Версия для печати 423 Материалы по теме
Сложности долговой политики. Предложения финансистов Коми призваны повысить устойчивость бюджетной системы РФ

Республика Коми — субъект РФ с ярко выраженной ресурсодобывающей экономикой. Самая большая в европейской части России площадь, суровые географические и климатические условия, низкая транспортная связанность и крайне низкая плотность населения — так кратко можно описать наш регион. Естественно, республиканский бюджет является отражением социально-экономических особенностей. О сложностях, с которыми мы сегодня столкнулись, и долговой политике региона я бы и хотел рассказать.

Владимир Викторович Казаков, заместитель председателя Правительства Республики Коми — министр финансов

Высокий уровень долговой устойчивости

В силу высокой волатильности экономических показателей сырьевого сектора экономики, прежде всего нефтегазового, угольного и лесного, налоговые поступления в региональный бюджет имеют волнообразный характер. Вкупе с постоянно растущими текущими расходами бюджета это приводит к возникновению периодов дефицитных бюджетов и необходимости проводить заимствования. Данные об объеме государственного долга Республики Коми с 2020 года представлены на рисунке 1. Уровень показателей находится в параметрах, допустимых Бюджетным кодексом.

Значительные объемы из сверхплановых (конъюнктурных) налоговых доходов, поступавших в период 2021–2023 годов, направлялись на замещение предусматривавшихся в бюджете новых заимствований и погашение, в том числе досрочное, уже имеющихся долговых обязательств. Это позволило нам как сократить долг республики, так и сформировать остатки средств на едином счете республиканского бюджета, что обеспечило равномерное снижение уровня госдолга в 2021, 2022 и 2023 годах до уровня 30,4 миллиарда рублей. Это 31% от суммы бюджетных доходов без учета объема безвозмездных поступлений за 2023 год.

По итогам оценки долговой устойчивости регионов, проводимой Минфином России в 2021–2023 годах, Республика Коми отнесена к группе с высоким уровнем долговой устойчивости. Я считаю, что это высокая оценка проводимой правительством республики сдержанной и эффективной бюджетной политики в целом.

Снижение доходов

С 2023 года в Коми происходит снижение доходов республиканского бюджета. Общий объем доходов, поступивших в 2023 году, составил 115,3 миллиарда рублей, что ниже уровня 2022 года на 15 миллиардов рублей, или на 11,5%. Основная причина снижения доходов — уменьшение налоговых и неналоговых поступлений на 7,5%, или на 8 миллиардов рублей. Это обусловлено уменьшением поступлений налога на прибыль организаций на 13,9% (на 9,7 миллиарда рублей), которое произошло из-за снижения среднего уровня цен на нефть, сокращения экспорта газа, роста затрат на логистику, подъема переплаты на начало прошлого года на единый налоговый счет, а также отмены института КГН с 1 января 2023 года.

Наряду со снижением объема налоговых и неналоговых доходов наблюдается и уменьшение безвозмездных поступлений из федерального бюджета. В 2023 году их объем составил 14,6 миллиарда рублей со снижением к 2022 году на 22,9%, или на 4,3 миллиарда рублей. Так, дотации упали в два раза (на 1,1 миллиарда рублей), субсидии — на 5% (на 0,5 миллиарда рублей), субвенции — на 39,6% (на 1,6 миллиарда рублей), а иные межбюджетные трансферты — на 38% (на 1,2 миллиарда рублей).

На 2024 год доходы республиканского бюджета Республики Коми запланированы в объеме 101,4 миллиарда рублей также со снижением к 2023 году на 13,9 миллиарда рублей, или на 12,1%. Безвозмездные поступления уменьшаются еще на 14,7%, или 2,1 миллиарда рублей. При этом расходы республиканского бюджета имеют постоянную тенденцию роста. В 2023 году они увеличились по сравнению с предыдущим годом на 2,2 миллиарда рублей, или на 1,9%, и составили 118,6 миллиарда рублей. Большая часть расходов приходится на социальную сферу. В 2024 году расходы планируются в объеме 123,6 миллиарда рублей, то есть с ростом на 5 миллиардов рублей, или на 4,2%.

Дефицит бюджета

Снижение доходов при одновременном росте расходов привело к формированию по итогам 2023 года дефицита в размере 3,3 миллиарда рублей, источником покрытия которого были «накопленные» по итогам предыдущих лет свободные остатки. Однако данные резервы к настоящему времени практически полностью исчерпаны. В 2024 году дефицит запланирован на предельно допустимом Бюджетным кодексом уровне — 15% от объема налоговых и неналоговых доходов (16,4 миллиарда рублей). В 2025–2026 годах дефицит составит, соответственно, 11,9 и 11,2 миллиарда рублей, что также близко к предельным значениям.

Планирование бюджета с предельным дефицитом в отсутствие иных источников финансирования приводит к значительным рыночным заимствованиям и, как следствие, к высокому уровню прогнозных значений государственного долга.

Вместе с тем плановые показатели государственного долга на ближайшую трехлетку по-прежнему будут находиться в пределах ограничений, установленных Бюджетным кодексом, но в то же время начиная с итогов 2025 года могут превысить целевые показатели, установленные соглашениями с Минфином России по реструктуризации бюджетных кредитов.

