№ 7 июль 2024 — 07 июля 2024

Опыт земской реформы для истории и современности

Версия для печати 242 Материалы по теме
Опыт земской реформы для истории и современности

В этом году исполнилось 160 лет со дня принятия Положения о земствах, ознаменовавшего начало одной из самых значимых реформ эпохи Александра II. Ее опыт важен не только и даже не столько для адекватной оценки дел в нашей стране на рубеже XIX и XX веков, сколько для построения лучшего будущего уже в XXI веке. Ведь земская реформа, вне всякого сомнения, относится к тем историческим явлениям, на которые стоит смотреть не как на архив старых фактов, а как на проработанную управленческую модель.

Положение о губернских и уездных земских учреждениях было утверждено 1 января 1864 года. Реформа готовилась около пяти лет, а проводилась едва ли не втрое дольше. При ее подготовке исследовался передовой европейский опыт. И что не менее важно, этот опыт осмысливался перед тем, как стать законодательным установлением для России. Ведь и игнорирование чужого опыта, и неумение должным образом осмыслить его перед практическим применением в равной мере губительно для любой реформы.

Новая система местного самоуправления так и не была в полной мере распространена на всю территорию империи до 1917 года (впрочем, и система местного управления СССР, и органы местного самоуправления Российской Федерации во многом повторяли в упрощенном виде земские образцы). Но в тех губерниях, в которых земства заработали в полную силу, через несколько десятилетий можно было воочию увидеть впечатляющие результаты — благоустройство малых городов, которое сложно было даже представить еще в середине XIX века, развитие предпринимательских инициатив, активное каменное строительство, в том числе повсеместное возведение в первые годы XX века школ и больниц.

Местное самоуправление — лучший канал направления энергии общества на дело обустройства страны

Такие результаты, выглядевшие как внезапное и стремительное развитие, стали лишь следствием высвобождения и реализации того общественного потенциала, которому недоставало институциональных возможностей самоорганизации. Проще говоря, люди получили возможность зарабатывать деньги и тратить их на обустройство собственных городов и сел.

Не вдаваясь в подробности проведения реформы и в нюансы законодательных норм Российской империи, попробуем максимально простым языком описать то, как в нашей стране более полутора столетий назад формировалась современная система местного самоуправления. И то, как этот опыт может пригодиться нам сегодня.

Основа земских преобразований

Если попытаться выделить ключевые факторы успеха земской реформы, то их можно свести к «трем китам»: выборность, самоуправление и финансовая независимость. Процесс освобождения крестьян от крепостной зависимости был завершен за три года до утверждения Положения о губернских и уездных земских учреждениях. В соответствии с последним они получили возможность участвовать вместе с дворянами, городскими обывателями и другими сословиями в формировании тех распорядительных и исполнительных органов земской и местной власти, от которых в немалой степени будет зависеть качество их жизни. Помимо губернских и уездных земств, самоуправление функционировало на волостном и сельском уровнях. Эти четыре уровня не были обособленными, а находились в постоянном, хотя на практике и не всегда бесконфликтном, взаимодействии при решении вопросов местного значения.

Круг этих вопросов был весьма широк, чем и обеспечивалось реальное значение местного самоуправления в России. К ведению земств были отнесены едва ли не все сферы, затрагивающие повседневную жизнь людей: от торговли и страхования до модернизации дорог. Наиболее успешным местное самоуправление показало себя в тех сферах деятельности, которые изначально рассматривались для него как факультативные, а именно — в делах здравоохранения, народного просвещения и статистики.

Поделиться