в информационных системах, оператором которых является ведомство, составляет почти 7,5 петабайта, к которому ежегодно добавляется 1,5 петабайта данных. Общий же объем хранимой в Федеральном казначействе информации, включая резервирование данных, служебную и вспомогательную информацию, уже превысил 30 петабайт. В современных персональных компьютерах объем памяти достигает 1 терабайта, поэтому, чтобы понять масштаб данных, с которым проводится работа, можно представить 30 тысяч компьютеров (рисунок 1).

Безусловно, это огромный массив данных, требующий выстраивания методологии управления ими, контроля их жизненного цикла, разметки и управления качеством. В этих целях мы создали специальное подразделение, занимающееся непосредственно управлением данными, в том числе кросс-системными — Межрегиональный центр обработки данных. Конечной целью данной кропотливой работы является извлечение знаний из информации. Для этой задачи в Федеральном казначействе организован Центр искусственного интеллекта с привлечением научного потенциала Российского технологического университета МИРЭА.

Для работы с данными нам требуются профильные специалисты. Это аналитики данных, которые занимаются сбором, анализом и интерпретацией больших объемов данных с целью выявления закономерностей, тенденций и важной информации для бизнеса. Это инженеры данных, работающие с базами данных, облачными хранилищами, озерами данных, а также занимающиеся разработкой и оптимизацией процессов извлечения, трансформации и загрузки данных для обеспечения эффективного их анализа.

Актуальными для нас являются как задачи классического машинного обучения для прогнозирования финансовых временных рядов, так и большие языковые модели в качестве быстрого и удобного способа доступа к знаниям (рисунок 2). В настоящее время, помимо уже разработанных моделей машинного обучения, Центр искусственного интеллекта работает над следующими ключевыми проектами:

1. Прогноз рисков неисполнения контрольных точек национальных целей, государственных программ и национальных проектов

Прогнозирование осуществляется с учетом разных признаков: начиная от финансирования проекта до географии проектов. Точность оценки риска составляет до 97%. Все это позволяет избежать негативных для проектов последствий и перейти от выявления нарушения по факту его свершения к предупреждающему принципу, направляя в региональные проектные офисы уведомления заранее.

2. Прогнозирование остатков на счетах клиентов

Министерство финансов РФ ставит Федеральному казначейству задачу передать как можно больший объем ликвидности в экономику, чтобы деньги не прекращали работать ни минуты. При этом находящиеся на едином казначейском счете остатки средств, которые размещаются в разнообразных финансовых инструментах, формируются за счет средств бюджетов бюджетной системы и внебюджетных средств. Это вызывает необходимость внедрения сложных ансамблевых моделей прогнозирования, учитывающих региональную и даже ведомственную специфику входящих и исходящих финансовых потоков. Прогнозируется как уровень доступной для размещения ликвидности, так и риски отзыва средств из размещения для покрытия непредвиденных расходов.

3. Система прослеживаемости бюджетных средств

Прослеживаемость средств как в банковской, так и в казначейской системе является одной из самых трудоемких задач. Не все государственные платежи на текущий момент маркированы, при этом требуется обеспечить контроль расходования бюджетных средств на всем пути их движения, от плательщика до конечного получателя, в увязке с бюджетным циклом. С использованием моделей обработки текста, включающих специализированные словари предметной области, в информационных системах Казначейства России проводится автоматическая семантическая разметка данных. А именно: из реквизитов платежных документов, в том числе назначения платежа, извлекается «смысл» платежа в виде облака тегов (например, «детский сад» в рамках национального проекта «Демография»). Классификаторы помогают связывать платеж с конкретными субсидиями и иными межбюджетными трансфертами.

