Версия для печати 37 Материалы по теме
Вопросы осуществления внутреннего финансового аудита

Понятию «внутренний финансовый аудит» более 10 лет. Впервые оно было включено в Бюджетный кодекс в 2013 году. Основы его осуществления заложены в статье 160.2-1 БК РФ, согласно которой аудит необходим в целях оценки надежности внутреннего процесса главного администратора бюджетных средств и администратора бюджетных средств, подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, повышения качества финансового менеджмента.

Анна Юрьевна Морозова, руководитель Управления Федерального казначейства по Вологодской области

Ольга Валентиновна Асеева, начальник отдела внутреннего контроля и аудита Управления Федерального казначейства по Вологодской области

Нормативная база и стандарты

В настоящее время создана нормативная правовая база, позволяющая в полной мере осуществлять внутренний финансовый аудит (далее — ВФА): полномочия всех участников закреплены Бюджетным кодексом; Минфином России утверждены федеральные стандарты, покрывающие все аспекты данной деятельности. Кроме того, в 2023 году федеральный Минфин разработал методические рекомендации, подробно разъясняющие порядок применения федеральных стандартов, с примерами формирования документов (таблица).

Таблица. Методические рекомендации, разъясняющие порядок применения федеральных стандартов при осуществлении ВФА

1

Методические рекомендации по оценке бюджетных рисков и ведению реестра бюджетных рисков

Письмо Минфина России от 11.09.2023 № 02-10-08/1/86333

2

Методические рекомендации по составлению и утверждению плана проведения аудиторских мероприятий и принятию решений о проведении внеплановых аудиторских мероприятий

Письмо Минфина России от 13.09.2023 № 02-10-08/1/88746

3

Методические рекомендации по формированию, утверждению и внесению изменений в программы аудиторских мероприятий

Письмо Минфина России от 21.09.2023 № 02-10-08/1/90065

4

Методические рекомендации по проведению аудиторских мероприятий

Письмо Минфина России от 27.09.2023 № 02-10-08/1/91855

5

Методические рекомендации по проведению мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков

Письмо Минфина России от 14.11.2023 № 02-10-08/1/108308

6

Методические рекомендации по составлению и представлению годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита

Письмо Минфина России от 17.11.2023 № 02-10-08/1/110272

7

Методические рекомендации по оформлению результатов аудиторского мероприятия

Письмо Минфина России от 29.11.2023 № 02-10-08/1/114704

На сегодняшний день органы Федерального казначейства обладают следующими полномочиями в области ВФА:

  • проводят анализ осуществления главными администраторами бюджетных средств (ГАБС) ВФА в целях подготовки предложений по его совершенствованию;
  • осуществляют ВФА в целях оценки исполнения органами Федерального казначейства бюджетных полномочий администратора бюджетных средств;
  • проводят аудиторские мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности.

Аудит достоверности отчетности

Казначейство России является уполномоченной структурой[1] по осуществлению функций отдельных федеральных органов государственной власти, их территориальных органов и подведомственных им федеральных казенных учреждений в части ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности, начисления выплат по оплате труда и иных выплат. В соответствии с федеральным стандартом[2] уполномоченный орган осуществляет аудит отчетности ГАБС — субъектов централизованного учета (СЦУ) с учетом особенностей, зависящих от выбора вариантов организации ВФА (с образованием субъекта ВФА, передачей полномочий по осуществлению ВФА, принятием решения об упрощенном осуществлении ВФА).

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно