Министерство финансов Республики Саха (Якутия) — лауреат VIII Всероссийского конкурса «Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля» в номинации «Ревизора не обманешь»
Третий год подряд Якутия входит в число победителей конкурса «Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля». И это несмотря на сложности выездных проверок, связанные с немалыми размерами региона и труднодоступностью некоторых территорий. Особенности контрольной работы на Севере мы обсудили с заместителем министра финансов Республики Саха (Якутия) Варварой Петровной Ивановой.
— Варвара Петровна, номинация «Ревизора не обманешь» очень интересная, в каком-то смысле творческая. Что представили на суд конкурсной комиссии в этом году?
— Ваш замечательный конкурс стал для нас особым поводом оглянуться назад, оценить путь, пройденный контролерами-ревизорами разных лет. Описание работы начинается с краткого рассказа об особенностях проведения контрольных мероприятий в условиях нашего региона: при экстремально низких температурах, труднодоступности объектов проверок, не имеющих круглогодичных сообщений и, как следствие, высокодотационности муниципальных образований республики. Работа состоит из подборки четырех небольших рассказов-воспоминаний о случаях, с которыми сталкивались действующие ревизоры и наши уважаемые ветераны, которые также приняли участие в подготовке работы для конкурсной комиссии.
Ревизоры Минфина Якутии побывали во всех районах нашей большой республики. Они видят, как работают муниципальные образования, крупные предприятия в различных сферах деятельности, как живут фермеры, оленеводы в тундре, специалисты в местных администрациях, с какими вопросами и проблемами сталкиваются на местном уровне. Думаю, конкурсная комиссия так высоко оценила нашу работу из-за интересного описания уникальных особенностей региона, актуальности историй, широкого охвата сфер деятельности. Интересен и сам временной период: с
— Расскажите о вашем коллективе. Сколько человек отвечают за внутренний финансовый контроль в министерстве?
— Контрольное подразделение министерства состоит из 44 сотрудников. Для такого региона, как Якутия, это совсем немного. Охват проверками на данный момент небольшой в связи с широким спектром полномочий. Поэтому максимальное внимание мы уделяем именно планированию, рискориентированному подходу к проверкам и профилактическим мероприятиям, распространению информации о выявляемых нарушениях.
— Вы делаете ставку на молодых специалистов или опытных профессионалов?
— Я считаю, что в каждом коллективе должна быть как молодежь, так и те, у кого за плечами уже многие годы проверочных мероприятий. У нас соотношение опытных и молодых специалистов составляет примерно пятьдесят на пятьдесят. Опытные ревизоры во всем помогают молодым. Помощь — это прежде всего наставничество, сохранение славных трудовых традиций и престижа нашей профессии, передача молодым работникам богатого опыта работы.
— Применяете ли вы какие-либо дополнительные методы для укрепления финансовой дисциплины в республике?
— Результативность всех применяемых мер, инструментов и методик на постоянной основе отслеживается и ранжируется в рамках системы оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств Республики Саха (Якутия). В том числе оцениваются показатели по контролю и аудиту: осуществление ГРБС внутреннего финансового аудита по пяти критериям, устранение объектами контроля нарушений, установленных по итогам контрольных мероприятий, и осуществление ведомственного контроля в сфере закупок.
Кроме того, в отношении органов местного самоуправления — в рамках проводимой оценки платежеспособности и качества управления финансами — для расчетов значений показателей учитывается добросовестное исполнение требований Минфина об устранении нарушений. Также мы смотрим на количество проведенных органами внутреннего муниципального финансового контроля контрольных мероприятий, объем проверенных средств и выявленных нарушений, достаточность принятых мер.
Министерство финансов регулярно проводит семинары для ГРБС, государственных учреждений, государственных заказчиков, сотрудников органов внутреннего муниципального финансового контроля, представителей министерств и ведомств и их подведомственных учреждений.
В соответствии с установленными нормативными правовыми актами Якутии о предоставлении субсидий из госбюджета при отборе получателей субсидий, грантов одним из критериев является отсутствие просроченной задолженности по возврату субсидий, бюджетных инвестиций, а также задолженности по предписаниям, представлениям и постановлениям о назначении административных штрафов. Министерство предоставляет ГРБС соответствующую информацию, что также способствует своевременному устранению нарушений и принятию мер по их недопущению в будущем.
— Вы упомянули муниципальный контроль. Оказываете ли вы поддержку контрольным органам на местах?
— Вопрос развития муниципального финансового контроля очень важен. Минфин Якутии постоянно взаимодействует с органами внутреннего муниципального финансового контроля, консультирует их. Так, в ходе комплексных проверок на местах контролерами-ревизорами министерства оказывается методическая помощь, а по итогам контрольных мероприятий в администрациях муниципальных образований проводятся рабочие совещания. Мы организовали регулярные семинары по вопросам осуществления внутреннего муниципального контроля, контроля в сфере закупок, внутреннего финансового аудита для специалистов муниципальных образований и заказчиков.
В последние годы активнее занимаемся организацией стажировок для муниципальных контролеров-ревизоров, реализующих полномочия внутреннего муниципального финансового контроля и контроля в сфере закупок. Так, в 2023 году прошли стажировки для 12 муниципальных контролеров-ревизоров, в 2024 году планируется проведение стажировок еще для 10 человек.
— Взаимодействуете ли вы с другими контрольными органами?
— Конечно. Мы наладили взаимодействие с региональным Управлением Федерального казначейства, Управлением Федеральной антимонопольной службы, Управлением Федеральной налоговой службы, со Счетной палатой республики. Также работаем с Управлением при главе региона по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Министерство участвует в координационных совещаниях по обеспечению правопорядка, в заседаниях межведомственной рабочей группы по противодействию правонарушениям при реализации национальных проектов, коллегиях прокуратуры Якутии. Озвучиваем информацию о нарушениях, выявленных министерством при проверках использования средств, направленных на национальные и федеральные проекты. Также мы участвуем в заседаниях межведомственного Совета надзорных и правоохранительных органов при Якутском природоохранном прокуроре.
Активное взаимодействие и объединение усилий позволяет обеспечивать более качественный рискориентированный контроль в целях как предотвращения нарушений, так и их выявления и устранения. Ведь перед всеми органами контроля стоит общая задача — способствовать социально-экономическому развитию республики.
Мы также являемся членами Рабочей группы по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, созданной Министерством финансов РФ, с момента ее возникновения. За 10 лет существования рабочей группы проделан огромный объем работы, принят ряд правовых актов. Это подтверждает действенность формата, когда на одной площадке встречаются профессионалы из различных регионов и обсуждают насущные темы и вопросы.
— Минфин России сегодня активно продвигает такую форму, как контрольный мониторинг. Как вы относитесь к этой инициативе?
— Цифровизация является неотъемлемой частью развития финансовой системы в целом. Естественно, она затронула и контрольную деятельность. Перед контрольным блоком стоят глобальные задачи по трансформации и цифровизации контроля.
Целью осуществления контрольного мониторинга является выявление признаков нарушений на раннем этапе и предотвращение ущерба. Применение данного механизма, на мой взгляд, упростит осуществление контрольных действий, поскольку у ревизоров будет доступ ко всем данным в режиме реального времени. В то же время он потребует времени для адаптации как объектов контроля, так и контрольных органов. В конечном итоге выстроенная система контрольного мониторинга станет эффективным инструментом в руках контрольных органов и снизит уровень допущенных нарушений при расходовании бюджетных средств.
— Хотелось бы еще поговорить о будущем. Какие планы перед собой ставите на ближайшие годы?
— Наша первоочередная задача по-прежнему заключается в усилении контрольной деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля. Сегодня отдельными муниципальными образованиями контроль осуществляется не в полной мере, что недопустимо. Также крайне важно, чтобы наши ГРБС усилили внутренний финансовый аудит и ведомственный контроль в рамках законодательства о контрактной системе.
— А если говорить конкретно о вашей работе?
— В краткосрочной перспективе нам необходимо окончательно внедрить утвержденные Минфином России дополнительные формы отчетности о результатах контрольной деятельности. Нами, как и многими регионами РФ, они пока только апробированы.
Также нам нужно усилить акцент на предупреждении и профилактике правонарушений, а следовательно, выйти за пределы устоявшихся методов последующего контроля и больше работать с контролем предварительным. Ключевым фактором развития государственного финансового контроля в этой связи является цифровизация. Для Якутии это особенно актуально в связи с удаленностью и транспортной недоступностью отдельных объектов контроля. Доступность всей документации в удаленном формате увеличит охват проверками бюджетных средств, а также уменьшит временные и трудовые затраты контролеров-ревизоров.
Подготовила А. Ю. Ольховая