Версия для печати 298 Материалы по теме
Финансы Свердловской области: опыт организации бюджетного процесса

Свердловская область расположена на границе Европы и Азии — на пересечении трансконтинентальных потоков сырья, товаров, финансовых, трудовых и информационных ресурсов. Средний Урал — крупнейший индустриальный центр страны. Практику работы финансового органа мы обсуждаем с министром финансов региона Александром Сергеевичем Старковым.

— Александр Сергеевич, как вы оцениваете сегодняшнюю экономическую ситуацию в регионе?

— В 2023 году большинство показателей социально-экономического развития области демонстрировало стабильную положительную динамику. Важно, что и в начале текущего года благоприятная динамика сохраняется: в январе — марте индекс промышленного производства составил 103 процента к уровню января — марта прошлого года. Фонд заработной платы только за февраль увеличился более чем на 25 процентов. При этом ключевым драйвером роста экономики остается обрабатывающая промышленность: объем отгруженной продукции за год возрос на 21,5 процента.

— Соответственно, выросли и доходы бюджета?

— На самом деле после пандемийного 2020 года доходы регионального бюджета растут ежегодно. В 2021–2022 годах налоговые и неналоговые доходы увеличились на 41 процент, по итогам 2023 года — на 30,6 процента к уровню 2022 года. В прошлом году за счет роста региональной экономики общий объем доходов достиг исторического максимума: 448,5 миллиарда рублей. Более 70 процентов от общей суммы прироста налоговых и неналоговых доходов сложилось за счет опережающего роста поступлений налога на прибыль организаций.

Помимо экономических факторов, положительная динамика также связана с изменением законодательства по порядку учета курсовых разниц[1]. Поправки повлияли на суммы годовых перерасчетов за 2022 год и позволили дополнительно привлечь в областной бюджет свыше 20 миллиардов рублей. Всего за 2023 год объем поступлений налога на прибыль организаций в бюджет Свердловской области составил 177 миллиардов рублей. Устойчивый рост показали также поступления и по другим видам налоговых доходов. Кроме того, в 2023 году на 47 процентов возросли поступления неналоговых доходов, в первую очередь за счет увеличения доходов от размещения временно свободных остатков на депозитах.

В первом квартале текущего года исполнение областного бюджета по доходам сохраняет сложившуюся положительную динамику. Основной рост по налогу на доходы физических лиц — на 24,6 процента — связан со стабильным ростом фонда отплаты труда работников.

Хочу отметить, что на протяжении ряда лет уровень бюджетной обеспеченности Свердловской области превышает среднероссийский показатель. Традиционно мы входим в число регионов, не получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета.

— Связаны ли эти показатели с усилиями региональных властей? В Свердловской области организована работа по мобилизации доходов?

— Конечно. Вопросы повышения доходного потенциала Свердловской области находятся на постоянном контроле губернатора Евгения Владимировича Куйвашева. С 2012 года по его поручению действует система межведомственных органов. Их работа непосредственно направлена на выявление резервных доходных источников бюджета и организацию мероприятий по их мобилизации. На уровне правительства Свердловской области этим занимается комиссия по укреплению финансовой дисциплины и мобилизации доходов бюджета. В отраслевых органах исполнительной власти и муниципальных образованиях созданы межведомственные комиссии по отраслям экономики, а также по расширению налоговой базы местных бюджетов. Их главная задача — проведение адресной работы с хозяйствующими субъектами по вопросам убыточности, предоставления нулевой отчетности, адекватности налоговой нагрузки, погашения задолженности и своевременной уплаты арендных платежей в областной и местные бюджеты, легализации заработной платы.

Немало внимания мы уделяем и проведению адресной работы с крупными предприятиями, действующими в регионе. Заключены соглашения о социально-экономическом сотрудничестве с 79 предприятиями, входящими в крупные холдинговые структуры и государственные корпорации, доля которых ежегодно составляет не менее 15 процентов в налоговых доходах консолидированного бюджета Свердловской области. Я имею в виду в том числе УГМК, «Евраз», «Синару», ТМК, «Росатом» и «Ростех». Эффективная реализация соглашений помогает реализовывать крупные инфраструктурные проекты как в регионе в целом, так и на отдельных территориях присутствия крупных предприятий. В качестве примера можно привести строительство университетского кампуса, трамвайной линии Екатеринбург — Верхняя Пышма, моста через Нижнетагильский пруд и других знаковых объектов, которые очень важны для наших территорий.