4. Голосовые помощники

В государственной автоматизированной системе «Управление», которая широко используется Правительством РФ для мониторинга реализации проектов во всех сферах деятельности, реализован голосовой помощник. Он не требует устройств ввода (клавиатуры, мыши), понимает суть запроса, запоминает контекст, что делает его незаменимым для групповой работы с 3D-витринами. Голосовые команды распознаются с использованием искусственного интеллекта, не отдающего предпочтение конкретному голосу. Команды и действия для работы с 3D-витринами легко настраиваются под новую функциональность.

5. Автоматизация 2-й и 3-й линии поддержки

Федеральное казначейство является оператором крупных государственных информационных систем. Кроме сотрудников самого Казначейства России, данные системы используют Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, более 400 тысяч сотрудников бюджетных организаций и около одного миллиона граждан — посетителей порталов, пользователей и так далее. В общей сложности ведомство и его территориальные подразделения на линию технической поддержки получают более трех миллионов обращений в год.

Упростить и ускорить процессы обработки обращений призвана большая языковая модель, обученная на основе нормативных правовых актов, технологических инструкций и руководств пользователей. Она понимает русский язык и может отвечать на вопросы по работе в информационных системах и выполнению бизнес-процессов. Технология схожа c другими языковыми моделями и предполагает конвертацию запроса в вектор, извлечение контекста, поиск наиболее подходящего вектора ответа и конвертацию его в результирующий текст. Решений в сфере больших языковых моделей представлено достаточно много, но мы развиваем собственную, основанную на решениях с открытым кодом.

03_Албычев_Александр_Федеральное_казначействоsummit2023.jpg

Импортозамещение ИС

Сформировавшаяся с начала нулевых архитектура крупных централизованных транзакционных систем финансового сектора включала в себя базы данных преимущественно иностранного производства. Они обеспечивали высокую скорость обработки и сохранности данных на уровне систем управления базами данных. На аппаратном уровне их сохранность обеспечивало использование производительного оборудования класса Hi-End, которое дублировало все узлы и обладало максимальной надежностью. Такое оборудование закупалось у крупнейших американских производителей.

Информационные системы, оператором которых является Федеральное казначейство, не были исключением и создавались, развивались в соответствии с лучшими техническими решениями, доступными на тот момент времени. При необходимости увеличения производительности системы по мере ее роста происходило добавление вычислительных ресурсов (если модель производителя допускала такую возможность) или выполнялся переход на более производительную модель оборудования.

В целях выполнения требований по импортозамещению, определенных постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2015 года № 1236, перед Федеральным казначейством стояла задача перехода с иностранных решений на отечественное программное обеспечение и инфраструктуру. Проект по импортозамещению должен был быть комплексным и охватывать практически все уровни архитектуры: от инфраструктуры центров обработки данных до операционной системы и средств защиты информации на рабочих местах пользователей. В идеальном варианте такой проект можно было бы реализовать за один шаг в случае доступности готовых аналогов и необходимого бюджета на разработку импортозамещенной информационной системы, которая должна быть построена в соответствии с новыми принципами организации технологических компонентов и учитывать доступность зрелых отечественных решений. Для систем Федерального казначейства такой «идеальный» вариант был невозможен из-за целого ряда технических ограничений, поэтому процесс импортозамещения проходил поэтапно и выполнялся в отдельности для каждого компонента. Важно отметить, что проект замещения не начинался, пока риск снижения надежности предоставления сервисов пользователям оставался существенным.

Слой инфраструктуры при проектировании был на особом положении, так как надежды на быстрое становление производства высокопроизводительного вычислительного оборудования в России в обозримом будущем отсутствовали. Поэтому недоступность многопроцессорных серверов была принята как данность. Реестр российской радиоэлектронной продукции со временем наполнялся моделями с возможностью установки одного или двух процессоров, тогда как в Федеральном казначействе информационные системы работали на оборудовании, которое было на порядок производительнее (рисунок 3).

