Версия для печати 255 Материалы по теме
История финансового отдела Адамовского района

На протяжении десятилетий регулярно менялись структура финансового органа, доходные источники, сеть бюджетных учреждений и порядок их финансового обеспечения, но предназначение финансиста оставалось прежним. Определенная более 200 лет назад функция финансовых органов реализуется и по сей день — максимальный сбор доходов и обеспечение их эффективного расходования.

Константин Михайлович Воробьёв, заместитель главы администрации по финансово-экономическим вопросам — начальник финансового отдела администрации Адамовского района Оренбургской области

Советский период

С утверждением 31 октября 1918 года Советом народных комиссаров РСФСР декрета «Об организации финансовых отделов губернских и уездных исполнительных комитетов Советов депутатов» фактически были ликвидированы прежние финансовые органы. Слово «казначейство» вышло из обихода, на смену ему пришли финотделы исполнительных комитетов: сначала Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, позже — Советов народных депутатов. В это же время был образован и финансовый орган Оренбургской области, который осуществлял руководство на местах налоговым, сметным, кассовым и финансовым делом.

В 1935 году образован Оренбургский областной финансовый отдел, основной функцией которого являлось руководство всей финансово-бюджетной работой области. Адамовский финансовый отдел был создан 7 декабря 1931 года и изначально действовал при исполкоме села Адамовка Кустанайского округа Актюбинской области Казахской ССР. За годы своего существования служба достойно прошла проверку временем — постоянно меняющиеся экономические условия хозяйствования, суровые военные годы и сложный послевоенный период, переход к рыночной экономике.

В связи с образованием Адамовского района в составе Оренбургской области в 1934 году был организован районный финансовый отдел. Основными задачами нового органа стали мобилизация денежных средств и направление их в соответствии с утвержденными планами на развитие местного хозяйства, экономическое обоснованное планирование доходов и расходов бюджета района, исполнение бюджета по доходам и расходам, контроль за соблюдением государственной финансовой дисциплины. В штате Адамовского финансового отдела тогда числилось 17 человек.

Девяностые

К началу 90-х годов ХХ столетия финансовые органы представляли собой мощные структуры в составе органов власти всех уровней. До 1990 года Минфин СССР был единым координационным экономическим центром страны, на который возлагался широкий комплекс вопросов не только по исполнению бюджета, но и по контролю за состоянием экономики. Проводился анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций всех отраслей, а действие вертикальной системы подчинения и контроль позволяли своевременно предотвращать нецелевое и нецелесообразное расходование финансовых средств.

В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция по Адамовскому району. Костяк этой организации был сформирован из работников райфинотдела — так, первым начальником государственной налоговой службы по Адамовскому району была назначена Резванова Галия Хафизовна, ранее занимавшая должность начальника инспекции государственных доходов финансового отдела.

Самое ценное в любой организации — это люди. За 93 года в историческую летопись финансовой службы навечно вписаны имена 13 руководителей, и сегодня их просто нельзя не назвать. В первую очередь это прежние руководители — те, чей добросовестный труд, ответственное отношение к делу, профессионализм стали настоящей школой для молодых специалистов. У каждого из них был свой стиль работы, почти каждый оставил след в жизни финансовой системы и района в целом. Думаю, жителям нашего района их имена знакомы: Н. И. Федоров, В. П. Шубин, Е. И. Сташевская, А. В. Козлов, В. В. Черников, Н. Б. Люляева, И. И. Матненко.

Современность

В настоящее время финансовый отдел администрации Адамовского района возглавляет Константин Михайлович Воробьёв. В отделе работают 10 специалистов, многие из которых трудятся здесь уже много лет.

