Республика Коми — субъект РФ с ярко выраженной ресурсодобывающей экономикой. Самая большая в европейской части России площадь, суровые географические и климатические условия, низкая транспортная связанность и крайне низкая плотность населения — так кратко можно описать наш регион. Естественно, республиканский бюджет является отражением социально-экономических особенностей. О сложностях, с которыми мы сегодня столкнулись, и долговой политике региона я бы и хотел рассказать.
Владимир Викторович Казаков, заместитель председателя Правительства Республики Коми — министр финансов
Высокий уровень долговой устойчивости
В силу высокой волатильности экономических показателей сырьевого сектора экономики, прежде всего нефтегазового, угольного и лесного, налоговые поступления в региональный бюджет имеют волнообразный характер. Вкупе с постоянно растущими текущими расходами бюджета это приводит к возникновению периодов дефицитных бюджетов и необходимости проводить заимствования. Данные об объеме государственного долга Республики Коми с 2020 года представлены на рисунке 1. Уровень показателей находится в параметрах, допустимых Бюджетным кодексом.
Значительные объемы из сверхплановых (конъюнктурных) налоговых доходов, поступавших в период
По итогам оценки долговой устойчивости регионов, проводимой Минфином России в
Снижение доходов
С 2023 года в Коми происходит снижение доходов республиканского бюджета. Общий объем доходов, поступивших в 2023 году, составил 115,3 миллиарда рублей, что ниже уровня 2022 года на 15 миллиардов рублей, или на 11,5%. Основная причина снижения доходов — уменьшение налоговых и неналоговых поступлений на 7,5%, или на 8 миллиардов рублей. Это обусловлено уменьшением поступлений налога на прибыль организаций на 13,9% (на 9,7 миллиарда рублей), которое произошло из-за снижения среднего уровня цен на нефть, сокращения экспорта газа, роста затрат на логистику, подъема переплаты на начало прошлого года на единый налоговый счет, а также отмены института КГН с 1 января 2023 года.
Наряду со снижением объема налоговых и неналоговых доходов наблюдается и уменьшение безвозмездных поступлений из федерального бюджета. В 2023 году их объем составил 14,6 миллиарда рублей со снижением к 2022 году на 22,9%, или на 4,3 миллиарда рублей. Так, дотации упали в два раза (на 1,1 миллиарда рублей), субсидии — на 5% (на 0,5 миллиарда рублей), субвенции — на 39,6% (на 1,6 миллиарда рублей), а иные межбюджетные трансферты — на 38% (на 1,2 миллиарда рублей).
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала «Бюджет»
Оформить подписку Войти