Мы поставили для себя цель — найти не только замену западным решениям, но с учетом требований динамичного развития, многообразия направлений казначейского учета, объема учетных данных, требований к оперативности и корректности осуществления операций, вектора на полную централизацию учета дополнительно обеспечить в импортозамещенном решении выполнение ряда критериев:

  • горизонтальное масштабирование для обеспечения показателей нагрузки и отказоустойчивости с учетом ежегодного прироста данных;
  • гибкость настроек и максимально возможная универсальность для обеспечения независимости решения от изменений в нормативных правовых актах и бизнес-процессах;
  • поддержка аспектов различных видов транзакций — банковских, бюджетных, операционных и прочее;
  • ведение учета в разрезе дополнительных аналитических признаков, не входящих в структуру счета казначейского учета, например таких, как объекты капитального строительства, номера госконтрактов, коды субсидий, коды источников поступлений и направлений выплат и так далее;
  • обеспечение безопасности данных;
  • обеспечение поддержки со стороны поставщиков.

Стоит дополнительно подчеркнуть, что выбираемые отечественные решения должны обязательно обладать встроенной «из коробки» функциональностью горизонтального масштабирования, что должно выгодно отличать их от решений, например, Oracle DB, для которых фактически было доступно только вертикальное масштабирование на больших серверах.

Отечественное решение должно без ущерба производительности и доступности работать на множестве небольших серверов, не предъявляя высоких требований к мощности оборудования, и позволять сэкономить на общей стоимости владения благодаря стандартизации и отказу от уникальных серверов (таблица).

В настоящее время большинство информационных систем Казначейства России уже переведено на российское программное обеспечение. Однако замена серверных операционных систем и программ по управлению виртуальными вычислительными ресурсами (гипервизоров) должна завершиться к 2027 году.

Сервис прямых выплат

Благодаря системе казначейских платежей платежи внутри государства осуществляются в режиме реального времени 24 часа в сутки. На ее основе Казначейство России, как оператор системы, предоставляет участникам технологичные платежные сервисы по трем направлениям: платежи в бюджетную систему, платежи из бюджетной системы, платежи внутри бюджетной системы. Некоторые из них реализуются во взаимодействии с платежными системами: платежной системой Банка России и национальной системой платежных карт.

Одним из таких платежных сервисов является сервис прямых выплат на карты «Мир». Менее чем за одну минуту платежный документ проходит в автоматическом режиме установленные проверки, и средства зачисляются на карту получателя средств. Данный сервис стал первым полностью цифровым решением, работающим в круглосуточном режиме. С его использованием ежемесячно проводится 1,5 миллиона выплат. Ключевым партнером, обеспечивающим доступ к банковской инфраструктуре, является национальная система платежных карт. Банки, в свою очередь, гарантируют адресное доведение средств благодаря встроенной в процесс двухфакторной проверке либо извещают о причинах невозможности их зачисления. Тем самым исключается перевод средств по неактуальным или ошибочным реквизитам.

Сервис прямых выплат широко используется по всей стране (рисунок 4). За прошедший 2023 год региональный сегмент сервиса вырос в 2,6 раза по количеству и объему. Количество возможных к перечислению видов выплат превышает 160 и затрагивает почти все сферы деятельности: образование, здравоохранение, семейные, жилищные и трудовые отношения, занятость населения и иные. По предложениям федеральных и региональных органов и организаций их число постоянно растет. Казначейство России, включая все подведомственные учреждения, использует данный сервис при перечислении оплаты труда и иных сопутствующих выплат государственным гражданским служащим и работникам.

В ближайших планах — применение сервиса в отношении выплат субъектов централизованного учета: органов и организаций, для которых Федеральное казначейство осуществляет начисление выплат по оплате труда. Такой переход не только ускорит получение средств работниками, но и существенно упростит работу сотрудникам централизованной бухгалтерии. Дело в том, что сервис позволяет не задумываться о разделении выплат по банкам и формировании отдельных реестров для каждого из них. Единый реестр на исполнение, единый результат обработки и полное понимание состояния каждой отдельной выплаты позволяют легко автоматизировать работу любой государственной организации.

