Версия для печати 227 Материалы по теме
Вопросы осуществления внутреннего финансового аудита

Понятию «внутренний финансовый аудит» более 10 лет. Впервые оно было включено в Бюджетный кодекс в 2013 году. Основы его осуществления заложены в статье 160.2-1 БК РФ, согласно которой аудит необходим в целях оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств и администратора бюджетных средств, подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, повышения качества финансового менеджмента.

Анна Юрьевна Морозова, руководитель Управления Федерального казначейства по Вологодской области

Ольга Валентиновна Асеева, начальник отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Вологодской области

Нормативная база и стандарты

В настоящее время создана нормативная правовая база, позволяющая в полной мере осуществлять внутренний финансовый аудит (далее — ВФА): полномочия всех участников закреплены Бюджетным кодексом; Минфином России утверждены федеральные стандарты, покрывающие все аспекты данной деятельности. Кроме того, в 2023 году федеральный Минфин разработал методические рекомендации, подробно разъясняющие порядок применения федеральных стандартов, с примерами формирования документов (таблица).

Таблица. Методические рекомендации, разъясняющие порядок применения федеральных стандартов при осуществлении ВФА

1

Методические рекомендации по оценке бюджетных рисков и ведению реестра бюджетных рисков

Письмо Минфина России от 11.09.2023 № 02-10-08/1/86333

2

Методические рекомендации по составлению и утверждению плана проведения аудиторских мероприятий и принятию решений о проведении внеплановых аудиторских мероприятий

Письмо Минфина России от 13.09.2023 № 02-10-08/1/88746

3

Методические рекомендации по формированию, утверждению и внесению изменений в программы аудиторских мероприятий

Письмо Минфина России от 21.09.2023 № 02-10-08/1/90065

4

Методические рекомендации по проведению аудиторских мероприятий

Письмо Минфина России от 27.09.2023 № 02-10-08/1/91855

5

Методические рекомендации по проведению мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков

Письмо Минфина России от 14.11.2023 № 02-10-08/1/108308

6

Методические рекомендации по составлению и представлению годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита

Письмо Минфина России от 17.11.2023 № 02-10-08/1/110272

7

Методические рекомендации по оформлению результатов аудиторского мероприятия

Письмо Минфина России от 29.11.2023 № 02-10-08/1/114704

На сегодняшний день органы Федерального казначейства обладают следующими полномочиями в области ВФА:

  • проводят анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств (ГАБС) ВФА в целях подготовки предложений по его совершенствованию;
  • осуществляют ВФА в целях оценки исполнения органами Федерального казначейства бюджетных полномочий администратора бюджетных средств;
  • проводят аудиторские мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности.

Аудит достоверности отчетности

Казначейство России является уполномоченной структурой[1] по осуществлению функций отдельных федеральных органов государственной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений в части ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности, начисления выплат по оплате труда и иных выплат. В соответствии с федеральным стандартом[2] уполномоченный орган осуществляет аудит отчетности ГАБС — субъектов централизованного учета (СЦУ) с учетом особенностей, зависящих от выбора вариантов организации ВФА (с образованием субъекта ВФА, передачей полномочий по осуществлению ВФА, принятием решения об упрощенном осуществлении ВФА).

Поделиться