Версия для печати 358 Материалы по теме
Грачевский район: ИТ-технологии в бюджетном процессе

ИТ-технологии сегодня играют фундаментальную роль во всех сферах жизни, и общественные финансы здесь не исключение. Они обеспечивают быстрый сбор и анализ информации, дают широкие возможности для аналитики, происходит автоматизация рутинных процессов, сведение к минимуму доли человеческого участия и сокращение количества ошибок. Грачевский район по максимуму включает информационные технологии в бюджетный процесс.

Ольга Анатольевна Унщикова, начальник финансового отдела администрации Грачевского района Оренбургской области

Управление бюджетным процессом

Государственная информационная система Оренбургской области «Региональный электронный бюджет», созданная с применением веб-технологий, охватывает все составляющие бюджетного процесса регионального и муниципального уровней, обеспечивает долгосрочность бюджетного планирования, прозрачность бюджетного процесса, бюджетную справедливость, сокращение расходов бюджета, а также решение задачи импортозамещения.

Финансовый отдел администрации Грачевского района принял решение с 2024 года подключиться к «Региональному электронному бюджету». Это позволило более эффективно подходить к составлению и исполнению бюджета, в частности объединить все возможности электронного документооборота, обеспечить взаимодействие между всеми участниками бюджетного процесса. Благодаря применению электронной цифровой подписи значительно сокращается бумажный документооборот. Внедрение веб-технологий снимает ряд проблем, таких как приобретение дорогостоящих серверов, постоянное обновление программного обеспечения, индивидуальная настройка документов и отчетов.

Функциональность системы охватывает деятельность всех главных распорядителей бюджетных средств и сельские поселения Грачевского района.

В структуру «Регионального электронного бюджета» входят следующие подсистемы (рисунок):

  • подсистема нормативно-справочной информации, реализующая возможности автоматического доведения классификаторов и нормативных правовых актов вышестоящих бюджетов до нижестоящих с возможностью индивидуальных настроек системы для каждого из обслуживаемых бюджетов и изоляцией данных бюджетов друг от друга;
  • подсистема планирования бюджета, которая предназначена для комплексной автоматизации процессов планирования бюджета с использованием веб-технологий. Автоматизированы следующие процессы планирования бюджета: формирование бюджетных ассигнований в разрезе кодов бюджетной классификации, использование расчетных форм (обоснований) при формировании бюджетных ассигнований, свод данных с подведомственных организаций для формирования сводного документа ГРБС, формирование аналитических отчетов и печатных форм;
  • подсистема учета соглашений, обеспечивающая процессы подготовки, согласования и подписания соглашений в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Также подсистема дает возможность формирования и автоматизированного ведения реестра соглашений Оренбургской области;
  • подсистема исполнения бюджета, предназначенная для комплексной автоматизации процессов исполнения бюджета. Подсистема позволяет обслуживать несколько бюджетов одновременно, включает в себя ряд интерфейсов, позволяющих вводить необходимую информацию, формировать документы, осуществлять какие-либо другие действия по соблюдению регламента исполнения бюджета. Подсистема дает возможность создать различные схемы подписания электронных документов, не требует установки дополнительного программного обеспечения у пользователей и, соответственно, администрирования на местах. Гибкость программы по автоматическому сбору данных, разнесению операций позволяет построить отчеты различной сложности, минимизировать время по сбору и обобщению информации наряду с ускорением формирования информационного кластера для принятия управленческих решений в рамках бюджетного процесса;
  • Нехватка ИТ-специалистов

    Ввиду нехватки специалистов в ИТ-сфере огромной проблемой на сегодняшний день является обслуживание информационных систем. В учреждениях остро стоит вопрос с программистами, выполняющими простые задачи по своевременному обновлению программного обеспечения, внедрению программных комплексов. В новых условиях, когда в цифровой формат переходит все больше процессов, проблема становится еще острее.

  • подсистема закупок по 44‑ФЗ. Ее интеграция с подсистемами «Регионального электронного бюджета» и ГИИС «Электронный бюджет» позволяет решать задачи повышения уровня результативности процессов планирования, управляемости, эффективности, размещения и исполнения государственных и муниципальных закупок. Взаимодействие главного распорядителя с подведомственными учреждениями позволяет исключить использование и последующее распространение ошибочных данных в размещаемых сведениях. Специалисты Грачевского района работу в данной подсистеме начали еще в 2019 году. Приобретенный опыт позволил им осуществить интеграцию данных с новыми подсистемами без затруднений.

Еще немаловажным преимуществом «Регионального электронного бюджета» является доступность информации в круглосуточном режиме везде, где есть интернет. Несмотря на то что предстоит немало времени затратить на изучение и внедрение новых подсистем, все же это огромный шаг вперед в области информационного взаимодействия.