СБП

Противоположным с точки зрения направления движения средств является сервис приема платежей в бюджетную систему с использованием Системы быстрых платежей (СБП). Актуальность приема платежей по СБП продолжает расти: по данным Банка России, в первом квартале 2024 года переводами в СБП воспользовался каждый второй житель страны, оплатой товаров и услуг — каждый третий.

Уже сейчас граждане могут осуществить оплату начислений, содержащихся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП), с использованием СБП. Начата работа по внедрению новых сценариев, предусматривающих прием платежей по платежной ссылке — QR-коду или бесконтактной NFC-табличке, ставшим привычными и не уступающими по скорости оплаты банковским картам. Такая возможность появилась на федеральном и региональных порталах государственных и муниципальных услуг, сайтах органов и организаций, а также в местах обслуживания населения и бизнеса (рисунок 5). Это в том числе позволяет сократить расходы организаций государственного сектора.

Для Федерального казначейства это важный шаг: еще никогда мы не были настолько близки к плательщикам, обеспечивая "последнюю милю«[1] для наших клиентов. Цели проекта полностью оправдывают сопутствующие сложности, ведь сервис позволит перевести на безналичные расчеты малые и средние учреждения, не имеющие в настоящее время свободных средств, возможностей и компетенции для организации приема банковских карт или иных цифровых способов оплаты. Кроме того, существенно повышается скорость зачисления средств: с текущих двух дней до 15 секунд. Помимо этого, мы прогнозируем сокращение расходов организаций государственного сектора при использовании сервиса на сумму до 10 миллиардов рублей ежегодно, если перевести весь объем платежей на СБП.

ГИС ГМП

Функциональность, необходимая для приема платежей по СБП, реализована на базе ГИС государственных и муниципальных платежей (ГИС ГМП) — информационной системы, оператором которой также выступает Казначейство России. Выбор данной системы обусловлен тем, что она активно применяется в целях повышения собираемости средств в бюджетную систему.

Около 40 тысяч участников размещают в ГИС ГМП начисления: счета на оплату налогов, сборов, государственных и муниципальных услуг, платных услуг учреждений, штрафов, задолженности по исполнительному производству и иных видов платежей. Система во взаимодействии с банками и иными платежными агрегаторами доводит до плательщиков указанные начисления, содержащие достаточную для принятия решения об оплате информацию. Поступающая от банков и иных платежных агрегаторов информация о принятых от плательщиков платежах погашает начисления и, соответственно, задолженность по оплате. При этом около 50% платежей поступают в ГИС ГМП в пределах одной минуты при установленном нормативе в один час. За счет того, что процессы выполняются в автоматическом режиме в сжатые сроки, собираемость платежей при использовании ГИС ГМП вырастает до 30%. Невыясненные платежи сокращаются до нуля, поскольку получатели средств, ответственные за размещение начислений, следят за актуальностью реквизитов.

Цифровизация процессов в государственном секторе приводит к росту потребности в оперативных данных. И сервисы ГИС ГМП адаптируются под новые задачи. Полностью автоматизирован процесс начисления и контроля оплаты услуг на получение разрешений и лицензий в рамках правительственного эксперимента по оптимизации и автоматизации процессов разрешительной деятельности. За счет связности начислений и платежей исключена необходимость поиска и подтверждения оплаты услуг ведомствами, все полностью автоматизировано и успешно применяется 19 федеральными органами исполнительной власти.

Государственная информационная система «Торги» использует ГИС ГМП для выставления начислений в оплату приобретаемого и арендуемого государственного и муниципального имущества. Это позволяет получить оперативную информацию об оплате для перехода к заключению договора без истребования с покупателя (арендатора) подтверждающих оплату документов или ожидания поступления средств на счет.