Структура финансового отдела состоит из трех отделов: бюджетного отдела, отдела бухгалтерского учета и отчетности, отдела казначейского исполнения. Коллектив бюджетного отдела осуществляет работу по составлению районного бюджета и его исполнению, занимается анализом расходов исполнения муниципальных программ, содержания аппарата управления. Сотрудники отдела казначейского исполнения бюджета контролируют финансирование расходных обязательств бюджетов в пределах установленных лимитов. Специалисты отдела бухгалтерского учета и отчетности организуют ведение учета движения средств по доходам и расходам.

С уверенностью можно сказать, что в финансовом отделе сложился стабильный коллектив, который отличается хорошим кадровым потенциалом и высоким профессионализмом. Он сохраняет и преумножает опыт своих предшественников, идет в ногу со временем, учитывает новые веяния.

Профессия финансового работника у большинства людей ассоциируется с бесконечными цифрами и отчетами, за которыми только специалисты могут увидеть школы, детские сады, библиотеки и дома культуры, зарплату работников, а значит — жизнь конкретных людей. Экономисты, финансисты и бухгалтеры любят свою работу и понимают, что она не с бумагами, а с людьми. Именно финансисты в полной мере понимают значение фразы «Время — деньги!», так как привыкли решать самые острые вопросы в кратчайшие сроки и с максимальным результатом.

Все сотрудники финансового отдела Адамовского района — ответственные, хорошие специалисты, при необходимости могут заменить друг друга. Все без исключения — великие труженики. Они готовы работать, не считаясь со временем. Какие бы сложные и важные задачи ни стояли перед работниками финансовой структуры, можно с уверенностью сказать: воспитанные в поколениях финансистов качества, такие как целеустремленность, неравнодушие, подлинно государственное отношение к делу, будут залогом успеха во всех начинаниях.

Реформы

Сегодня наши финансисты, как и работники всех финансовых органов страны, трудятся в условиях реализации сразу нескольких глобальных реформ — прежде всего реформы бюджетного процесса и реформы местного самоуправления.

Как известно, в 2010 году на федеральном уровне приняты положения о совершенствовании правового статуса государственных (муниципальных) учреждений. В Адамовском районе эти нормы были внедрены с 1 января 2012 года. Теперь муниципальные учреждения получают бюджетный рубль не на свое содержание, а на выполнение муниципального задания по оказанию соответствующих услуг. Реформа позволила определять эффективность работы учреждения, повысить открытость и прозрачность бюджетного процесса.

В условиях полного перевода на казначейское исполнение муниципальных учреждений создано единое информационное пространство по исполнению бюджета района и поселений. Автоматизация процесса выполнена посредством системы «АС Бюджет», технология кассового обслуживания получателей бюджетных средств используется в режиме «удаленного рабочего места». При работе с участниками бюджетного процесса отработан и полностью применяется электронный документооборот с использованием электронно-цифровой подписи.

В 2013 году положено начало внедрению программного принципа исполнения бюджета муниципального образования. В 2014 году в Адамовском районе реализовывалось восемь муниципальных программ, в настоящее время финансируется 20 муниципальных программ, которые охватывают около 99% расходов бюджета. Использование программно-целевого метода позволяет измерять эффективность работы муниципальных учреждений и отраслевых (функциональных) органов районной администрации.

В соответствии с Федеральным законом № 131‑ФЗ и уставом Адамовского района финансовый отдел исполняет переданные администрациями сельских поселений полномочия в части исполнения бюджета поселения.

В настоящее время финансовый отдел внедряет инициативное бюджетирование на территории муниципального района. Инициатива направлена на вовлечение граждан в реализацию проектов, решающих задачи местного значения. В одних случаях это выбор приоритетов расходования бюджетных средств, в других — софинансирование населением, бизнесом, местным бюджетом работ по реализации всенародно отобранных проектов. Использование механизмов инициативного бюджетирования позволяет изменить подход населения с потребительского на хозяйский. Принимая участие в проектах, вкладывая в них свои средства, сообща определяя объекты благоустройства, жители чувствуют свою причастность к происходящим изменениям и затем ответственно и бережно относятся к новым объектам.

Поделиться