Новшества в бухгалтерском учете

В последние годы бухгалтерский (бюджетный) учет в Грачевском районе претерпел значительные изменения, которые существенно упростили и улучшили процесс ведения учета. Одним из главных новшеств является внедрение внутреннего и расширение внешнего электронного документооборота.

Внешний документооборот применяется в нашем муниципальном образовании уже с 2012 года. На начальных этапах он использовался только для сдачи отчетности в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд и в орган государственной статистики. Затем стали обмениваться документами с контрагентами (получение счетов, договоров, актов оказанных услуг) с возможностью электронного подписания и утверждения. В настоящее время доступны такие процессы, как создание персонального календаря для сдачи отчетности, проверка отчетов по алгоритмам госорганов, проверка остатков по ЕНС и сведения по налогам, выявление ошибок расчетов по страховым взносам, отправка больничных листов по прямым выплатам в ФСС, передача электронных трудовых книжек в Пенсионный фонд. Данные операции являются неотъемлемой частью ежедневной работы.

С 1 января 2023 года бюджетные организации при ведении бухгалтерского (бюджетного) учета обязаны применять унифицированные формы электронных документов бухгалтерского учета. Для реализации данной нормы мы поэтапно проводим ряд мероприятий. В 2024 году начат переход к применению электронных первичных документов. В рамках этой процедуры ГРБС определили даты перехода на внутренний электронный документооборот.

Еще одна задача, которую нужно решить перед переходом на электронный документооборот, — это определение участников процесса с наделением их соответствующими правами и полномочиями на разных этапах взаимодействия. Централизованная бухгалтерия совместно с разработчиками программных продуктов по бухгалтерскому учету обновила базы данных с тем, чтобы появилась возможность формирования электронных документов, обмена и подписания их электронными подписями сотрудников, которые будут участвовать в ЭДО.

Несмотря на то что уже многое сделано для внедрения электронного документооборота, эта работа продолжается. Еще многое предстоит сделать для настройки процессов обмена документами между централизованной бухгалтерией, обслуживаемыми ею учреждениями, органами власти в части бухгалтерского учета и отчетности. Данную работу планируем завершить к концу 2024 года.

С 2024 года в результате подключения к информационной системе «Региональный электронный бюджет» появилась возможность автоматической интеграции данных в программные продукты по бухгалтерскому учету в части бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных ассигнований, договоров, входящих платежей и платежных поручений. Это позволяет уйти от двойной работы по вводу одного и того же документа в разных системах.

Новшества в бухгалтерском учете не только упрощают процесс ведения учета, но и позволяют сэкономить время и ресурсы. Они повышают качество и достоверность финансовой отчетности, что важно для принятия правильных управленческих решений. Все это делает бухгалтерский учет более эффективным и адаптированным к современным требованиям.

Налоги

На сегодняшний день финансовые органы имеют возможность пользоваться рядом программных продуктов, предназначенных для анализа доходов бюджета. Грачевский район работает с программным решением «Финансово-экономический анализ» НПО «Криста», которое собирает и представляет в доступной для понимания и анализа форме данные от Минфина России, Казначейства России, Росстата, Роспотребнадзора, а также сведения региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления. Данные систематизированы. В разделе «Аналитический центр руководителя» собрана информация по основным параметрам исполнения консолидированных бюджетов, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований, дано распределение расходов по доле социально значимых и первоочередных. В разделе «Анализ поступлений, платежей и недоимки в бюджеты муниципальных образований» можно получить информацию о поступлениях, недоимке в бюджеты муниципальных образований в разрезе видов налогов, территорий, обеспечивается детальный мониторинг прироста недоимки по налоговым доходам в разрезе территорий, ОКВЭД и доходных источников. В разделе «Отчеты по федеральным данным» собрана информация по отдельным показателям исполнения бюджетов субъектов РФ, наглядно на диаграммах приводятся показатели по численности постоянного населения, коэффициент бюджетной обеспеченности субъектов РФ, показана группировка субъектов по доле межбюджетных трансфертов.

Также с помощью программного решения финансовый отдел Грачевского района осуществляет анализ сведений о поступивших от юридических лиц платежах (с учетом единого налогового платежа) в соответствии с приказом Минфина России от 13 апреля 2020 года № 66н. С его помощью район имеет возможность оперативно получать информацию о поступлениях по налогам в разрезе плательщиков. Это в свою очередь позволяет организовать работу с плательщиками по своевременному зачислению платежей в бюджеты и не допускать образования больших сумм недоимки по налогам.

Поделиться