Также отмечу, что уже на протяжении ряда лет в Свердловской области реализуется комплекс мероприятий, предусмотренных дорожной картой по повышению доходного потенциала. За счет реализации мероприятий дорожной карты в консолидированный бюджет Свердловской области ежегодно дополнительно поступает от 3,5 до 5 процентов доходов.

— Минфин Свердловской области активно работает над непростой задачей: снижением дебиторской задолженности. Есть ли результаты?

— Действительно, работа с просроченной дебиторской задолженностью по платежам от использования государственного и муниципального имущества — это один из важнейших дополнительных источников поступлений. Потенциал этого источника достаточно высок. Значительная часть просроченной задолженности имеет длительные сроки возникновения, измеряемые зачастую годами.

Для систематизации данных мы разработали формы бюджетной отчетности, раскрывающие информацию о состоянии и структуре просроченной дебиторской задолженности, а также о мерах, принимаемых по ее взысканию. Разрабатывается нормативная и методологическая база по управлению дебиторской задолженностью. Вопросы работы с ней ежемесячно рассматриваются на заседаниях межведомственной рабочей группы.

Начиная с прошлого года мы проводим выездные совещания в муниципалитетах области, где рассматриваются вопросы организации работы с просроченной дебиторской задолженностью по доходам от управления муниципальным имуществом, а также меры, направленные на повышение доходного потенциала местных бюджетов. Отмечу, заинтересованность муниципалитетов в повышении эффективности работы по управлению задолженностью повышает наличие стимулирующих инструментов.

Органами местного самоуправ­ления проведена огромная и эффективная работа по взысканию задолженности и обеспечению доппоступлений в местные бюджеты. Сумма дополнительных поступлений в консолидированный бюджет Свердловской области по результатам претензионно-исковых мероприятий, проведенных администраторами доходов в 2023 году, выросла по сравнению с предыдущим годом на 58 процентов. Кроме того, в результате превентивных мер, которые принимают администраторы доходов, удалось своевременно урегулировать задолженность и не допустить ее «переход» в статус просроченной. Тем самым предотвращено формирование новой задолженности.

— А как идет исполнение расходов бюджета?

— Расходы регионального бюджета тоже имеют тенденцию к росту: по итогам 2023 года их объем составил 397,4 миллиарда рублей. На текущий год расходы областного бюджета утверждены законом в объеме 438,4 миллиарда рублей, что на 10,3 процента больше, чем за прошлый год.

Конечно, региональный бюджет сохраняет социальную направленность. Расходы на социальную сферу на протяжении ряда последних лет составляют более 60 процентов от общей суммы расходов областного бюджета.

— Привлекаете ли вы средства Федерации на развитие инфраструктуры?

— Область является активным участником программы «Инфраструктурное меню». За 2022–2023 годы объем средств, направленных на объекты социальной, транспортной и коммунальной инфраструктуры с использованием инструментов программы — включая средства кредита на опережающее финансирование, — составил 22 миллиарда рублей. Здесь хотелось бы отметить конструктивное и оперативное взаимодействие с Минфином России при рассмотрении наших заявок, в том числе связанных с корректировкой проектов.

Продолжая разговор о взаимоотношениях с федеральным бюджетом, подчеркну, что в 2023 году всего 9,6 процента — 42,9 миллиарда рублей — от общей суммы доходов областного бюджета составляли безвозмездные поступления. По сравнению с 2022 годом они снизились на 19,8 миллиарда рублей. На текущий год безвозмездные поступления утверждены в объеме 33,7 миллиарда рублей, что составляет восемь процентов от общей суммы доходов на 2024 год.

— Как выстроены межбюджетные отношения с муниципалитетами? Знаем, что у вас есть свои уникальные региональные практики. Не могли бы вы о них рассказать?

— В Свердловской области 94 муниципальных образования. Их экономика и, соответственно, бюджеты крайне дифференцированы. И наша задача состоит в обеспечении всем жителям региона одинакового доступа к комфортной и достойной жизни. Для того чтобы вывести эту работу на новый уровень, мы еще в 2004 году ввели согласительные процедуры с муниципалитетами на стадии бюджетного планирования.

Для организации согласительных процедур создается комиссия по рассмотрению предложений органов местного самоуправления. Организация ее работы регламентирована постановлением областного правительства об утверждении порядка составления проекта областного бюджета, ее состав и регламент проведения заседаний — распоряжением Правительства Свердловской области. В работе комиссии, наравне с представителями отраслевых министерств, принимают участие депутаты Законодательного собрания Свердловской области. Такая работа обычно длится неделю.

Наша цель — максимально достоверно и сбалансированно спрогнозировать муниципальные бюджеты следующего года, заранее рассмотреть и согласовать предложения муниципальных образований со всеми участниками бюджетного процесса. Это активный открытый диалог, направленный на рассмотрение наиболее актуальных для муниципальных образований вопросов, требующих дополнительных расходов, и на выработку совместных решений с профильными министерствами и депутатами. Процедура обсуждения муниципальных бюджетов позволяет определить как системные, общие для всех муниципалитетов вопросы, так и точечные проблемы, характерные для конкретной территории. В части системных вопросов Министерством финансов во взаимодействии с депутатами и другими министерствами определяются актуальные направления работы на предстоящий бюджетный период и соответствующие объемы расходов.

Самые распространенные обращения муниципальных образований в комиссию связаны с обеспечением их участия в областных государственных программах и национальных проектах в части строительства и ремонта муниципальных объектов дорожной инфраструктуры, школ, детских садов, спортивных и оздоровительных учреждений, строительства и ремонта коммунальных сетей, благоустройства общественных пространств. Много позиций рассматривается исходя из поручений Президента РФ и Правительства РФ, губернатора Свердловской области.

Например, на 2024 год учтены средства на решение таких системных вопросов, как обеспечение безопасности дорожного движения, устранение предписаний надзорных органов и антитеррористическая защищенность образовательных организаций, установка и строительство пожарных резервуаров и пожарных пирсов, приведение в порядок воинских захоронений и мемориальных комплексов. Результатом такой совместной работы становится значительный дополнительный объем помощи муниципалитетам. Совместный с депутатским корпусом мониторинг выработанных решений по увеличению расходных полномочий продолжается в течение всего года. Все это стимулирует муниципалитеты к проведению ответственной бюджетной политики при принятии управленческих решений.

— Важной частью работы Минфина является внутренний финансовый контроль. Какие приоритеты в этой сфере вы можете выделить?

— В приоритетном порядке мы осуществляем контроль за эффективным использованием ресурсов, направляемых на реализацию национальных проектов. Эти отчеты, в том числе о выявляемых нарушениях, ежемесячно направляются в органы прокуратуры. Минимум раз в год итоги этой работы заслушиваются на координационном совещании по обеспечению правопорядка в Свердловской области под председательством губернатора Е. В. Куйвашева, на котором присутствуют представители всех правоохранительных органов. По нашему мнению, такая практика — это успешный инструмент для обмена опытом между государственными органами и выработки предложений по повышению эффективности расходования бюджетных средств.

Особое внимание при осуществлении контроля мы также уделяем наиболее ресурсоемким, а также социально и экономически значимым мероприятиям государственных программ Свердловской области. Ежегодно только проверками регионального Министерства финансов охватывается более 10 процентов расходов областного бюджета. Отмечу, что по результатам проверок, проведенных с 2022 года по истекший период 2024 года, в доход областного бюджета возвращено более полумиллиарда рублей.

Также мы активно взаимодействуем с другими контрольными и надзорными ведомствами, в том числе с прокуратурой Свердловской области. Наши сотрудники по требованию надзорного органа направляются для участия в проверочных мероприятиях органов прокуратуры. Всего с 2022 года по апрель 2024 года специалисты министерства приняли участие в 75 таких проверках.

Большое внимание уделяется профилактике и предупреждению нарушений. Ежегодно организуются обучающие семинары с представителями исполнительных органов государственной власти региона и представителями муниципальных контрольных органов, где обсуждаются типовые нарушения, доводятся рекомендации по исключению причин и условий, способствующих таким нарушениям.

В 2023 году в Министерстве финансов Свердловской области, как и по всей стране, прошли торжественные мероприятия, посвященные 100-летию со дня образования контрольно-ревизионных органов Министерства финансов РФ. Уверен, что высокие результаты и качество контрольной работы — один из главных ориентиров для любых поколений сотрудников контрольно-ревизионного блока нашего министерства.

— Как планируете отметить 105-летие финансовых органов Свердловской области?

— Традиционно отметим юбилейную дату упорным трудом на благо интересов жителей нашей области. В текущем году совместно с коллегами приняли решение сосредоточить внимание на благотворительных и образовательных мероприятиях, в том числе в рамках работы по повышению финансовой и бюджетной грамотности.

Подготовила А. Ю. Ольховая



[1] Федеральный закон от 26 марта 2022 года № 67‑ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона „О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации“».

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно