Вчера в Брюсселе Россия и Евросоюз возобновили переговоры по новому базовому соглашению. Встретившиеся в резиденции Еврокомиссии во дворце Берлемон делегации возглавляли российский постпред при Европейских сообществах Владимир Чижов и гендиректор Еврокомиссии по внешним связям испанец Энеко Ландабуру.
«Я не ожидаю, что они будут легкими и быстрыми -- так охарактеризовал переговоры г-н Чижов. -- Однако тот факт, что они возобновлены, придает оптимизма». «Они застоялись за время той пятимесячной паузы, которая имела место. Хорошо, что она преодолена», -- уверен российский дипломат. Его европейский собеседник Энеко Ландабуру был более сдержан в оценках: «Переговоры возобновлены, поскольку это полностью соответствует интересам сторон, однако это не означает, что у ЕС и России не осталось разногласий». По словам Владимира Чижова, следующий раунд переговоров, скорее всего, "состоится через полтора-два месяца, то есть в конце января -- начале февраля".
Решение о вчерашней встрече было принято на саммите Россия--ЕС 14 ноября в Ницце, однако стороны шли к ней последние годы и месяцы непростым путем. Десятилетний срок действия документа, регламентировавшего взаимоотношения России и Евросоюза в сфере экономики, политики, общественной и культурной жизни -- Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, -- истек еще в декабре 2007 года. Оно было автоматически продлено, однако переговоры о заключении нового базового соглашения застопорились.
Сначала Польша в конце 2006 года наложила вето на начало переговоров, требуя от России отменить эмбарго на поставки польского мяса. После того как к концу 2007 года мясной вопрос был решен, со своими претензиями выступила Литва. В апреле 2008 года Вильнюс потребовал привлечь внимание ЕС к роли России в конфликтах в Абхазии и Приднестровье, ускорить расследование по делу пропавшего летом 2006 года в Калининградской области литовского бизнесмена и заставить Москву возобновить снабжение сырьем нефтеперерабатывающего завода в Мажейкяе.
Лишь на саммите Россия--ЕС в Ханты-Мансийске в июне текущего года было принято принципиальное решение о начале переговоров. Уже в июле в Брюсселе прошел их первый раунд -- но в августе вспыхнул конфликт на Кавказе. Лидеры 27 стран -- членов ЕС на экстренном саммите по Грузии 1 сентября решили «приостановить» диалог с Россией. Потребовалось еще два с половиной месяца напряженных дискуссий, чтобы на саммите Россия--ЕС в Ницце был составлен новый календарь переговоров.
Сегодня эксперты отмечают положительные тенденции в развитии отношений России и ЕС. «После резкого охлаждения в связи с кавказским конфликтом эти отношения к настоящему времени вновь стабилизировались», -- отметил в беседе с «Временем новостей» эксперт Германского общества внешней политики Штефан Майстер. «Ответ России на демарш агрессии президента Грузии Михаила Саакашвили был неадекватно острым, -- полагает наш собеседник. -- Однако и Европа отдает себе отчет в том, что ее реакция на российский ответ грузинской стороне также была слишком эмоциональной». В результате, считает г-н Майстер, конфликт был «незаслуженно раздут».
Среди европейцев неизменно присутствует понимание того, что Россия является важным фактором в Европе, с ней необходимо вести переговоры, а не замораживать отношения на длительное время. «После охлаждения, вызванного кавказской войной, возобновление полноформатных отношений с Россией было лишь вопросом времени, -- уверен г-н Майстер. -- Вывод этих отношений на качественно новый уровень, чего мы можем ожидать от нового базового соглашения, также в интересах Запада». «Обе стороны прочно связывают друг с другом общий экономический интерес. Евросоюз является важнейшим торговым партнером России, а ей для модернизации своей экономики необходимо техническое ноу-хау, которым обладают европейцы», -- подчеркнул собеседник «ВН», напомнив о таком важнейшем для ЕС факторе, как надежность поставок в Европу российских энергоресурсов.
Однако не следует преуменьшать и грядущие сложности на переговорах. «Грузия и война на Кавказе, бесспорно, будут играть определенную роль, -- уверен Штефан Майстер. -- Страны Восточной и Центральной Европы в своем стремлении оказывать давление на Россию вновь и вновь будут обращаться к темам территориальной целостности Грузии и связанным с этим проблемам Абхазии и Южной Осетии». Наш собеседник считает «нереалистичным» требовать от России «полного вывода ее войск на довоенные позиции». Тем не менее именно эта проблематика станет причиной наиболее острых дискуссий между ЕС и Россией в ближайшие месяцы, которые будут блокировать другие темы переговоров. Это не позволит им продвигаться достаточно быстро. «Уже сейчас можно предположить, что по целому ряду вопросов Евросоюз не будет говорить с Россией «единым голосом», чего добивалась канцлер Ангела Меркель еще во время прошлогоднего председательствования Германии в ЕС», -- отметил г-н Майстер.
Противоречия между ЕС и Россией могут проявиться и в вопросе гуманитарных ценностей: «Европа не перестает пытаться оказывать влияние на внутреннее развитие в России, в частности на процессы демократизации, реформ государства и общества. А у Москвы существует устойчивая аллергия против подобных попыток». Можно также предположить, что российская делегация будет настаивать на включении в новое соглашение отдельного пункта, регламентирующего безвизовые поездки граждан России в Европу. «Сейчас появился ряд стран, которые готовы пойти навстречу этим пожеланиям России -- речь идет о «старой» Европе. Новички ЕС, напротив, готовы блокировать процесс отмены виз. Здесь важную роль играют их политические предрассудки, доставшиеся в наследство от истории», -- свидетельствует Штефан Майстер.
В последнее время Россия предлагает создать новую архитектуру евроатлантической безопасности. Этот вопрос будет одним из ключевых на переговорах с Евросоюзом. Пока же в рамках ЕС идет внутренняя дискуссия. Французский президент Николя Саркози, похоже, в большей степени поддерживает инициативу Москвы, чем Ангела Меркель. Складывается впечатление, что немцы на данном этапе предпочитают поначалу присмотреться к предложению российского президента Дмитрия Медведева, озвученному в июне в Берлине, которое в целом считают правомочным и своевременным. Однако вопрос новой евроатлантической архитектуры безопасности выходит за рамки двусторонних отношений ЕС и России, к тому же у западных партнеров могут возникнуть опасения, что Москва пытается тем самым ослабить НАТО. Подробные сомнения характерны прежде всего для стран Восточной и Центральной Европы.
«Для меня не существует ни единого «Запада», ни единой Европы: позиции отдельных стран отличаются одна от другой, -- отметил в беседе с «ВН» профессор политологии Института Восточной Европы Свободного университета Берлина Клаус Зегберс. -- Прежде чем начать обсуждать данную проблему, необходимо получить от российского руководства разъяснения о том, что Кремль реально имеет в виду, предлагая сесть за стол переговоров. Пока же вопрос ограничивается лишь спекуляциями относительно возможности создания обновленной ОБСЕ, новой системы международного наблюдения над выборами или некой измененной архитектуры безопасности в целом». По мнению нашего собеседника, существующее ныне лишь на риторическом уровне предложение потенциально может оказаться интересным и достойным изучения как на уровне ЕС, так и на уровне новой американской администрации.
Источник: "Время", Юрий ШПАКОВ, Берлин
«Я не ожидаю, что они будут легкими и быстрыми -- так охарактеризовал переговоры г-н Чижов. -- Однако тот факт, что они возобновлены, придает оптимизма». «Они застоялись за время той пятимесячной паузы, которая имела место. Хорошо, что она преодолена», -- уверен российский дипломат. Его европейский собеседник Энеко Ландабуру был более сдержан в оценках: «Переговоры возобновлены, поскольку это полностью соответствует интересам сторон, однако это не означает, что у ЕС и России не осталось разногласий». По словам Владимира Чижова, следующий раунд переговоров, скорее всего, "состоится через полтора-два месяца, то есть в конце января -- начале февраля".
Решение о вчерашней встрече было принято на саммите Россия--ЕС 14 ноября в Ницце, однако стороны шли к ней последние годы и месяцы непростым путем. Десятилетний срок действия документа, регламентировавшего взаимоотношения России и Евросоюза в сфере экономики, политики, общественной и культурной жизни -- Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, -- истек еще в декабре 2007 года. Оно было автоматически продлено, однако переговоры о заключении нового базового соглашения застопорились.
Сначала Польша в конце 2006 года наложила вето на начало переговоров, требуя от России отменить эмбарго на поставки польского мяса. После того как к концу 2007 года мясной вопрос был решен, со своими претензиями выступила Литва. В апреле 2008 года Вильнюс потребовал привлечь внимание ЕС к роли России в конфликтах в Абхазии и Приднестровье, ускорить расследование по делу пропавшего летом 2006 года в Калининградской области литовского бизнесмена и заставить Москву возобновить снабжение сырьем нефтеперерабатывающего завода в Мажейкяе.
Лишь на саммите Россия--ЕС в Ханты-Мансийске в июне текущего года было принято принципиальное решение о начале переговоров. Уже в июле в Брюсселе прошел их первый раунд -- но в августе вспыхнул конфликт на Кавказе. Лидеры 27 стран -- членов ЕС на экстренном саммите по Грузии 1 сентября решили «приостановить» диалог с Россией. Потребовалось еще два с половиной месяца напряженных дискуссий, чтобы на саммите Россия--ЕС в Ницце был составлен новый календарь переговоров.
Сегодня эксперты отмечают положительные тенденции в развитии отношений России и ЕС. «После резкого охлаждения в связи с кавказским конфликтом эти отношения к настоящему времени вновь стабилизировались», -- отметил в беседе с «Временем новостей» эксперт Германского общества внешней политики Штефан Майстер. «Ответ России на демарш агрессии президента Грузии Михаила Саакашвили был неадекватно острым, -- полагает наш собеседник. -- Однако и Европа отдает себе отчет в том, что ее реакция на российский ответ грузинской стороне также была слишком эмоциональной». В результате, считает г-н Майстер, конфликт был «незаслуженно раздут».
Среди европейцев неизменно присутствует понимание того, что Россия является важным фактором в Европе, с ней необходимо вести переговоры, а не замораживать отношения на длительное время. «После охлаждения, вызванного кавказской войной, возобновление полноформатных отношений с Россией было лишь вопросом времени, -- уверен г-н Майстер. -- Вывод этих отношений на качественно новый уровень, чего мы можем ожидать от нового базового соглашения, также в интересах Запада». «Обе стороны прочно связывают друг с другом общий экономический интерес. Евросоюз является важнейшим торговым партнером России, а ей для модернизации своей экономики необходимо техническое ноу-хау, которым обладают европейцы», -- подчеркнул собеседник «ВН», напомнив о таком важнейшем для ЕС факторе, как надежность поставок в Европу российских энергоресурсов.
Однако не следует преуменьшать и грядущие сложности на переговорах. «Грузия и война на Кавказе, бесспорно, будут играть определенную роль, -- уверен Штефан Майстер. -- Страны Восточной и Центральной Европы в своем стремлении оказывать давление на Россию вновь и вновь будут обращаться к темам территориальной целостности Грузии и связанным с этим проблемам Абхазии и Южной Осетии». Наш собеседник считает «нереалистичным» требовать от России «полного вывода ее войск на довоенные позиции». Тем не менее именно эта проблематика станет причиной наиболее острых дискуссий между ЕС и Россией в ближайшие месяцы, которые будут блокировать другие темы переговоров. Это не позволит им продвигаться достаточно быстро. «Уже сейчас можно предположить, что по целому ряду вопросов Евросоюз не будет говорить с Россией «единым голосом», чего добивалась канцлер Ангела Меркель еще во время прошлогоднего председательствования Германии в ЕС», -- отметил г-н Майстер.
Противоречия между ЕС и Россией могут проявиться и в вопросе гуманитарных ценностей: «Европа не перестает пытаться оказывать влияние на внутреннее развитие в России, в частности на процессы демократизации, реформ государства и общества. А у Москвы существует устойчивая аллергия против подобных попыток». Можно также предположить, что российская делегация будет настаивать на включении в новое соглашение отдельного пункта, регламентирующего безвизовые поездки граждан России в Европу. «Сейчас появился ряд стран, которые готовы пойти навстречу этим пожеланиям России -- речь идет о «старой» Европе. Новички ЕС, напротив, готовы блокировать процесс отмены виз. Здесь важную роль играют их политические предрассудки, доставшиеся в наследство от истории», -- свидетельствует Штефан Майстер.
В последнее время Россия предлагает создать новую архитектуру евроатлантической безопасности. Этот вопрос будет одним из ключевых на переговорах с Евросоюзом. Пока же в рамках ЕС идет внутренняя дискуссия. Французский президент Николя Саркози, похоже, в большей степени поддерживает инициативу Москвы, чем Ангела Меркель. Складывается впечатление, что немцы на данном этапе предпочитают поначалу присмотреться к предложению российского президента Дмитрия Медведева, озвученному в июне в Берлине, которое в целом считают правомочным и своевременным. Однако вопрос новой евроатлантической архитектуры безопасности выходит за рамки двусторонних отношений ЕС и России, к тому же у западных партнеров могут возникнуть опасения, что Москва пытается тем самым ослабить НАТО. Подробные сомнения характерны прежде всего для стран Восточной и Центральной Европы.
«Для меня не существует ни единого «Запада», ни единой Европы: позиции отдельных стран отличаются одна от другой, -- отметил в беседе с «ВН» профессор политологии Института Восточной Европы Свободного университета Берлина Клаус Зегберс. -- Прежде чем начать обсуждать данную проблему, необходимо получить от российского руководства разъяснения о том, что Кремль реально имеет в виду, предлагая сесть за стол переговоров. Пока же вопрос ограничивается лишь спекуляциями относительно возможности создания обновленной ОБСЕ, новой системы международного наблюдения над выборами или некой измененной архитектуры безопасности в целом». По мнению нашего собеседника, существующее ныне лишь на риторическом уровне предложение потенциально может оказаться интересным и достойным изучения как на уровне ЕС, так и на уровне новой американской администрации.
Источник: "Время", Юрий ШПАКОВ, Берлин