Долговая политика

Основной целью долговой политики Республики Коми является эффективное управление государственным долгом, предполагающее поддержание объема и структуры государственного долга на экономически безопасном уровне, обеспечивающем платежеспособность региона и устранение риска неисполнения финансовых обязательств. Важный фактор — минимизация стоимости обслуживания долга.

Для достижения целей долговой политики мы используем следующие инструменты:

  • регулярный мониторинг государственного долга Республики Коми и других субъектов РФ для выявления лучших практик по управлению госдолгом и внедрения их в нашу работу;
  • временное привлечение на единый счет республиканского бюджета остатков с казначейских счетов получателей средств, территориального ФОМС. Это позволяет нам маневрировать в широких временных пределах и сокращать объемы и сроки использования рыночных видов заимствований;
  • привлечение бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, то есть кредитов Федерального казначейства. Эта мера также ведет к сокращению объемов и сроков использования более дорогостоящих кредитов, получаемых от кредитных организаций;
  • равномерное распределение долговой нагрузки на республиканский бюджет при планировании заимствований во избежание пиковых нагрузок, несущих риски возникновения кассовых разрывов и угрозы снижения платежеспособности бюджета.

В ходе планирования и осуществления заимствований мы прикладываем достаточно много усилий для минимизации расходов республиканского бюджета на обслуживание государственного долга. В частности, проводим регулярный мониторинг рынка кредитных ресурсов в поиске возможностей заключения контрактов по минимально возможным ставкам, в том числе для замещения действующих долговых обязательств более дешевыми. Также осуществляем замещение коммерческих кредитов бюджетными при любой предусмотренной законодательством возможности. При наличии свободных ресурсов из-за поступления дополнительных доходов или частичного неисполнения расходов мы используем досрочное погашение кредитов без взимания комиссий.

В результате проводимой регионом долговой политики изменилась структура государственного долга Республики Коми. Так, за период 2021–2023 годов доля рыночных видов заимствований сократилась с 67,4 до 16,5%. А в настоящее время благодаря погашению в июне этого года облигационного займа Республики Коми 2017 года долг по рыночным видам заимствований у нас отсутствует (рисунок 2).

Указанные изменения в структуре долга, а также инструменты бюджетной политики, о которых я уже рассказал, привели к снижению расходов на обслуживание государственного долга. С 2021 по 2023 год они сократились с 1,7 миллиарда до 765,1 миллиона рублей в год.

Внешние сложности

Несмотря на то что наш опыт и работу я готов признать успешными, Коми, как и многие другие субъекты РФ, при управлении государственным долгом сталкивается с рядом трудностей:

  • отсутствие интереса кредитных организаций в кредитовании субъектов РФ из-за ограничений величины ставки, установленных соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета;
  • установление и ежегодное снижение лимита предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета;
  • рост стоимости рыночных видов заимствований ввиду высокой ключевой ставки Центрального банка России;
  • изменения, вносимые в Бюджетный кодекс, которые сокращают предельную величину государственного долга субъектов РФ на размер общего объема обязательств, возникающих при исполнении концессионных соглашений, а также по уплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды. Принятие этих изменений уменьшит возможности по планированию привлечения заимствований при формировании региональных бюджетов, может привести к необходимости сокращения социально значимых и первоочередных расходов.

Предложения для Минфина

Мы видим несколько вариантов выхода из сложившейся ситуации, которые, однако, нереализуемы без содействия Минфина России.

В условиях высоких значений ключевой ставки очевидным представляется ослабление установленных соглашениями ограничений величины ставки, по которой следует привлекать кредиты. Так, можно было бы дифференцировать ограничения, предусматривающие возможность привлечения в бюджет субъекта РФ кредитов от кредитных организаций в зависимости от срока привлечения кредитных средств, например: до одного года — ключевая ставка плюс один процент годовых, от одного года до двух лет — ключевая ставка плюс 1,5%, от двух лет до трех лет — ключевая ставка плюс 2%, от трех лет — ключевая ставка плюс 2,5%.

Также считаем целесообразным увеличить лимиты предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, поскольку этот инструмент доказал свою эффективность, а регионы-заемщики уже показали свою надежность.

Кроме того, Минфин России мог бы рассмотреть разовые меры по обеспечению сбалансированности бюджетов ряда регионов, испытывающих в текущем году снижение общего уровня поступления доходов в региональные бюджеты. К таким мерам могли бы относиться дополнительные дотации на обеспечение сбалансированности либо бюджетные кредиты на срок не менее пяти лет на частичное покрытие складывающегося дефицита соответствующих бюджетов.

Помимо этого, нам представляется целесообразным внести в Бюджетный кодекс норму о возможности превышения ограничения верхнего предела государственного долга субъекта РФ на сумму бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета бюджету региона на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.

Надеемся, что наше видение региональных проблем и путей их решения, включающих как проведение взвешенной бюджетной и долговой политики со стороны регионов, так и содействие со стороны федерального центра, найдет поддержку и послужит фундаментом долгосрочной устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.

Поделиться