Долгосрочной целью социального предпринимательства (СП) является решение ряда социальных проблем отдельно взятой территории. В то же время цель деятельности территориальных общественных самоуправлений (ТОС) — улучшение качества жизни жителей в границах определенного муниципалитета. ТОС — это некоммерческая организация, но, согласно законодательству, может вести деятельность, приносящую доход. Схожесть целей этих двух структур позволяет рассматривать сферу территориального общественного самоуправления как область реализации потенциала СП. Таким образом, социальное предпринимательство может стать одним из направлений деятельности самоорганизованных жителей и помочь в решении задач развития территорий.
Сурен Мартуниевич Сафаров, генеральный директор НП «Национальная Гильдия Профессиональных Консультантов», кандидат экономических наук
Правовое поле
Сфера социального предпринимательства зародилась в России достаточно давно, но активно начала развиваться только в 2007 году, после создания фонда региональных социальных программ «Наше будущее». При этом долгое время этот сектор развивался вне правового поля, что значительно ограничивало возможности по его государственной поддержке и продвижению. Законодательное введение в 2019 году понятия "социальное предпринимательство«[1] привело к появлению механизмов поддержки данной сферы органами государственной власти субъектов РФ.
Что касается ТОС, то на сегодняшний день они функционируют исключительно за счет внешнего финансирования, хотя пункт 2 статьи 4 Федерального закона № 7‑ФЗ и пункт 8 статьи 27 Федерального закона № 131‑ФЗ[2] предоставляют им возможность ведения предпринимательской деятельности. При этом доходы от ведения социально ориентированного бизнеса данные структуры могут направлять только на развитие территории своей общины. Очевидно, что появление собственного источника дохода у вышеуказанных организаций позволит им более успешно решать стоящие перед ними задачи.
Государством на всех его уровнях уже созданы условия для ведения территориальными общественными самоуправлениями социально ориентированной предпринимательской деятельности. Поддержка осуществляется в рамках механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, при включении в Реестр социальных предприятий ТОС имеют возможность получить налоговые преференции, предусмотренные Налоговым кодексом и региональным законодательством. Также они могут получать гранты в рамках нормативных правовых актов субъекта РФ.
Стратегия развития
Безусловно, имеющийся предпринимательский потенциал ТОС в совокупности с иными активами — идеями, людьми, финансами через самообложение граждан — позволяет рассматривать их в качестве субъектов управления устойчивым развитием отдельных территорий. Важно, что особенностями социально ориентированного бизнеса по сравнению с традиционным являются:
- приоритет социальной миссии перед увеличением прибыли;
- нацеленность на решение социальных проблем отдельных слоев населения (чаще всего социально незащищенных) за счет создания рабочих мест или обеспечения необходимыми товарами и услугами; особенно это касается малых городов и сельских территорий.
Однако потенциал территориальных общественных самоуправлений остается во многом нереализованным. Объясняется это прежде всего недостаточной проработанностью государственной политики в отношении развития института ТОС. Результатом ранее проводимой государством политики стало увеличение количества ТОС в стране, однако релевантных качественных изменений не произошло. Напротив, мы наблюдаем снижение количества таких организаций, зарегистрированных в качестве юридического лица. Поэтому в целях изменения ситуации в 2021 году Общенациональная ассоциация территориального общественного самоуправления РФ (ОАТОС) разработала Стратегию развития территориального общественного самоуправления на период до 2030 года.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти