Федеральный закон № 83‑ФЗ[1] принят 14 лет назад. И сегодня можно уверенно подвести итоги его реализации. Администрация Щекинского района провела большую подготовительную работу и к концу 2011 года сформировала на уровне муниципалитета всю необходимую нормативно-правовую базу. Своевременно принятые решения о разделении учреждений на три типа (казенные, бюджетные и автономные) позволили изменить формат финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений уже с 1 января 2012 года.
Елена Николаевна Афанасьева, заместитель главы администрации Щекинского района Тульской области, начальник финансового управления
Федеральный закон не заставлял переводить все учреждения в правовой статус «нового» бюджетного учреждения, они могли остаться и казенными. Но с целью повышения самостоятельности и эффективности подведомственных учреждений было принято решение по изменению типа функционирующих муниципальных учреждений большей частью в пользу бюджетных и автономных.
При принятии решения о разделении муниципальных учреждений на три типа администрация Щекинского района в первую очередь анализировала объем доходов от приносящей доход деятельности подведомственных учреждений по основным видам, определенным учредительными документами. Также мы изучали потенциальный перечень платных услуг, возможный к реализации в соответствующих социальных отраслях. Делали это через опрос потенциальных потребителей муниципальных услуг. Был разработан перспективный план по развитию приносящей доход деятельности учреждений, осуществляющих свою деятельность в сфере образования и культуры.
Образование
В результате на 1 января 2012 года в сфере образования на территории района из 83 учреждений образования 77 продолжило функционировать в форме бюджетного и шесть — в форме автономного. Далеко не все положительно восприняли совершенствование правового положения муниципальных учреждений, причем не только родители, но и руководители учреждений. Родители, в частности, опасались, что новые бюджетные и автономные учреждения начнут злоупотреблять свободой, будут наращивать платные услуги за счет сокращения бесплатных.
Для формирования положительного мнения общественности на родительских собраниях была проведена огромная разъяснительная работа, и мы получили положительный отзыв граждан. С руководителями учреждений на базе Центра обеспечения деятельности организовали целый ряд совещаний и семинаров, на которых были подробно изучены преимущества нового правового положения учреждений, в том числе с учетом имеющейся на тот момент практики в других регионах, прежде всего в Республике Татарстан.
Как итог, существенно возросла активность, самостоятельность, открытость управления учреждениями, повысилось участие коллективов в определении приоритетов развития учреждений, их чувство причастности к процессу развития. И наконец, выросла заработная плата рядовых сотрудников за счет их вовлеченности в платную деятельность.
Муниципальные задания в сфере образования традиционно формировались и формируются сейчас на основе федеральных стандартов общего образования, в которых установлено как количество обязательных предметов, так и количество обязательных часов на каждый предмет. Весь этот объем по-прежнему предоставляется бесплатно и полностью покрывается муниципальным заданием. Другое дело, если родители хотят, чтобы их ребенок сверх учебного плана изучал, например, третий иностранный язык или другие дополнительные образовательные программы, то школа может предоставить им платно во внеурочное время такую возможность. Перечень платных услуг и расчеты их стоимости активно обсуждали на попечительских советах с обязательным участием учредителя.
Расходование средств, полученных от оказания платных образовательных услуг, осуществляется в соответствии с планом ФХД исполнителя, утвержденным комитетом по образованию. Стоимость платных услуг исполнитель рассчитывает с учетом полного возмещения затрат на их оказание. Педагоги участвуют в оказании платных услуг на основе гражданско-правовых договоров без включения данных выплат в тарификацию, также они не учитываются при определении показателей достижения средней заработной платы по указу Президента РФ № 597. Это повышает заинтересованность педагога к участию в такой деятельности.
Но при этом возникает дополнительная нагрузка на учителей (работа в выходные дни и за пределами основного рабочего времени) сверх нормы часов, установленных учебным планом. В разных школах, исходя из возможностей оказания платных образовательных услуг, по-разному распределяются внебюджетные денежные средства на основании плана ФХД:
- на вознаграждения педагогического персонала выделяется
50–60% дохода; - на материальные затраты, включающие расходы на приобретение инвентаря, учебно-методических пособий и других учебных материалов, выделяется
30–50% дохода; - на хозяйственные расходы и содержание здания выделяется до 10% дохода.
При определении наименования платной дополнительной услуги важно четко сформулировать название курса, чтобы его рабочая программа не была предусмотрена учебным планом школы и не воспринималась как прохождение образовательных учебных программ.
В начале реализации 83‑ФЗ у нас была негативная практика с представлениями надзорных органов по обращениям граждан. Но сегодня эта проблема решена. Благодаря знаниям и умениям, полученным при изучении дополнительных образовательных программ, учащиеся успешно выступают на олимпиадах, конкурсах и достигают высоких результатов на различных уровнях.
Культура
В сфере культуры было создано одно автономное и шесть бюджетных учреждений, 12 (культурно-досуговые учреждения и учреждения в сфере библиотечного обслуживания поселенческого уровня) сохранили форму казенного. Но в последующие годы учреждения поселенческого уровня с целью повышения качества управления и централизации функций были реорганизованы путем присоединения к соответствующим бюджетным учреждениям районного уровня. Таким образом, в сфере культуры на сегодняшний день нет казенных учреждений совсем. При этом успешно функционируют три автономных: музей, ДК и библиотека в рабочем поселке Первомайский. Все они активно оказывают платные услуги и развивают приносящую доход деятельность.
Использование инструмента муниципального задания, содержащего показатели, характеризующие качество и объем оказываемых учреждениями муниципальных услуг при бюджетном планировании позволило увязать объем финансового обеспечения деятельности учреждения по оказанию услуг с объемом оказываемых услуг. Это повысило заинтересованность руководителей муниципальных учреждений в обеспечении результативности работ, в том числе путем расширения сферы применения приносящей доход деятельности.
На сегодняшний день все муниципальные учреждения культуры стали активными участниками программы «Пушкинская карта», оперативно регламентировали работу с платными услугами в рамках проекта. В 2023 году доходы от платной деятельности по сравнению с 2022 годом выросли более чем на 50%, что вызвано именно началом реализации проекта «Пушкинская карта».
За истекший период 2024 года увеличение доходов учреждений культуры района от платной деятельности составило еще более 60%. И это в условиях высокой конкуренции, так как Щекинский район расположен недалеко от Тулы и Москвы и дети с большим желанием посещают мероприятия в столице и нашем областном центре.
Вместе с тем значительно увеличить объем доходов учреждений культуры района не представляется возможным из-за невысокой стоимости билетов. Повышение же стоимости может привести к невозможности посещения учреждений культуры другим возрастным категориям населения (до 14 и старше 18 лет).
Кроме того, проведение мероприятий на платной основе (в том числе по Пушкинской карте) в сельской местности связано с определенными трудностями. Это неготовность населения к посещению мероприятий на возмездной основе, слабая материально-технической база сельских филиалов, которая не позволяет проводить мероприятия на современном конкурентоспособном уровне, малый количественный состав творческого персонала сельских филиалов. Однако стоит отметить, что по сравнению с
[1] Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».