С использованием инструментов системы запланирована оптимизация взаимодействия органов, выявляющих правонарушения администраторов доходов бюджета и судов. В ГИС ГМП будут размещаться начисления по административным правонарушениям, выявленным органами и должностными лицами, решения по которым принимаются судом, при этом получателем денежных средств является иной орган. Таким образом, обеспечивается своевременное информирование граждан и организаций о назначенных по решениям судов штрафах, судебных издержках, государственных пошлинах. За счет включения в состав исполнительных документов уникального идентификатора начисления обеспечивается их связность с выносимым в дальнейшем исполнительным документом, возбуждаемым ФССП России при принудительном взыскании.

Система казначейских платежей

Скорость и принципы осуществления внутригосударственных платежей зависят только от нас самих, и, несмотря на достойные показатели, мы ставим себе новые цели. С каждым годом количество обрабатываемых платежей растет, поэтому для эффективного управления данным процессом на базе действующих территориальных органов Федерального казначейства создаются специализированные подразделения — платежные центры. Централизация позволит повысить скорость выполнения операций, снизить трудозатраты на обслуживание и управление платежами. Параллельно с этим мы оптимизируем и автоматизируем сами процессы, исключая лишние транзакции между территориальными органами, которые носили смысл только в эпоху разрозненной информационной архитектуры. Типовые транзакции роботизируются. Если раньше для получения информации об остатках на казначейских счетах требовался сбор отчетов от подразделений по всей стране, то сейчас полная картина доступна в момент времени: в транзакционной системе — для специалистов по платежам, в аналитической системе — для руководства.

Для обеспечения высокого уровня автоматизации выплат изменяется подход к проведению санкционирования оплаты денежных обязательств. Определена матрица рискоемкости операций и формальные критерии определения уровня риска операции. Операции с низким уровнем риска подлежат проверке без привлечения сотрудников. Но чем выше риск, тем более вовлечен сотрудник в оценку соответствия сути операции принятому обязательству.

Автосанкционирование уже встроено в процессы составления платежных документов, реализованные в единой информационной системе в сфере закупок (ЕИС). Сформированные в ЕИС документы заведомо согласуются с контрактной документацией, обеспечивая более эффективную работу и увеличивая прозрачность операций. Данный положительный опыт будет распространен и на другие доверенные источники, используемые для инициирования платежных операций.

Электронные сертификаты

Отдельно от остальных платежных сервисов стоит электронный сертификат — самостоятельный инструмент оплаты, реализованный в партнерстве с Банком России и национальной системой платежных карт. Данный инструмент позволяет гражданам — получателям мер поддержки самостоятельно приобретать товары, работы или услуги за счет бюджетных средств в установленном объеме с учетом ограничений по номенклатуре.

Изначально электронный сертификат применялся только для приобретения технических средств реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья. Сейчас в нашем портфеле 12 региональных программ, реализованных или готовящихся к реализации в девяти субъектах страны (рисунок 6). Общая направленность программ: продукты питания, детские принадлежности, одежда и обувь, школьные принадлежности, детский отдых в лагерях, новогодние подарки.

Электронный сертификат и Государственная информационная система электронных сертификатов (ГИС ЭС), обеспечивающая процессы выпуска сертификатов и учета операций с их использованием, предоставляются органам социальной защиты как сервис «под ключ» с доступом к инфраструктуре из более чем 28 тысяч магазинов, в том числе интернет-магазинов и маркетплейсов, принимающих сертификаты в оплату. При этом сервис не заменяет региональные информационные системы и имеющиеся процессы предоставления мер поддержки. Благодаря реализации ГИС ЭС в виде конструктора электронный сертификат настраивается для любых мер поддержки без дополнительных доработок.

Решение имеет интеграцию с порталом госуслуг для получения гражданами информации о местах продажи товаров, работ и услуг на интерактивной карте, а также оперативной информации о состоянии электронного сертификата.



[1] «Последняя миля» — канал, соединяющий конечное (клиентское) оборудование с узлом доступа провайдера (оператора связи).

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно