№ 7 июль 2024 — 07 июля 2024

Китай — ключевой стратегический партнер России

Версия для печати 187 Материалы по теме
Китай — ключевой стратегический партнер России

Углубление всеобъемлющего партнерства с Китаем стало одним из ключевых приоритетов внешней политики России на фоне ожесточенного противостояния коллективному Западу. Недавний государственный визит В. В. Путина в Пекин стал наглядным свидетельством о переходе стратегического партнерства между двумя державами на новый уровень. В частности, тесные связи российского Дальнего Востока и китайской провинции Хэйлунцзян выступают локомотивом двустороннего взаимодействия.

Александр Иоильевич Ильинский, профессор, научный руководитель института глобальных исследований Финансового университета при Правительстве РФ

Новый уровень партнерства

По данным китайской таможни, двусторонняя торговля между Китаем и Россией в прошлом году достигла 240 миллиардов долларов, что на 26% превысило рекордные показатели предыдущего года. Как отметил Председатель Правительства РФ М. В. Мишустин, в нынешних геополитических условиях отношения двух стран успешно прошли проверку на прочность и демонстрируют высокую степень устойчивости.

Символичным жестом можно считать тот факт, что первым зарубежным государственным визитом российского лидера после переизбрания на новый президентский срок стала поездка в Китай. Это показывает уважение к руководству КНР и признание ключевой роли китайского направления во внешней политике России. Ранее, в марте 2022 года, председатель КНР Си Цзиньпин после своего переизбрания также совершил официальный визит в Москву, подчеркнув приоритетность российско-китайских отношений.

Одним из главных итогов визита Путина стала четкая позиция Пекина относительно ситуации вокруг конфликта на Украине. Китай, как и другие страны БРИКС, отказался принимать участие в запланированной Западом «мирной конференции» в Швейцарии. Это убедительно продемонстрировало, что Соединенным Штатам и их союзникам не удалось дипломатически изолировать Российскую Федерацию. США не удалось создать мировую антироссийскую коалицию государств с единым эффективным планом дипломатического давления на нашу страну. Российский лидер дал понять неприемлемость такого подхода коллективного Запада. По его словам, Москва предпочитает вести переговоры в рамках стамбульской площадки при участии Турции и ООН.

Без_имени-11.jpg

В ходе переговоров были затронуты ключевые направления двустороннего сотрудничества: от торгово-экономического и инвестиционного партнерства до взаимодействия в сфере высоких технологий и цифровой экономики. Стороны договорились о наращивании использования национальных валют во взаимных расчетах для обхода санкционных ограничений. Особое внимание было уделено сотрудничеству в энергетической сфере. Россия намерена и дальше оставаться надежным поставщиком энергоресурсов в Китай, реализуя масштабные инфраструктурные проекты.

Прослеживается единство подходов по широкому кругу региональных и международных вопросов. Пекин поддержал призывы Москвы к формированию более справедливого и демократического миропорядка на основе верховенства международного права и многополярности. Партнеры выступили за укрепление роли ООН, ШОС, БРИКС и других многосторонних структур для противостояния гегемонистским устремлениям отдельных держав.

Проблематика отношений

Следует отметить, что как Китай, так и Россия являются крупнейшими мировыми кредиторами, несмотря на сложные торговые отношения с коллективным Западом и рекордные санкции, наложенные на российскую экономику. В 2023 году положительное сальдо торговли товарами Китая составило около 823,2 миллиарда долларов, что немного ниже, чем предыдущий рекорд 2022 года, равный 837,9 миллиарда. Это сравнительно небольшое снижение торгового профицита вызвано в первую очередь снижением экспорта из Китая на фоне замедления мировой экономики и падения спроса на китайскую продукцию. Ключевые торговые партнеры Китая, такие как США и Европа, переживают рецессию, что негативно сказывается на объемах китайского экспорта. Второй фактор — снижение конкурентоспособности китайских товаров на международном рынке. В условиях увеличения заработной платы и стоимости ресурсов в Китае стоимость производства товаров там растет. В то же время международные конкуренты стремятся снизить себестоимость своих товаров. Это приводит к некоторому снижению спроса на китайскую продукцию и снижению торгового профицита.

Другой серьезнейшей проблемой российско-китайской торговли является проблема платежей. Три крупных китайских банка — Industrial and Commercial Bank of China (ICBC), China Construction Bank (CCB) и Bank of China — уже в начале 2023 года заявили о приостановке платежей из России. Это произошло на фоне вступления в силу 12-го пакета антироссийских санкций, введенных Евросоюзом и США. Введение новых ограничительных мер усилило контроль со стороны американских регуляторов за трансграничными финансовыми операциями. Китайские финансовые институты, опасаясь вторичных санкций со стороны Вашингтона, вынуждены ужесточать меры по соблюдению санкционного режима.

Прекращение приема платежей в адрес российских компаний и банков создает дополнительные сложности для ведения трансграничного бизнеса между Китаем и Россией. Это может привести к нарушению логистических цепочек, срывам поставок и росту издержек для участников внешнеторговых операций. Данная ситуация подчеркивает усиливающееся геополитическое давление на экономические связи между КНР и РФ. Китайские власти вынуждены маневрировать, пытаясь сохранить прагматичное сотрудничество с Россией, не вступая в прямое противостояние с США и их союзниками.

Хэйлунцзян и Дальний Восток

Визит Путина в Пекин наглядно показал, что Россия и Китай намерены не только сохранить, но и приумножить достигнутый уровень отношений стратегического партнерства. Поддержка КНР позволит РФ успешнее противостоять западным санкциям, играя на опережение в выстраивании нового мирового порядка. Налицо стремление России и Китая максимально активизировать двустороннее взаимодействие как в политической и экономической сферах, так и в области безопасности, науки и культуры. Особенно это касается приграничных территорий, в частности провинции Хэйлунцзян. Географическая близость и исторически сложившиеся контакты открывают широкие возможности для наращивания сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной, транспортной, энергетической и гуманитарной сферах.

Немаловажное значение имеет успешная реализация российско-китайских проектов в регионах. В качестве примера можно привести строительство трубопроводов «Сила Сибири — 1» и «Сила Сибири — 2» для поставок газа из Якутии и Иркутской области в Хэйлунцзян и другие районы Северо-Востока Китая. Регионы призваны обеспечить запуск новых транспортных маршрутов и логистических цепочек. Крупные транснациональные проекты, такие как строительство моста через Амур, модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, формируют каркас будущих торгово-экономических связей и углубляют кооперацию в самых разных отраслях.

Дальний Восток и Хэйлунцзян рассматриваются Москвой и Пекином в качестве опорных территорий для создания общего интегрированного экономического пространства в рамках сопряжения Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь»

Хэйлунцзян и Дальний Восток становятся своего рода полигоном для отработки форм взаимодействия в сфере высоких технологий, зеленой экономики, цифровизации. Осуществляется обмен достижениями и опытом по внедрению инноваций в сельском хозяйстве, энергетике, телекоммуникациях и других областях. На приграничных территориях активно развиваются контакты в гуманитарной сфере, расширяется обмен студентами, преподавателями, творческими коллективами. Регулярно проводятся форумы, фестивали, выставки. В Хэйлунцзяне и российских регионах на Дальнем Востоке открыты многочисленные консульские учреждения и культурные центры, способствующие упрочению атмосферы дружбы и взаимопонимания между народами двух стран.

Следует отметить, что приграничное сотрудничество России и Китая получает стимул за счет развития механизмов взаимодействия на площадках международных структур — АСЕАН, ШОС, АТЭС и др. В частности, большие перспективы открываются в русле создания зоны свободной торговли между ЕАЭС и КНР. Такое уверенное наращивание многопланового сотрудничества создает задел для дальнейшего упрочения отношений между нашими странами в духе взаимной выгоды и учета интересов друг друга.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно